Разговоры о коротком сезоне, которым владельцы туробъектов оправдывают свои запредельные ценники, необоснованны
Что и кто должен делать, чтобы ситуация поменялась? «Голос народа» продолжает разговор на актуальную тему с экспертами отрасли.
Заслуженный деятель отрасли туризма, президент Национальной ассоциации индустрии туризма, член Общественного совета министерства культуры и спорта РК Раушан Шамиль в туризме 20 лет.
«Во внутреннем туризме денег недостаточно для развития – это известно участникам отрасли в стране. Поэтому введение 7 видов субсидий считаю хорошим шагом. В начале 2022 года заработала программа Kids Go Free: авиаперелет внутри страны для детей от двух до 17 лет, путешествующих по турпакету, предоставляется бесплатно.
Еще одна субсидия – в случае покупки туроператором автобуса 25% стоимости оплачивает государство. А если строим базу отдыха (постоянную), 10% расходов возвращается. Есть также поддержка в виде выплаты 15 тысяч тенге за каждого иностранного туриста при ночевке не менее 3 ночей, отраженной в системе e-konak», - рассказывает Раушан Шамиль.
Но нужны дополнительные меры поддержки. Например, эксперт считает целесообразным вести нулевую ставку при растаможке транспорта.
«На сельхозтехнику ставка нулевая, почему бы и для участников рынка внутреннего туризма не ввести такие же условия? Наш турбизнес в целом не защищен – в стране работают все кому не лень: представители Узбекистана, Кыргызстана, России. Даже китайские студенты, обучающиеся здесь, показывают нашу страну группам соотечественников», - говорит собеседница.
Причем каждый доморощенный гид рассказывает о нашей стране разную информацию, которую нередко берет в Сети.
«Нет готовой туристической унифицированной официальной информации, которую можно было бы рассказывать гостям. А ведь нужно преподносить туристам исторически достоверные сведения. Также в наших чатах часто ищут говорящих на разных языках гидов», - рассказывает Раушан.
Совсем скоро Национальная асссоциация индустрии туризма создаст онлайн-платформу, в которой будут систематизированы сведения обо всех казахстанских гидах. Проект осуществляется при частичной поддержке USAID.
Иногда лучше без дорогНо обучать необходимо не только гидов, но и местные сообщества.
«Не все готовы и хотят принимать гостей, хотя потенциально это хороший источник дохода. Поэтому местных жителей нужно обучать основам гостеприимства. А то, бывает, при гостях могут на ребенка накричать. В целом должна быть внутренняя культура, не только показная.
Я была в Японии, увидела, как обучают с малых лет детей такой культуре, здесь даже взрослые не разговаривают громко», - делится собеседница.
Еще одна проблема – отсутствие инфраструктуры. Однако на этот вопрос у эксперта неоднозначный взгляд.
«Собираются на Кайынды сделать дорогу, а я считаю, пусть грейдерная остается. Если асфальтируем ее, то Кайынды испортим – потекут потоки машин, стоянки образуются, что плохо отразится на природной локации. Так что порой инфраструктура не везде нужна. Поэтому к этому вопросу нужно подходить осторожно, чтобы не навредить природе», - уверен эксперт.
Внутренний туризм в этом году подорожал на 30%, продолжает она.
«Значительно подорожала еда, проживание. Туристический сезон в Казахстане непродолжительный, все стараются за это время заработать. Но у нас цены зачастую неоправданно высокие. Строятся визит-центры – это хорошо, но вы видели, какой прайс в заведениях поблизости?
Пол-литра воды в некоторых местах стоит 900 тенге! Куырдак - 6 тысяч тенге! Приходится увозить гостей и кормить по дороге, где подешевле. У нас в турпакетах заложена 4,5 тыс. тенге на обед и 6,5 тыс. тенге на ужин. Еще и напитки нужно покупать», - рассказывает о шокирующих ценах президент Национальной ассоциации индустрии туризма.
Тем временем в Узбекистане туротрасль убедила правительство в том, что нужно прекращать выращивать хлопок.
«Затраты на это производство слишком высокие и не окупают вложенных ресурсов. 1 иностранный турист привезет эти же деньги, доказали участники туррынка. И узбеки усилили фокус в части развития туризма. У нас также очень большой потенциал для получения колоссальных доходов с отрасли.
Туризм – наше всёТуризм объединяет 32 отрасли. Теперь нужно, чтобы все госорганы и бизнес объединились», - уверена глава Нацассоциации туризма.
Бывший зампредправления нацкомпании «Казахтуризм» Тимур Дуйсенгалиев согласен с коллегой. Он в туризме с 1993 года, на 5 лет уходил на госслужбу и несколько лет назад вернулся в турбизнес.
На его взгляд, у нас отсутствует эффективное взаимодействия всех участников отрасли.
«А туризм охватывает весь народно-хозяйственный комплекс: транспорт, здравоохранение, - почти все имеет прямое либо косвенное отношение к нему. В США, например, очень жестко регулируется защита прав потребителей в части доступности транспортных услуг. В Штатах авиаперелет стоит дешевле поезда.
Мы ратуем за развитие туризма, но не делаем его доступным - цены на перелеты внутри страны на порядок выше внутренних полетов за рубежом. Слетать из Стамбула в Анталью гораздо дешевле, чем на так называемом лоукостере из столицы до Алматы, хотя расстояние – одинаковое», - констатирует эксперт.
Еще один вопрос - кто будет реализовывать планы по развитию туризма?
«Насколько готовы госменеджеры и менеджеры из бизнеса в условиях неопределенности, обилия черных лебедей, к тому, чтобы оперативно реагировать, находить и принимать волевые решения? Надо применять принципы меритократии на деле, привлекать к управлению профессионалов из отрасли.
Иначе все красивые программы и мастер планы останутся на бумаге, Центр, регионы и бизнес останутся на разных этажах, уйдет время, а время в нашем бизнесе очень дорого стоит, ведь рынок крайне высококонкурентный», - акцентирует эксперт.
Ближайшие соседи опережают нас по качеству развития туризма, хотя стартовая позиция вроде у всех была одна.
А он не в приоритете«В Кыргызстане это эффективный бизнес, которому никогда не мешали. Более того, много лет международные организации вкладывались в техническую помощь. И сейчас по уровню профессионализма участники кыргызского рынка выше казахстанских коллег, в том числе в плане языковой подготовки. Они более осознанно присутствуют на международном рынке, у них более эффективный маркетинг», - говорит собеседник.
Другая проблема, по его мнению, - превалирование остаточного принципа в вопросе развития труизма.
«Давайте сначала сельское хозяйство разовьем, медицину, образование, а потом уже займемся туризмом. Власти ставили цель: туризм должен приносить 8% в ВВП страны. Но для этого необходимо хотя бы 1% инвестировать в отрасль. А у нас одна сотая попадает на бюджет развития туризма…
На сегодняшний день сельское хозяйство, которое генерит 5-6% от ВВП, уже отстает от туризма. Но мы все понимаем: в сельхозку вкладывается несоизмеримо больше инвестиций, чем в туризм», - продолжает Тимур Дуйсенгалиев.
Из «Казахтуризма» он ушел в 2020 году, проработав там три года. С позиции этого и предыдущего опыта он знает ситуацию в сфере изнутри.
«Почему туризм в нашей стране не достиг того уровня, которого мы хотим? Во-первых, причина в отсутствии реально эффективной страновой стратегии в индустрии. Предвосхищая вопросы, а что ты делал на посту в «Казахтуризме», расскажу.
В 2019 году принята Госпрограмма туризма, в ее создании я принимал участие, но не в той степени, в которой хотелось бы в моем понимании. Этот документ должен быть планом действий, Дорожной картой для проектного управления. А у нас пошли по проторенному пути - доверили McKinsey разработку 10 топ-дестинаций, точек роста», - рассказывает Дуйсенгалиев.
Когда такую работу поручают международным консалтинговым компаниям, они приходят с собственным багажом и просто накладывают те шаблоны, которые у них есть, на исполнение новой задачи. А такой подход оторван от практики, от конкретной территории.
Откуда такие цены«Поэтому документ получился, с одной стороны, объемным, охватил все вопросы. С другой – нежизнеспособным, где больше теории, где нет привязки к задачам и конкретных мер по их решению, предполагающий большие бюджеты», - отмечает спикер.
Он приводит в пример стратегию развития Алматы, принятую в 2022 году, до 2025 и 2030 годов.
«Фокус сделан на развитие экспорта туристских услуг, то есть на прием зарубежных туристов. Логика в этом есть: ценник для зарубежного туриста, и деньги, которые он оставляет здесь, выше, чем от туриста из Шымкента. Но здесь не учитывается другой фактор: если мы хотим превратить Алматы в хаб и позиционируем местный аэропорт как въездные ворота с пропускной способностью 14 млн человек в год, то сразу встает вопрос, как мы будем эти потоки распределять, и насколько мы конкурентны в этом плане», - подчеркивает Тимур.
Если туристы не транзитники и захотят продолжить путешествие по южному региону, то столкнутся с тем, что в мегаполисе не развита сеть автобусных и других транспортных услуг.
«Автобусам уже по 20 и больше лет, они не соответствует международным стандартам, в том числе по уровню безопасности. Государству здесь необходимо заняться вопросом управления этими потоками. Давайте создадим компанию с госучастием, закупим у того же карагандинского завода автобусы, распределим их по востребованным направлениям.
И результат не заставит себя ждать, ведь туристы будут знать, что в 8 утра каждый день, они смогут выехать из Алматы за небольшие деньги на выходные дни или на каникулы на комфортабельных безопасных автобусах на Чарын, Кольсай, по Шелковому Пути или другие места туристского интереса», - говорит спикер.
Он рассказал, что в поисках автобуса для большей группы в этом месяце наткнулся на ценник в 800 тысяч тенге за 3 дня.
Даже на морозе можно делать деньги«Это в 2 раза дороже, чем в Кыргызстане и Узбекистане! Пора понять: туризм — это цепочка необходимых услуг. Первая – транспорт, потом - объекты размещения и питания, далее – объект туристского интереса, который должен быть подготовлен к приему туристов. Чтобы эта цепочка была жизнеспособной, нужна - прежде всего - приемлемая цена и качество. А у нас вся цепочка непрочная и достаточно дорогая», - отмечает Дуйсенгалиев.
Многие участники рынка на это могут возразить – мол, сезон у нас короткий, поэтому и стараемся отбить свои затраты. С этой позицией эксперт не согласен.
«У нас нет круглогодичного использования наших ресурсов, что сказывается на всей экономике. В сырьевых отраслях есть голландская болезнь, а в сфере туризма – свой недуг, связанный с неумением людей развивать свои локации так, чтобы они давали доход круглый год. У меня есть речка и гора, в сезон поставлю запредельные цены, на следующий сезон, если бизнес не умрет, продолжу эту политику.
Поэтому и возникает такая ситуация, когда съездить в Турцию дешевле, чем в местные дестинации. И государство должно предоставить стимулы бизнесу, чтобы он повышал производительность труда, увеличивал сезон хотя бы на месяц.
В Скандинавии тоже полгода зима, но туда туристы ездят и в холода. Так что даже мороз можно применить в качестве привлекательной фишки», - уверен Дуйсенгалиев.
А еще туризм поможет бороться с бедностью, полагает он.
«Особенно в регионах, отдаленных городах, где только 2 инструмента для заработка и есть: сельхозка и туризм. Также нужно развивать гендерный аспект туризма, ведь большая часть работающих в туристском секторе – женщины», - считает собеседник.
Есть простые механизмы для выведения турсферы на качественно новый уровень, отмечает он.
«Собираются профессионалы бизнеса: крупные, средние, мелкие, эксперты, сетевые отели, госорганы, формируется документ - не программа, а конкретная дорожная карта сроком действия два года. Делать на больший период нет смысла, так как мир живет в состоянии неопределенности и постоянных вызовов.
В течение 2 лет Президент или премьер лично контролирует выполнение этой дорожной карты. Если по какой-то позиции условный минтранспорта не принял необходимых мер, тут же делаются оргвыводы, и министр может лишиться кресла.
Такой подход прекрасно работает во многих странах: Франции, Канаде, Новой Зеландии. И нам ничего нового изобретать в этом смысле не надо»», - резюмирует Тимур Дуйсенгалиев.
Фото предоставлено спикерами и из открытых источников