Объединившись, малые и средние страны могут влиять на большую политику
Куда приведет планету усиливающаяся геополитическая и геоэкономическая конкуренция, как в условиях нестабильности Казахстану и региону сохранять многовекторную политику? Ответы на эти и другие ключевые вопросы сегодняшнего дня искали участники Центрально-Азиатского Форума по безопасности и сотрудничеству «Asia in the Changing World: Agenda for the Future». Организаторы - Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ) и МИД. «Голос народа» передает подробности.
Форум объединил экспертов из ведущих научно-исследовательских центров мира - США, России, Китая, Индии, Индонезии, Сингапура, Кореи, Японии, Турции, Армении, Бельгии, Азербайджана, Монголии и стран Центральной Азии. В программе - генеральная сессия и 10 панельных дискуссий: Казахстан и глобальные изменения, Азия в эпоху глобализации и регионализации: образ будущего, новая континентальная взаимосвязанность Евразии: срединный коридор и диалог интеграций, новые нормы, ценности и принципы сотрудничества в Азии и другие.
Главный эксперт КИСИ Булат Ауелбаев в беседе с аналитиком «Голоса народа» отметил: процесс глобализации продолжается, несмотря на определенные барьеры в виде пандемии, зоны конфликтов – действующие и потенциальные, остановку ряда транспортных и торговых коридоров.
«Но глобализация будет продолжаться, и Казахстан будет увеличивать свое участие в этом процессе. Мультивекторная политика нашей страны - один из инструментов для того, чтобы перманентно находиться в нем.
Если же мы отклонимся от этой политики, то получим тот или иной барьер, в том числе в виде вторичных санкций. Если, например, через нашу страну будут проходить товары двойного назначения, применяемые в гражданской и военной деятельности, те же подшипники», - отметил эксперт.
Он напоминает о конъюнктурном барьере, вызванном блокировкой КТК Россией.
«Мы начинаем развитие Транскаспийского маршрута. Но это больше геополитическая игра, поскольку КТК очень сложно заменить: ценообразование КТК по дружбе намного ниже и доходы по нему выше, чем по Транскаспийскому маршруту.
Это мультимодальный сервис, в котором задействован фрахт танкеров, перевалочные порты, соответственно, цена на транспортировку увеличивается. В этих условиях в конечной цепочке выгодно работать, только если нефть будет держаться на уровне 100 долларов за баррель, а если цена снизится? Например, ОПЕК и другие страны договорятся о выбросе нефти на рынок, а мы вложимся, купим танкеры и т.д.?», - акцентирует аналитик.
В соответствии со вторым законом глобализации, чем больше людей, тем больше рынок. Поэтому нам нужно ориентироваться на соседние страны и создавать хороший инвестклимат в регионе, считает Ауелбаев.
«Если рядом будет конфликтогенная ситуация, то инвесторы будут на это реагировать. Мы с соседями должны выработать принципы для эффективного сотрудничества. Важна и политическая консолидация. Например, С5 + 1 для нас и всей Центральной Азии очень комфортный формат совокупного рынка», - продолжил собеседник.
Таким образом, в контексте всех указанных факторов Казахстану и региону важно не попадать под барьеры, увеличивать субъектность и активно играть на мировой арене.
«Это уже зависит от искусства вести дипломатический диалог, который является еще одним элементом глобализации. Идеи меняют ландшафт, и нам нужно менять его в соответствии с глобальными процессами», - уверен представитель КИСИ.
Главный эксперт КИСИ Адиль Каукенов в свою очередь заметил: форум напоминает о том, что мы все находимся на одном большом общем корабле.
«И невозможно выстраивать повестку без обсуждения мнений с соседями по региону и миру. Нужно понимать, как видят ситуацию за пределами региона – это видение может отличаться от нашего. Чиновники, дипломаты, эксперты, аналитики, обсуждая военные конфликты, политические, экономические, санкционные битвы, водные ресурсы, рисуют картину вызовов, рисков и совместно вырабатывают повестку завтрашнего дня. И сегодня все заинтересованы в нахождении будущего компромисса. О нем нужно было думать еще вчера, но хорошо, что мы думаем об этом хотя бы сегодня», - подчеркнул Каукенов.
В текущей геополитической конфронтации по разным линиям: РФ – Запад, усиливающейся конкуренции США и КНР, усиления Глобального Юга, Казахстан уже сделал для себя открытие, сказал собеседник.
«Мы и наши соседи увидели, что самые важные друг другу люди - мы сами. Это показал взлет отношений за последние два года между странами региона. Коллеги говорят: «Мы повзрослели и поняли: самые важные гости для нас не те, кто приехал издалека, а соседи. Близкие соседи зачастую важнее самого дальнего родственника», - подчеркнул эксперт.
Также он отметил, что изучение будущего, прогностическая часть - это вершина практической аналитики.
«Для аналитических центров и исследовательских структур очень важно понимать, какова будет повестка завтра. Всегда есть проблема, что все это вариативно, но обсуждение сценариев – актуальная задача для людей, принимающих решения. Это дает возможность прогнозировать, по какому сценарию идет мир и страна, для широкой экспертной общественности - это пища для ума.
Вопрос того, каким станет будущее, его конструирование начинается с этого: какие модели мы видим, какие ориентиры задаем, какие ценности для нас важны», - сказал Адиль Каукенов.
Научный сотрудник Национального института стратегических исследований при Президенте Кыргызской Республики Марат Абдылдаев констатировал: мир изменился в сторону нестабильности и турбулентности.
«И в этих условиях, когда соперничают мировые державы, небольшим государствам приходится довольно сложно: рвутся многие связи, и это касается не только логистики. Возникают большие риски, они уже проявляются, но еще большие риски лежат в перспективе. В этом контексте возрастает роль так называемых средних государств, которые начинают объединяться и вырабатывать совместную стратегию. В будущем это позитивно повлияет на общие глобальные процессы», - полагает эксперт.
Объединяется, как констатировал эксперт, не только Центральная Азия, но и другие страны, напрмер, Латинской Америки.
«Поэтому вектор объединения небольших государств и усиления их коллективной роли в глобальных процессах будет актуальным и далее. Что будет дальше? Надо верить, что будет лучше. Знаете, есть такой анекдот про пессимиста, оптимиста и реалиста. Первый видит тьму в тоннеле, тьму, второй – свет, а третий – идущий навстречу поезд. Давайте будем оптимистами» - заключил Абдылдаев.
Директор Центра политических исследований Айдар Амребаев остановился на том, что сегодня мы все больше говорим о центральноазиатской интеграции и экономической кооперации.
«Но нужно, чтобы формат консультативных встреч переходил в формат конкретных политических решений с подкрепленными ресурсами. А пока это дискуссионный клуб, где собираются лидеры государств и обсуждают проблемы. Еще раз подчеркну: важно доводить до решений и вырабатывать алгоритм связи», - акцентировал аналитик.
На первой сессии, заметил он, сидели министры, депутаты парламента.
«Хотя должны были присутствовать на самой последней сессии: послушать, что говорят эксперты, какие проблемы ставят, какие предлагают решения, рекомендации. Записывайте в блокноте и делайте выводы», – советует Амребаев.
Сейчас же на форумах, по его наблюдениям, чиновники поздравляют гостей и участников, передают послания.
«А где находятся чиновники во время экспертных обсуждений? – Их нет! Когда эта экспертиза пойдет в правительство, не факт, что чиновник обратит внимание на нее. Вот это - закупорка канализации, а нам нужны чистые каналы связи между экспертизой и принятием политического решение. Это пожелания коллегам из КИСИ», – сказал Амребаев, добавив, что сам форум необходим для выслушивания разных точек зрения по острым вопросам, в том числе нелицеприятным.
«Мы все озабочены процветанием страны, региона, и чем больше привлекаем внимания, тем меньше опасность. Определенный резон в этом, наверное, есть».
Директор Института азиатских исследований (Казахстан) Султан Акимбеков в разговоре с нами отметил: сейчас никто не знает, как будут развиваться события - слишком много неизвестных переменных.
«Мы не имеем представления, когда закончится геополитический конфликт. Но главное даже не в этом. Главный вопрос – глобализация, она сегодня находится под большим вопросом. Китай после пандемии не смог восстановить темпы роста, этот фактор влияет на экономическое развитие во всем мире.
Самый большой риск сегодня - риск протекционизма. Если страны начнут строить протекционистские барьеры, то глобализация завершит свой некий этап, начатый на заре 90-х. И нам это принесет сложности», - высказался политолог.
Многие наши проблемы и достижения связаны с глобализацией, продолжил он.
«Все проекты являются частью развития глобального проекта. Хорошие новости – большинство стран не хочет завершения глобализации, поскольку понимает риски. В современном мире есть склонность к быстрым решениям, но лучше играть в долгую.
Нужно сохранить все возможные кооперационные экономические связи, чтобы избежать обострения, важно поддерживать взаимодействие, хотя это всегда вызывает массу вопросов: зачем нам это нужно. Но это крайне необходимо.
В этом плане очень показателен опыт АСЕАН, которая в годы Холодной войны удерживалась от участия в конфронтационных вопросах», - подчеркнул Акимбеков.