Как уверяют камазисты, нормальное топливо на городских топливных базах купить практически невозможно
Скандал с углем набирает обороты: недовольные закрытием самовывоза угля с Шубаркольского разреза камазисты приехали на месторождение объяснить свою позицию лично руководству АО «Шубарколь-Комир». Корреспонденты «Голоса народа» тоже отправились за 400 километров от Астаны, чтобы понять: не грозит ли стране новый дефицит?
На днях, в ходе встречи в Астане, чиновники и владельцы угольного разреза заверили, что уголь в северном Казахстане обязательно будет. Для этого они планируют увеличить количество точек его продажи в Астане, а также объемы отгрузки жд-транспортом. Однако водители большегрузов, которые много лет подряд забирают уголь прямо с разреза и везут в села Акмолинской, Костанайской и других областей, в эти обещания не верят.
Рассказать о том, почему выписанная в кабинетах схема скорее всего не сработает они решили лично руководству угольного разреза.
«Я вот живу в Астраханском районе акмолинской области, у нас есть станция Жалтырь, это маленький тупик, туда входят 3-4 вагона. Я один год там в очереди простоял с вечера. В своем селе, 10 км от дома, вечером я приехал и на следующий день я вечером уехал, не загружаясь, потому что там монополисты наши сидят и распределили эти 4 вагона себе», - рассказывает о том, что происходит на топливных базах в регионах один из водителей.
«Семь вагонов приходит на тупик. Например, зилисты, камазисты, туда приезжают, не открывают им тупик. Говорят, откроем завтра утром. А вечером уже они открывают, китайцы-сорокотонники с прицепами грузятся, а шафера приходят — угля нет, вагоны пустые», - вторит ему другой мужчина.
Пообщаться с ратующими за самовывоз водителями вышел генеральный директор АО «Шубарколь комир» Сергей Ким в окружении своей свиты.
Общение выдалось интересным: водители узнали, что самовывоз закрыли в том числе из-за них: оказывается, они создают на разрезе беспорядок и оставляют после себя мусор.
Вторая причина более серьезная: серый экспорт, когда с месторождений уголь отвозят на тупики и отправляют за границу.
А водители рассказали главному по углю, что шубарколь на карьере и шубарколь на топливной базе – это два совершенно разных вида угля.
«Думаю, что Макинка это всё-таки рядом с Астаной. По крайней мере, ближе туда ехать. То есть если была бы возможность, то вам проще ехать на Астану», — попытался убедить одного из шоферов в том, что схема без самовывоза выгодна всем Сергей Ким.
«Нет, нам проще сюда приехать. Во-первых, это цена. А во-вторых, там килишеванный уголь, не возьмете там хороший уголь. А мы сами его возим людям, а с нас люди спрашивают, почему ты привез мелочь», — возразил камазист.
Цена – это действительно ключевой момент всего спора. Как признаются водители, они возят уголь в те села, где сами живут. И, по-человечески, иногда входят в положение односельчан, дают отсрочку и рассрочку платежей за уголь.
А при новых правилах стоимость тонны топлива вырастет значительно. На разрезе уголь стоит около 9 тысяч тенге за тонну, плюс дорога и прочие расходы. Итого – в село, где-нибудь в окрестностях Астаны, топливо приходит примерно по 20 тысяч за тонну. На жд-тупике уголь продается уже от 15 тысяч, а где-то от 20 тысяч тенге за тонну, но еще нужно заплатить за разгрузку с вагона, погрузку на КамАЗ, включить расходы на долгое ожидание, ведь иногда своей очереди приходится ждать сутки и более. Ну и, конечно, транспортные расходы. Итого, по словам водителей, тонна угля для какой-нибудь бабушки в селе Акмолинской области обойдется значительно дороже
Сергей Ким в расчеты камазистов вникать не стал, в непонятные схема на тупиках – тоже.
«Я не знаю, какое у вас там управление, какой акимат, честный он или нет, не могу говорить про это. Но сейчас эта ответственность лежит на нем. Начиная от того, кто добывает, кто перевозит, кто там продает и как это контролирует акимат, это целая цепочка. Сегодня акимат в силу того, что это приоритетный вопрос обеспечения углем населения, они должны взять это на контроль», - заверил он собравшихся.
Также глава разреза подтвердил, что решение о закрытии самовывоза принято и пересматривать его никто не собирается. Правда, после встречи с камазистрами на своей территории, Сергей Ким пообещал все же донести их доводы до руководства компании. И, если оно даст «добро», самовывоз с разреза все же будет возобновлен.
Напомним, ранее водители и жители сёл встретились с представителями Минидустрии и материнской компании АО «Шубарколь-Комир» — ERG.