поиск
×
Общество

Разорение и банкротство: налоговики насчитали казахстанским грузоперевозчикам миллионные долги

Предпринимателей обязывают к переводу режима налогобложения задним числом

Сауле Саденова
02 августа 2023 года в 10:52

Разорение и банкротство: налоговики насчитали казахстанским грузоперевозчикам миллионные долги
Коллаж: «Голос народа»

Грузоперевозчики Алматы обвинили налоговые органы в неправомерном начислении многомиллионных задолженностей за три года. Предприниматели заявляют, что выплата внезапно начисленного долга грозит им разорением. Почему казахстанские бизнесмены называют действия налоговых органов «беспределом» и что по этому поводу говорит эксперт-аудитор, в материале «Голос народа».

БИЗНЕСМЕНЫ & НАЛОГОВИКИ

С начала июня предприниматели Алматы начали массово получать уведомления от налоговой службы о необходимости погашения многомиллионных сумм задолженности.

В уведомлениях отмечается, что еще в 2020 году грузоперевозчики, работающие по «упрощенке» должны были перейти на общеустановленный режим со ставкой налога в 10%.

По словам бизнесменов, по требованиям налоговых органов им предписано оплатить эти 10% налогов за три года – с 2020 по 2023. Речь идет о миллионах тенге.

«Мы предприниматели Казахстана, работающие в сфере грузоперевозок на автомобильном транспорте и применяющие упрощенный режим много лет, в начале 2023 года начали в массовом порядке получать уведомления от налоговых органов о том, что мы неправомерно применяем упрощённый режим. В уведомлениях говорилось, что мы являемся по сути агентами, применяем агентские договора и действуем за счет и по поручению заказчика и что применяя окэд 52291 ( транспортно-экспедиционные услуги) мы не имеем право применять упрощенный режим», – сообщила  руководитель ИП «Акжолов» Наталья.

Предприниматели с таким решением категорически не согласны. Они заявляют, что по условиям их работы, агентами они не являются.

«Мы с этим в корне не согласны, поскольку действуем не по поручительству и счет заказчика, а предоставляем полную услугу грузоперевозки под ключ, несем полностью юридическую ответственность за сохранность перевозимых грузов, что указано в договорах, а так же несем полную финансовую нагрузку, то есть расплачиваемся с поставщиками услуг за свой счет, а от клиентов получаем пост оплату позже, бывает даже через 30-50 дней. Многие из нас имеют машины на договорах аренды или свой транспорт на балансе и осуществляем смешанную деятельность перевозчика и экспедитора», – добавила она.

Представитель ИП «Даниал» Марат отмечает, что уведомления начали приходить только в 2023 году, тогда как многие грузоперевозчики работают на «упрощенке» более 7 лет.

«Почему до сих пор есть возможность открыть ИП на упрощенке, используя ОКЭД 52291, у нас есть компании, зарегистрированные в мае 2023 года. Почему все эти годы налоговые инспектора принимали у нас отчеты, прекрасно видя, что ОКЭД не соответствует упрощенному режиму. Получается ждали 3 года налоговых каникул, а теперь высылают уведомления и хотят перевести на общеустановленный режим задним числом с 2020 года, соответственно мы должны будем пересдать все отчеты и вместо 0% за этот период оплатить 10 % налогов, штрафов и пени. Учитывая то, что ИП на упрощенке не отчитывается за свои расходы и мы не собирали расходные документы за эти годы, то платить 10% придется с суммы оборота, а это около 5-6 млн за каждый год», – подчеркивает Марат.

Кроме того, он отмечает, что во всех регионах налоговые органы дают разрозненную информацию.

«В Костанае наших коллег все же перевели задним числом на ОУР и доначислили налоги, правда без штрафов, в Шымкенте ставят текущим периодом, без доначислений и штрафов. В Таразе вообще не в курсе того, что пооисходит и считают правомерным использования упрощенного режима. В Алматы ДГД уже 2 недели спорит с УГД по этому вопросу и так и не дали нам четкого ответа. То есть, налоговики и сами еще не разобрались до конца в этих вопросах, но уведомления успели выслать, на которые мы по закону должны ответить в течении 30 дней. Многие из нас используют так же ОКЭД 49410 - деятельность грузового автомобильного транспорта. Мы переживаем, что скоро и по этому ОКЭД придут уведомления», – говорит представитель ИП «Даниал».

По мнению предпринимателей, практика перевода компаний задним числом за последние три года, а так же различные доначисления, штрафы и пени «убивают бизнес» в Казахстане. Действия налоговых органов грузоперевозчики считают «беспределом», который приведет к банкротству.

Для решения наболевшего вопроса бизнесмены обратились к президенту РК.

«Уважаемый Касым-Жомарт Токаев! В последние месяцы мы столкнулись с беспределом со стороны налоговых органов, у нас создаётся впечатление, что наш бизнес хотят разорить или уничтожить. Мы ИП на упрощенном режиме, в основном занимаемся международными грузоперевозками и экспедиторской деятельностью, многие из нас работают более 10 лет. После того, как закончились налоговые каникулы, нам стали поступать уведомления из налоговой о том, что мы применяем несоответствующий налоговый режим, что мы как экспедиторы не имеем право работать по упрощённом режиму. Налоговые органы предлагают нам встать на ОУР задним числом с 2020 года и соответственно оплатить налоги, штрафы и пеню. Мы много лет сдавали отчёты по упрощённой форме и имели право не собирать расходную часть, теперь данное предложение от налоговых органов грозит нам десятками миллионов налогов и штрафов», –  заметили предприниматели в своем в обращении к Токаеву.

Грузоперевозчики заявляют, что в случае выплаты начисленных штрафов, многие из них попросту разорятся.

«Если налоговая будет настаивать на признании нас агентами и переведет на ОУР с 2020 года, мы просто разоримся. Суммы налогов будут от 15 млн тенге, а еще пеня и штраф», – заключили бизнесмены.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Член Ассоциации аудиторских организаций и аудиторов Казахстана Алия Мусина пояснила, что несмотря на резонанс, действия налоговых органов законны.

«Так как предприниматели применяют ОКЭД 52291 - транспортно -экспедиционные услуги, подразумевается, что они заключают агентские договора с клиентами для перевозке грузов. Поэтому действия налоговиков правомерны. К тому же именно пункт 3 статьи 683 в Налоговом Кодексе был давно. Те, кто применяет агенсткие договора, не могут работать на упрощенке. Так как транспортные компании сами выбрали себе ОКЭД, как транспортно-экспедиционные услуги, поэтому они подпадают под этот пункт, и получается, действия налоговых органов правомерны. Что касается внесения изменений задним числом, это тоже корректно - срок исковой давности 3 года. В течение этого периода налоговые органы вправе требовать внесения изменений и корректировок», – считает эксперт.

Казахстанский аудитор отмечает, что код ОКЭД был выбран самими предпринимателями, и он не подпадает под упрощенный налоговый режим.

«Я понимаю, если бизнесменов слишком много и они хотят огласки, якобы действия Налогового комитета неправомерны. На самом деле, закон был принят уже давно, еще в 2018 году. Незнание закона не освобождает от ответственности. Предприниматели сами выбрали ОКЭД, который не подпадает под «упрощенку», – резюмировала Алия Мусина.

Новости партнеров

Вам будет интересно