Поднять наценку на указанные виды продукции в рамках ГОБМП и ОСМС единый дистрибьютор намерен с нынешних 7 до 11%
Сделать это просто так компания со стопроцентным участием государства не может. Поэтому с августа она начала проводить публичные слушания по данному вопросу. Аналитик «Голоса народа» поучаствовала в первой такой встрече и попыталась понять, насколько аппетиты СК-Фармация обоснованы.
Посчитали расходыНапомним, именно «СК-Фармация» обеспечивает лекарствами и медизделиями больницы и поликлиники страны. Ежегодно на их закуп из бюджета выделяется порядка 400 миллиардов тенге. Компания применяет несколько видов наценки - от 3 до 7%.
«Наши расходы - это не только закуп лекарственных средств. Их нужно еще и доставлять. Хранение, транспортировка, доставка препаратов во все населенные пункты, в том числе удаленные, - наша основная статья затрат.
Второй момент – нам необходимо создать неснижаемый запас медикаментов по важным заболеваниям. Мы отгружаем и доставляем их по заявкам. Если случится не спрогнозированная или чрезвычайная ситуация, подобная COVID или январским событиям, то данный неснижаемый запас будет подушкой безопасности», - рассказала пресс-секретарь «СК-Фармация» Айгерим Смаилова.
Так, после январских событий логистика была приостановлена, почти 4 месяца фармрынок работал за счет резерва.
Не надо решать вопросы между двумя за счет третьегоВ целом проект наценки основывается на фактических затратах по итогам 2022 года. Наибольшие расходы приходятся на логистические услуги – это транспортировка, хранение и погрузочно-разгрузочные работы лекарственных средств и медицинских изделий – они занимают 45% от расходов, связанных с реализацией медикаментов Единым дистрибьютором.
«СК-Фармация» в целом закупает более 1,5 тысячи видов лекарственных средств, которые затем распределяются по медучреждениям страны. В ходе слушаний представители компании, обосновывая планы по повышению наценки, пытались апеллировать к кредиторской задолженности медорганизаций, которая достигала 50 млрд тенге.
Заместитель председателя правления ОО «Евразийская медицинская ассоциация» Ермек Ясылов считает подобные отсылки несостоятельными.
«Если кто-то кому-то должен, то тот, кому должны, не может за счет третьей стороны покрывать свои расходы. Вопрос кассового разрыва не должен касаться наценки и должен решаться ведомственно – минздравом.
Кассовый разрыв может возникать по разным причинам, неправильное планирование, еще что-то, но нужно решать вопросы предметно. Этот фактор не должен быть в списке причин повышения наценки», - высказался в кулуарах публичных слушаний эксперт.
«Если наценка правильно рассчитана, и антимопонопольщики ее поддержат, то она ляжет на плечи производителей или дистрибьютора».
Ясылов также добавил, что он и коллеги своевременно не получили полный материал с обоснованием наценки.
«Нужно понять риски и проблемы, к которым может привести этот шаг. Надо просчитать, насколько он будет эффективным, понять цену вопроса», - сказал он.
Куда пойдут средстваИсполнительный директор «Ассоциации производителей фармацевтической и медицинской продукции ФармМедИндустрия» Казахстана Гульдария Манакпаева в свою очередь пыталась уточнить у «СК-Фармация», что еще, помимо заявленных планов, намерена сделать компания за счет наценки: увеличивать штат, расширять мобилизационный резерв и т.д..
«В 2009-2010 годах наценка была 15%, в 2011-2014 уменьшилась до 10%, 2015 – наценка 9,5%, 2016 – 8,5%, 2017 – снизилась до 7%. Сейчас наценка на уровне 6,5-7%, вы хотите повысить до 11%. Хотелось бы понять - куда будут направлены средства от наценки», - сказала эксперт.
Ясных ответов она и коллеги на момент первых слушаний не получили. По результатам проведения публичных слушаний проект по размеру наценки отправится в Агентство по защите и развитию конкуренции РК.
Отметим, на первых слушаниях участники несколько раз подчеркнули, что «СК-Фармация» не работает с розничной сетью аптек, поэтому не отвечает за их ценовую политику.
Тем временем, как сообщали в июле аналитики energyprom.kz, по росту стоимости лекарств Казахстан занимает лидирующие позиции в Евразийском экономическом союзе.