Пока же образование он получает не благодаря, а вопреки
Между лучшими и худшими школами в Казахстане продолжает расти пропасть, заполненная разного рода бытовыми проблемами. А в стране тем временем меняют очередного министра просвещения. «Голос народа» вместе с экспертами попытался выяснить – что не так с нашим образованием и почему детям недоступны элементарные блага цивилизации?
Как отмечает руководитель исследовательского центра PaperLab Серик Бейсембаев, на протяжении долгого времени вопрос качества образования в первую очередь связывался с показателями успеваемости, однако более важным показателем остается доступ к качественным условиям обучения в школах. Ведь именно неравный доступ к образованию является источником многих проблем. Центр стал инициатором экспертной дискуссии «Равные условия для качественного образования: право или привилегия?» в Астане.
Изучение темы образовательного неравенства началось в 2020 году, когда казахстанские школьники массово ушли на дистанционное обучение. Новый формат обучения обнажил проблему цифрового неравенства, когда одни учителя обладают лучшими цифровыми навыками, чем их коллеги, когда в одних школах достаточно компьютеров, и дети, соответственно, лучше владеют информационно-коммуникационными технологиями.
«Мы увидели разницу между городами и селами, между частными и государственными учебными заведениями. И здесь хочется сказать о воспроизводстве неравенства, которое передается из поколения в поколение. То есть, если родители родились в рабочем социальном классе или классе ниже среднего, они, как правило, не могут создать лучшие условия для детей, которые учатся в тех же школах худшего уровня, чем их сверстники из более высокого класса, и, соответственно, получают меньше шансов поступить в вузы», - отметила исследовательница PaperLab Камила Ковязина
Исследователи изучили по 400 школ в Казахстане и Кыргызстане, чтобы понять – какой должна быть идеальная школа? Сколько тех, которые дотягивают хотя бы до уровня «удовлетворительно»?
Аналитики пришли к выводам, что в Казахстане идеальной является односменная школа, в каждом классе до 25 учащихся, ученикам обеспечен комфорт, здание школы не требует ремонта, есть теплые туалеты внутри здания, обеспечен доступ детей к питьевой воде, горячему питанию, горячему водоснабжению.
«Ученики имеют возможность развивать цифровую грамотность, даже если семья не имеет компьютера; уроки по естественным наукам проходят в лаборатории; школа имеет средства на обновление оборудования; учителя - с высшим образованием, коллектив сбалансирован по гендеру и возрасту; создана инклюзивная среда - дети с особыми потребностями могут учиться очно с нормотипичными детьми», - перечислила признаки идеальной школы по-казахстански Камила Ковязина.
Казахстанские школы соответствуют модели оптимальной школы на 70%. Разница между лучшими и худшими школа страны составила почти 2 раза.
Эксперты зафиксировали корреляцию значения индекса между типом местности - в селах, например, у школ балл был ниже.
«Подчеркну - это индекс не академических результатов, а условий обучения. Имело значение расстояние населенного пункта от областного центра – чем дальше школа, тем хуже в ней условия. Финансирование также зависит от того, как близко заведение находится к областному центру», - сообщила исследовательница.
В Кыргызстане школы, по итогам анализа, соответствуют идеальным на 45%, разрыв между лидерами и аутсайдерами составил 2,5 раза.
Авторы исследования планируют запустить калькулятор оценки школ. В него будут заложены такие показатели, как количество учеников в классе, наличие туалетов и так далее. По суммированным данным можно будет увидеть позицию конкретной школы относительно других учебных заведений.
«И граждане таким образом смогут обратиться к директору школы, в акимат и потребовать, чтобы школа улучшила условия или чтобы в ней провели проверку. Такая форма общественного контроля родителей и детей». – сказала Камила Ковязина.
Она напомнила, что несколько месяцев назад министерство просвещения запустило проект «Комфортная школа», однако пока никто не понимает, что именно подразумевается под этим понятием. Возможно, в него войдут результаты работы исследователей PaperLab.
Независимый исследователь Жаслан Нурбаев отмечает и иные факторы неравенства между городскими и сельскими школьниками.
«Образовательное неравенство заключается в самых базовых вещах: отсутствие хорошего интернета – все мы помним фото, как дети в аулах ловят на крышах Сеть, чтобы сделать уроки, и компьютерной базы - изношенность компьютерного парка в школах составляет 80%», - рассказал Нурбаев.
По его мнению, государство реализует множество реформ в преодолении образовательного неравенства на бумаге. На практике эти реформы сталкиваются с большим количеством проблем.
«Частая смена министров тоже влияет: многие реформы начинаются одним министром, заканчиваются другим», - добавил исследователь.
Главный редактор «Peremena.media» Айжан Мадиходжаева в свою очередь рассказала, какой вклад в образовательное неравенство вносят школьные туалеты.
«Чистый унитаз и цивилизованный туалет – это индикаторы соблюдения прав детей в школах. А если уборные без перегородок и кабинок, в них дурно пахнет, нет бумаги и мыла, не говоря о том, что туалет находится на улице, то это явный сигнал ребенку, что школа не уважает его личное достоинство и игнорирует его личные границы», - подчеркнула Мадиходжаева.
Медиа-портал запустил кампанию по изучению туалетов в регионах. За непродолжительное время собралась целая туалетная история казахстанского образования.
«Благодаря журналистам с Туркестанской области был сделан туалетный рейд по городам и селам региона. И каждый раз мы были шокированы фото, которые мы получали.
Как оказалось, самый посредственный городской туалет - это мечта сельского ребенка. И хотя в стране задекларирован отказ от уличных школьных туалетов, они продолжают существовать», - рассказала эксперт.
По ее словам, нередко внутренние туалеты в школах используют только по праздникам или во время приезда комиссий. Либо сортир существует номинально – в нем нет водопровода.
«У нас есть видео, которое мы министру показывали: в туалете девственно чистые унитазы, на которые ни одна муха не садилась», - добавила Мадиходжаева.
Уличный туалет – это не просто неуважение к детям, это еще и дополнительный фактор риска. К примеру, девочки во время менструации вынуждены ждать, когда освободится единственная кабинка, чтобы поменять прокладку. При этом в школах нет душевых, которые полагаются по СНиПам и СанПиНам.
«Все это ведет к упущенным возможностям в образовании и рискам изнасилования в туалетах на улицах. Подобные кейсы у нас уже были.
Если суммировать, то в месяц от учебы из-за походов в туалет отнимается 30 минут. В селе зимой у школьников затрачивается еще больше времени: пока ребенок наденет шубу, пока дойдет до туалета, пока вернется, вымоет руки и зайдет, наконец, на урок», - описала каждодневный сценарий справления нужды Мадиходжаева.
Впрочем, и в городских школах поход в туалет превращается в затяжной квест.
«Государственные школы часто переполнены, детей больше, чем полагается, и туалетов не хватает, ребенок не успевает выстоять очередь и попасть в туалет, опаздывает на урок или терпит до дома», - констатировала спикер.
Как же должна меняться государственная политика для снижения образовательного неравенства? Применительно к сельской местности это должны быть инфраструктурные решения, уверены эксперты.
«Если в селе не будут расти доходы, не появится вода, дороги будут оставаться разбитыми, учителя не поедут сюда. Также необходимо решать вопросы инклюзивного образования, снижая неравенство в доступе к обучению между детьми с особыми потребностями и нормотипичными.
Да, пандусы есть почти во всех школах, но какого качества – открытый вопрос. И, отмечу, что за все эти вопросы отвечает не только профильное министерство, но и акиматы на местах», - сказала Камила Ковязина.
По мнению Айман Мадиходжаевой, должны меняться установки на школу.
«Мы должны отказаться от госконтроля в тех вопросах, где допускается свобода принятия решений. Внутри школы нужно отказаться от командно- административного духа, который до сих пор считается нормой. Школа должна становиться не просто образовательным учреждением, куда мы приводим детей и загружаем в них, как в флэшку, знания. Школа может стать агентом изменений. А для этого необходимо сильное сообщество внутри и вокруг, которые будут менять образовательные управленческие процессы, лично влиять на изменения и нести за них ответственность», – отметила спикер.
Она уверена – «Жана Казахстан» начинается в том числе с «Жана туалета».
«Нужно продвигать концепцию «Открытая школа» по аналогии с открытым правительством. До сих пор это звено остается закрытым институтом. Школе выгодно сохранять этот статус, чтобы родители свободно не могли прийти в школы, чтобы они не знали, что находится в школьных тарелках и туалетах.
При этом для изменения ситуации не нужно ничего изобретать - есть механизмы, которые надо использовать. Есть попечительские советы, наделенные правом влиять на использование школьного бюджета. Попсовет может решить, что директору ни к чему новый телевизор - лучше отремонтировать унитаз», - сказала Мадиходжаева.
Также, по ее мнению, можно создавать на базе школ эндаумент фонды, привлекать спонсоров, выпускников, родителей, которые могли бы управлять инвестициями на развитие школы.