Археологи обвиняют Арыстанбека Мухамедиулы в уничтожении памятника ЮНЕСКО

Памятник истории мирового значения городище Талхиз был практически уничтожен в 2014 году.

Сауле Саденова

После недавнего ареста экс-министра культуры Арыстанбека Мухамедиулы, достоянием общественности стала информация о грубейших нарушениях земельного законодательства, совершенных в годы его руководства ведомством. Тогда один из ключевых объектов истории страны был практически уничтожен во время прокладки автомобильной дороги к элитному гонолыжному курорту в Алматинской области. Почему ученые снова заявляют о безнаказанном разрушении объекта Всемирного наследия и причем здесь директор Нацмузея Казахстана, читайте в материале golos-naroda.kz.

История древнего Талхиза уникальна – город ремесленников эпохи караханидов, населением порядка 5-6 тысяч человек, на протяжении столетий был частью Великого Шелкового пути. В его древних печах выплавлялась дамасская сталь, а монеты и осколки керамических изделий местные жители и сейчас иногда находят в окрестностях. Первые упоминания о Талхизе были обнаружены на страницах трактата «Худуд ал-Алем», написанного неизвестным персидским автором в конце X века нашей эры.

За более чем 40-летнюю историю раскопок археологам удалось доказать, что это был один из ключевых пунктов на легендарном караванном торговом пути, связывавшем Восточную Азию и Средиземноморье.

В 2014 году городище Талхиз получило международный статус - его включили в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. С тех пор к вопросам использования, охраны, сохранности и управления памятником применяются нормы и правила международного договора – Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, ратифицированной Казахстаном в 1994 году.

О планах властей проложить автомобильную дорогу прямо по древнему городищу общественности стало известно в том же 2014 году, когда начались первые строительные работы на территории памятника истории. Громкий скандал о возможно полном уничтожении памятника истории докатился и до столицы – Астаны (ныне Нур-Султан – прим.ред). Впрочем, тогдашний министр культуры в эфире одного из телеканалов лично гарантировал сохранность древнего городища и заверил, что через него не пройдет автомобильная дорога.

Однако вопреки клятвенным заверениям в телевизионном эфире высокопоставленного чиновника, который к тому же тогда был председателем Национального комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО и ИСЕСКО строительные работы не были остановлены. Несмотря на то, что министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы объявил мораторий на строительство дороги, он в то же время одобрил проведение археологической экспертизы ТОО «Казархеология».

В результате проведенной экпертизы в 2016 году, «Казархеология» и вовсе указала, что археологические находки не представляют исторической ценности. При том, что Талхиз совместно с 33 другими памятниками представляет собой «Объекты Великого Шелкового пути в Чанъань - Тянь-Шанском коридоре» и уже был включен в список Всемирного наследия.

Когда для изучения Талхиза прибыла международная группа ученых из Китая, перед ними открылась удивительная картина.

Фото: предоставлено Ольгой Гумировой / группа китайских ученых на месте городища Талхиз.

Выяснилось, что буквально за пару месяцев, сразу после того, как археологи закончили сезонные исследовательские работы, строители автотрассы успели повредить внешнюю стену городища и начали прокладывать асфальт прямо по средневековому мусульманскому кладбищу. Таким образом, хроника защиты древнего Талхиза затянулась на несколько лет. За это время его удалось отстоять как минимум дважды –  в 2014 году, когда только начались строительные работы и в 2016-м, когда дорожники прошлись бульдозерами по средневековому кладбищу и подкопали южную башню цитадели.

Свидетели тех событий писали в соцсетях, что им пришлось собирать человеческие кости прямо на дороге, проложенной через древние захоронения.

«На обочинах по краям уже частично пробитой дороги мы вместе с активистами Салтанат Ташимовой, Айгуль Туркпенбаевой, Андреем Бузыкиным, Абаем Ерекеновым, журналистом Шолпан Махмудовой, руководителем Зеленого Спасения Сергеем Куратовым и археологом института археологии имени Маргулана Арнабаем Нуржановым зафиксировали очаги дважды уничтоженных домов, скопления кирпичей, остатки булыжных мостовых, многочисленные фрагменты керамики», – сообщала тогда Ольга Гумирова. 

«Кем был этот человек - праведником или грешником, купцом, скотоводом или ремесленником, мы никогда не узнаем. Его последнее пристанище разрушено бульдозером. Его дом, то, что от него сохранило время. Сейчас уничтожают бульдозеры и экскаваторы - строят дорогу на высокогорный частный курорт «Ак-Булак», – сообщала в своем Facebook археолог Ольга Гумирова.

На одном из снимков, сделанном с кладбища, видно, во что превратился раббат - пригород, где жили ремесленники, земледельцы и скотоводы.

«Мы никогда не узнаем, как были устроены их дома и быт, информация безвозвратно утеряна. О том, что здесь уничтожается история Казахстана, в курсе министерство культуры, Генеральная прокуратура, акимат Алматинской области, акимат Талгара, полиция и еще куча чиновников всех рангов и сословий и наша продвинутая интеллигенция, но... интеллигенция, как водится, безмолвствует. Точнее, она вся из себя такая культурная и просвещенно-продвинутая, клянущаяся с высоких трибун, в соцсетях и на тоях в любви к своей стране, так сильно переживающая за ее историю, вот уже который день (или неделю) обсуждает секс-скандал, в который вляпался министр культуры. Министру культуры, соответственно, тоже некогда из-за неприличного скандала заниматься этой доставшей его культурой (не царское это дело?), всей в целом, ну и судьбой уникального памятника истории в частности», – писала археолог.

Варварское уничтожение памятника истории не прошло мимо внимания Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. По предварительному решению Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО казахстанским властям было настоятельно рекомендовано перенести дорогу за пределы памятника и его буферной зоны и срочно остановить все виды работ.

После череды громких разбирательств, посещения городища чиновниками разных уровней, взаимных обвинений в ошибке и всевозможных комиссий, строительство дороги все же удалось отменить.

От прямых обвинений высокопоставленных лиц ученые-археологи в то время воздерживались и даже не сообщали авторов большинства снимков, потому как на некоторых из них оказывалось давление, о чем также стало известно уже после ареста ответственного чиновника – Арыстанбека Мухамедиулы.

«Этот пост с чувством глубокого удовлетворения размещаю на своей странице. Наконец-то в нем озвучено имя человека, который дал добро на уничтожение Талхиза, памятника из списка ЮНЕСКО, средневекового тюркского города, и название ТОО-шки, которая исполнила заказ. Я помню лицо археолога Арнабая Нуржанова, когда мы из склонов проложенной через городище дороги вытаскивали куски керамики, железа, кирпичи, в его глазах стояли слезы», – рассказывает Ольга Гумирова.

Археолог пояснила, что автора фото долгие годы не могла указать, чтобы «не было проблем»

«Знаю, что на Байпакова (Карл Байпаков – известный казахстанский и советский ученый-археолог, академик – прим.ред.) было оказано давление. Рикошетом прилетело и Марьяшеву (Алексей Марьяшев - советский и казахстанский археолог, доктор исторических наук, специалист по наскальным изображениям – прим. ред.). Случайно или нет, но Минкульт не выдавал ему гранты на раскопки и исследование петроглифов, даже если проекты набирали приличное число баллов», – пишет свидетель событий Ольга Гумирова.

И вот, спустя несколько лет после тех событий, выяснилось, что во время проведения работ по строительству было грубейшим образом нарушено земельное законодательство. Об этом рассказал эксперт по земельным отношениям Бакытжан Базарбек.

«Распространяется информация, что Арыстанбека Мухамедиулы поместили в СИЗО по фактам хищения бюджетных средств. Но в рамках данного уголовного дела можно расследовать некоторые факты нарушения земельного законодательства, совершенные последним в бытность его министром. Во-первых, уничтожение городища Тальхиз в Талгарском районе», - заявляет Бакытжан Базарбек на своей странице в Facebook.

По его словам, будучи министром культуры, именно Арыстанбек Мухамедиулы дал зеленый свет идеям ряда олигархов по строительству и прокладке дороги к горнолыжному курорту «Акбулак», где и находилось городище.

«Чего только не было сделано, чтобы реализовать планы по строительству. Свое положительное заключение о возможности строительства дороги дает частное ТОО «Казархеология», и после его заключения Управление пассажирских перевозок и автомобильных дорог Алматинской области, несмотря на возмущения и протесты экологической общественности, начинает строительство дороги», – пишет эксперт.

Кроме того, он заявляет, что заключение ТОО «Казархеология» было, мягко говоря, сомнительным, учитывая, что сотрудниками Института археологии имени Маргулана сделано совершенно противоположное заключение о важности территории памятника как культурной ценности.

«Даже ЮНЕСКО возмущался этим случаем. Но Арыстанбек Мухамедиулы не учел замечаний ЮНЕСКО, не внял заключению Института археологии имени Маргулана и доводам общественности, и только на основе заключения ТОО «Казархеология» «отдал» территорию рядом с городищем под застройку дороги», – подчеркивает Бакытжан Базарбек.

По его мнению, решение министра нарушило требования статьи 127 Земельного кодекса, которые предусматривают, что «при освоении территорий до отвода земельных участков должны производиться археологические работы по выявлению объектов историко-культурного наследия в соответствии с законодательством Республики Казахстан».

«Далее согласно требованиям, предусмотренным п. 1 статьи 127 Земельного кодекса: «в случае обнаружения объектов, имеющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, землепользователи обязаны приостановить дальнейшее ведение работ и сообщить об этом уполномоченному органу по охране и использованию объектов историко-культурного наследия». При этом, согласно Кодексу, запрещается проведение всех видов работ, которые могут создавать угрозу существованию объектов историко-культурного наследия», – сообщает эксперт по земельным отношениям.

Помимо того, что препятствием к строительству дороги не стали ни обращения ЮНЕСКО, ни доводы Института археологии имени Маргулана и общественности, никто не проводил комплексную археологическую работу, строительные работы не приостановили.

«В итоге осколки керамики и кирпичей, фрагменты изделий из железа, средневековый тандыр, часть облицовки здания с несторианскими крестами, а также человеческие кости остались под гусеницами бульдозеров», – отметил Бакытжан Базарбек.

Многочисленные свидетельства очевидцев, фотоматериалы, а также заключения экспертизы долгое время не были основанием для судебных разбирательств по резонансному делу. Однако сейчас, когда экс-чиновнику предъявлены обвинения в хищении бюджетных средств, возможно будут учтены и грубейшие нарушения земельного законодательства, которые вероятно с попустительства, согласия или прямого указания Арыстанбека Мухамедиулы практически привели к полной потере средневекового памятника истории и культуры международного значения – городища Талхиз.

Реклама
Реклама
Новости партнеров