Зачем заниматься агробизнесом, если он становится нерентабельным?

Некоторые хозяйства в Восточно-Казахстанской области приняли решение не убирать зерно

Меруерт Нургазинова

Похоже нынешний весенне-полевой и уборочный сезон запомнится всем сельхозтоваропроизводителям. Нашествие саранчи, сайги, мотыльков, клеща, проблемы с получением ГСМ, «серый» импорт российского зерна – это только часть испытаний, с которыми им пришлось столкнуться. А впереди еще одна важная задача – собрать и продать урожай по хорошей цене. Но и она, по прогнозам экспертов из аграрной отрасли, не сильно порадует. Поэтому в этом году на уборку урожая могут выйти не все сельхозтоваропроизводители. К примеру, в Восточно-Казахстанской области некоторые хозяйства готовы «закатать» в землю субсидии, расходы на товарно-материально ценности, не убирая новый урожай. Все потому, что затраты на уборку будут выше, чем сама окупаемость. В Зерновом Союзе Казахстана сообщили, что аграриям необходимо переходить от пшеницы на выращивание других культур. Но, опять-таки, и это потребует использования совсем других технологий и техники. «Голос Народа» разбирался в ситуации.

Начнем с того, что зернопроизводители упустили свои доходы еще с прошлого года. Оптимальным запасом считается трехмесячный запас пшеницы в объеме 1 млн тонн в ресурсах Продкорпорации. Если в закромах родины накапливается больше 1 млн тонн зерна, то это все нерациональные запасы, которые приводят к упущению дохода.

По информации Зернового Союза Казахстана, по итогам сезона 2021-2022 годов чистые остатки в конечных запасах пшеницы составили 2,6 млн тонн, из них нерациональные запасы – 1,6 млн тонн. При средней закупочной цене на пшеницу мягкую 140 тыс. тенге за тонну объем нереализованной пшеницы (1,6 млн тонн) оценивается в 224 млрд тенге.

По итогам сезона 2022-2023 годов ожидаются чистые остатки в количестве 3,7 млн тонн, нерациональные запасы – 2,7 млн тонн (+69%). С учетом нового урожая озимой и ранней яровой пшеницы, а также импорта пшеницы, поступающих на рынок в июле-августе 2023 года, конечные запасы текущего сезона, переходящие на сезон 2023/24 годов, могут составить до 6,3 млн тонн (+15%). Таким образом, по итогам текущего сезона при нерациональных запасах 2,7 млн тонн и средней закупочной цене в течение сезона 105 тыс. тенге за тонну пшеницы мягкой объем нереализованной пшеницы оценивается в сумме 284 млрд тенге.

«Нереализованная пшеница в денежном выражении в 2 раза превышает помощь Правительства в виде бюджетного кредита (140 млрд тенге – прим.ред)), ежегодно предоставляемого зернопроизводителям на проведение посевной кампании. Упущенная возможность реализовать всю свою товарную продукцию по рыночной цене ведет к снижению собственных оборотных средств у отечественных зернопроизводителей, увеличению спроса на заемные средства, что, в конечном итоге, приводит к ослаблению финансовой устойчивости казахстанских производителей зерна», - сообщили в ЗСК.

По словам председателя правления АО «Атамекен-Агро» Кенталя Исламова, в текущем сезоне заметно выросла стоимость материально-технических ценностей.

«Цены на материалы, которыми мы пользуемся если повышение произошло кратное, то товар, который мы производим в процентном соотношении порядка 80-90% увеличение цены происходило, если взять, к примеру, гербициды, по некоторым видам – 4-хкратное повышение цены, дизтопливо – 2-хкратное повышение цены, в то же время есть барьеры для экспорта, где мы получали более высокие цены. По большому счету, низкорентабельное производство делают совсем нерентабельным. Много сейчас поднимаются вопросов относительно голодомора, это чуть ли не геноцидом называют, я хочу сказать, прежде всего что это было ледствием неправильной аграрной политикой, которая была в советском союзе. Никто не смотрит вглубь, говорили, что надо объединить успешных фермеров с неуспешными, создать это колхозы, совхозы, в конечном счете потеряли тех, кто действительно мог работать на земле и производить продукцию. Потом решили, что надо кормить население, весь семенной фонд скормили, потом началась вся эта проблема», -рассказал он о том, как история ничему не учит аграрных чиновников.

Кроме того что выросла цена на ГСМ, в период проведения уборки, возможны срывы поставки солярки.

«Операторы определены, объемы определены, возможности поставки ГСМ нет. Уборка начинается раньше, чем идет поставка дизельного топлива», - сказал Кенталь Исламов.

И, раз уж пшеница становится невыгодной, представитель ЗСК призывает коллег переходить на новые культуры бобовые и масличные. Но и здесь есть свои нюансы. Новая культура требует другого подхода. К примеру, чтобы хранить подсолнечник, нужно в два раза больше мощностей, чем для пшеницы, тот есть в два раза больше элеваторов.

Ситуацию обостряет засуха, которой подверглись некоторые районы в Абайской, Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Павлодарской областях.

«Некоторые СХТП принимают решение о том, чтобы не убирать урожай не потому, что они купят из России, а потому что затраты на уборку урожая будут выше, чем окупаемость. Они просто паруют и готовят землю к следующему году. Такая ситуация в тех регионах, которые пострадали от засухи, от саранчи, от сайги, еще в этом году пришел клещ, которого давно не было, мотылек, капустная моль и много-много чего, которые портят нам сильно прогнозы на урожай», - сказал генеральный директор Aitas AgroТалгат Алдажаров.

«Урожая пшеницы особого не будет.

Озимую пшеницу мы сейчас убираем. У нас урожайность озимой пшеницы в два раза ниже, чем мы бюджетировали. Погодные условия, которые сейчас сложились, по крайней мере в нашей стороне, неблагоприятные. Есть надежда на подсолнечник, но и с ним ситуация не из лучших. В прошлом году в сезон заходили, цены на подсолнечник была в 2,5-3 раза выше, чем сейчас мы заканчиваем сезон», - добавил он.

В ЗСК видят решение проблемы в проведении анализа.

«Есть ли смысл заниматься выращиванием культур, чтобы конце сезона перепахать труд, закатать в землю полученные субсидии, остаться с долгами. Если мы хотим дальше обеспечить себя своей продукцией, нужно понимать отправную точку, понимать точки роста, нужно заказывать исследование МСХ, правительству. Такое исследование напрашивается, я удивлен, что его до сих пор нет, последние несколько лет ситуация меняется в части рынков, потоков. Такое ощущение, что они не думают, куда эти потоки пойдут, комплексно не видят ситуацию. Мы делаем все, чтобы производство зерна стало неконкурентоспособным», - сказал председатель Зернового Союза Казахстана Нурлан Оспанов.

Реклама
Реклама
Новости партнеров