поиск
×
Казахстан

Предпринимательница: Бракованное мясо идет на рынки Астаны

Также на рынках в свободном доступе может продаваться свинина российского производителя, зараженная листерией и сальмонеллой

Меруерт Нургазинова
27 июля 2023 года в 17:46

Предпринимательница: Бракованное мясо идет на рынки Астаны
fergana.agency

Стоимость мяса и мясной продукции, пожалуй, не тот показатель, на который нужно ориентироваться потребителю. Реалии обязывают глубже погружаться в вопрос, поскольку существует большая вероятность, что мясо, реализуемое на рынках - низкого качества, не прошедшее ветеринарный контроль. Пока центральные государственные органы и акиматы не могут проводить проверки субъектов малого и микропредпринимательства из-за действующего в стране моратория, бизнес пользуется «положением» и торгует мясом без документов. Производитель мясной продукции из Северо-Казахстанской области Елена Ахметова рассказала «Голосу Народа», как сегодня устроен рынок переработки, куда девают больной скот, почему местные торговые сети предпочитают работать с российскими производителями. Читайте в эксклюзивном материале.

Из чего сделаны колбаса и сосиски, откуда завезено мясо и есть ли на него соответствующие документы – этими вопросами нужно задаваться в нынешних реалиях казахстанскому покупателю. Из-за моратория государственные органы не могут проводить проверки бизнеса, поэтому надеяться нужно только на себя. Ведь ни цена, ни открытое лицо продавца не являются гарантией того, что перед вами качественный товар.

На рынках Петропавловска продается мясо российского производства без подтверждающих документов, которое в идеале подлежит жесточайшему контролю. Мы писали о том, что в свинине производства ООО «Мироторг-Курск», учредителем которого является агрохолдинг «Мироторг» выявлены патогенные микроорганизмы – сальмонелла и листерия. Вместе с тем, в Казахстан, а также в другие страны-участницы Таможенного Союза импортировать продукцию этого производителя не запрещается, лишь есть указание тщательнее проверять поставки этой компании и еще 4 производителей из России. Между тем, по словам предпринимательницы из Петропавловска Елены Ахметовой, завезти в Казахстан свинину «Мироторга» ей не разрешили, товар мог остаться на границе, поскольку и Россия отказывалась обратно запускать продукт.

«На казахстанско-российской границе начальник поста нас заставил этот груз выгрузить, сказал, что машину не пропустит. Ночью водитель перелопатил 2 тонны груза, вытащил эти коробки, оставил на посту. Назад он поехал для возврата, Россия нас сначала не пропускала, но потом начальник российского поста пошел нам на встречу. Но, получается, о том, что на ввоз мяса от «Мираторг» стоит запрет, мы узнали только так. Хорошо, что мы этот карбонат смогли вернуть и возврат у нас оформлен по всем документам», - рассказывает Ахметова

Примечательно, что даже  чиновники не могут заранее гарантировать бизнесу: пройдет мясная продукция контроль или нет:

«Скорее всего, продукция была оттуда, где было наложено ограничение. Был такой инцидент, я помню, что предприятие было закрыто по ЧС, а когда усилен лабораторный контроль, завозить стало возможно, мы отбираем пробы», - сказала руководитель отдела безопасности пищевой продукции территориальной инспекции Северо-Казахстанской области Зоя Жомартова.

Между тем, по словам Елены Ахметовой российское мясо нелегально завозится в Казахстан, без каких-либо разрешающих документов.

«Нам не разрешили его завезти. Хотя я говорила начальнику ветеринарии, что мы – переработчики. Мы его можем сдать на анализы и пустить на переработку. Мы для этого и купили карбонат. Но нам не разрешили. А город торгует в открытую. Я сама лично подошла к точке. Стоит на ЦОТе женщина. Спрашиваю:«у вас это мясо откуда?» Отвечает: «с России, «Мираторг» видите же написано. Что вы хотели?» Я ей говорю: «купить хочу, но сначала - посмотреть документы». Она начала на меня кричать: «вы что тут спрашиваете документы, мне привезли, я торгую. Это все к хозяйке точки!» Они так неадекватно реагируют, потому что все прекрасно знают. Я потом к следующей точке пошла, спрашиваю, у вас есть документы на это мясо? Нет, конечно – она мне говорит. Что привезли, то мы и продаем», - вспоминает свою прогулку по рынку Петропавловска Елена Ахметова.

Процессы в «мясном» бизнесе, по словам женщины, отлажены годами. В частных домах физических лиц находится большое количество холодильных установок. Туда завозят мясо, которое не прошло ветеринарный контроль. Куда оно отправляется потом – отдельная история. 

«То мясо, которое бракуется мясокомбинатами, отправляется на астанинские рынки. Если мясокомбинат отказывается от этого мяса, поставщики знают, что они его реализуют в Астане. СКО является лидером по поставке мяса на рынки Астаны. Как это все происходит, это вопросы не к нам, производителям и поставщикам, а к работе ветеринаров – к столичной ветинспекции», - рассказывает предпринимательница.

Это большой теневой товарооборот, говорит Елена Ахметова. И люди даже не представляют что они едят.

«На наших рынках ветеринарные инспекторы работают только до обеда. Определенная часть времени остается бесконтрольно. Если бы ветеринарные инспектор сидел на рынке и до конца дня присутствовал, эти моменты были бы исключены. Как только ветинспектор с рынка уезжает, то есть заход мяса закончился, начинается обвалка. Заходит мясо, которое не прошло ветеринарный контроль, его обваливают, загружают в мешки и увозят, кормят им детские сады, школы, столовые, все, что угодно. Документов на это мясо нет. Либо можно договориться с ветеринарным инспектором – максимум что он даст, это акт», - говорит она.

Другой вопрос – куда девается больной скот. В лучшем случае – в колбасы и сосиски, хотя, по словам Елены Ахметовой, не всегда зараженное мясо идет в переработку. Сейчас колбасное производство от мяса практически отошло. Из чего сделан конечный продукт – этот секрет не раскроет ни один производитель.  Ахметова говорит, что ее цех производит только натуральную продукцию, правда, стоит она дороже чем у конкурентов и с таким продуктом тяжело оказаться на полках магазинов.

«Мы производим натуральную продукцию, но нам, к сожалению, тяжело попасть на полки крупных супермаркетов. Мы сами готовы проплатить полки, лишь бы нам дали место, но нам отказывают некоторые торговые сети. Им выгоднее работать с российскими производителями, потому как их продукция намного дешевле, и это позволяет добавить на товар хорошую наценку и заработать на этом. Но ведь у покупателя всегда должен быть выбор, между тем, потреблять качественный продукт или тот, который им доступен по стоимости», - рассуждает она.

Косвенно подтверждает слова предпринимательницы из Петропавловска и сотрудница ветконтроля.

«Конечно, это право потребителя – обязательно требовать ветеринарно-санитарную экспертизу. На объектах внутренней торговли однозначно. Сейчас такая ситуация: по Предпринимательскому кодексу мы не проверяем супермаркеты, а там такое количество мяса продается. Для своей безопасности надо и в супермаркетах спрашивать документы», - сказала руководитель отдела безопасности пищевой продукции территориальной инспекции Северо-Казахстанской области Зоя Жомартова.

Есть такое выражение: врач лечит человека, а ветеринарный врач – оберегает человечество. Но, с учетом действующего запрета на проверки бизнеса госорганами, говорить о беспокойстве государства за здоровье нации  не приходится.

«Предпринимательский кодекс на стороне предпринимателя, такой гуманный подход к этому. Много было направлено писем комитетом. Этот вопрос постоянно поднимается на совещаниях. Но пока что подконтрольны нам объекты внутренней торговли – рынки. Только по жалобе, если есть конкретная угроза, только в этом случае проверяется», - сетует Зоя Жомартова.

 

 

Новости партнеров

Вам будет интересно