«Красивая, но неудобная»: коренной житель о том, как изменилась Астана за 25 лет (ВИДЕО)

«Человейники» должны уйти в прошлое, в городе необходимо строить малоэтажные дома

Меруерт Нургазинова

Хоть Астана и не вошла в топ-10 самых благоприятных для проживания городов мира, все же коренным целиноградцам и акмолинцам жить здесь стало гораздо лучше. На месте примитивных хрущевок выросли элит/премиум/комфорт/vip жилые комплексы с различной художественной подсветкой. Город строился настолько быстро, что превратился в «бетонные джунгли» - как называют Астану иногородние жители. А когда-то, еще до того, как Астана обрела статус столицы, здесь по старому центру города проезжал поезд, работали швейные фабрики, комбинаты, школьные столовые сдавались в аренду под свадьбы и похороны. По случаю 25-летия столицы «Голос Народа» записал интервью со старожилом, основателем цифрового блога Astana Central Нурсултаном Камзебаевым, который рассказал о том, как протекала жизнь в Акмолинске в 90-е, как коренные жители встретили перемены, и кто для них является символом Астаны.

Нурсултан Камзебаев – предприниматель, родился и вырос в Акмолинске и продолжает жить в Астане. Ведет свой блог в инстаграм, рассказывает аудитории об интересных локациях, о том, каким город был до обретения статуса столицы и каким стал после.

По его словам, людям удобнее жить на «правом» берегу столицы, но эта часть города деградирует быстрыми темпами. Это можно понять по уровню и количеству заведений, которые остались на «правом».

«Люди на правом берегу беднее зачастую, я не говорю о всех, заработок попроще. У меня знакомые кафе открыли на правом берегу, и они поставили достаточно низкие цены для кафе своего. Тем не менее люди приходят и говорят: а что у вас так дорого. На левом берегу если такое кафе открываешь у тебя будет толпа. Такое расслоение по берегам оно идет. Хотя город маленький», - сказал он.

Мы долго говорили о внешнем облике столицы. За короткое время город стал ярким, красочным, появилось много необычных зданий, объектов.

«В начале мы радовались каким-то фантикам, любили большие яркие вывески, потому что поколение до нас прожили в серости. Мы тоже эту часть застали, даже как люди одевались раньше – спортивка разноцветная, как попугаи, и вывески кричащие, помню, Синема-сити кинотеатр, он весь светился как в Лас-Вегасе. Неважно, чем ты занимался, все вывески как в казино – яркие и кричащие. Сейчас уже все, рынок насытился, люди смотрят на красивое брендирование, хотят качественный товар получить и вот этот шум рекламный давит на человека», - сказал Нурсултан Камзебаев.

Буквально в сжатые сроки в городе начали налаживать инфраструктуру. В большинстве случаев непродуманно. Отсюда в Астане и начали появляться неудобства. С другой стороны, выявить их без «теста» было бы невозможно.

«Слышали, может, такое понятие есть – bird shit architecture – это архитектура птичьего дерьма, то есть с высоты, когда на Астану смотришь со спутниковых карт, она идеально красивая, ты вниз спускаешься, она неудобная, там все отваливается, разваливается. У нас так строится, сверху посмотрели: «о тут смотри прикольный кружок будет» и поставили его, потом бегут и переделывают, недавний опыт был –  возле дворца пионеров они сделали детскую площадку, поставили лежаки на цепях, люди за первую неделю их переломали, не из-за того, что они, дикари. Их отремонтировали и снова сломали, можно же было предусмотреть. Потом это отменили и деньги не заплатили. Это палка о двух концах, но если они не будут это тестировать, они не поймут – люди это разломают или нет», - сказал он.

Первые жилые комплексы, появившиеся в Астане привлекали не только своим внешним видом, но и удобством и качеством.

«Начало проспекта Республики – микрорайон Самал - к нам заехали турки. Они начали строить красивые, теплые, уютные дома, строили качественно. Они считались приличными, крутыми домами. Я недавно заходил, у них уютные подъезды, в общем хороший стамбульский дом. Потом строили по старым советским чертежам на пересечении Мамбетова- Агыбай батыра дом Алматы горстрой, такие типовые дома были с узким лифтом, потом в те времена начали дома придумывать названия – ЖК Титаник, из-за того, что у дома были такие палубы, его начали называть Титаник. Серый дом из-за того, что он красивый, его начали называть Престиж. Такие провинциальные названия – элит, комфорт… Так и пошло», - вспоминает Камзебаев.

На смену пришло новое поколение, которое начало делать выбор в пользу высоких потолков, панорамных окон и минималистичного дизайна. На вопрос, какой бы вы хотели видеть Астану, Нурсултан Камзебаев ответил так.

«Во-первых, вся Астана, кроме центра города, должна быть малоэтажной, потому что британские ученые проводили исследования именно в высотках люди в депрессию входят. Люди в таких вот человейниках живут, в отдельных микрорайонах - это как целое гетто. Ребенок с детства не видит ни природы, ничего. Просто бетонные блоки. Поэтому нужно переходить к малоэтажному строительству до 5-9 этажей и чтобы люди переезжали в частные дома», - сказал он.

Мы также поговорили о транспорте в столице, о работе акимов, о том, какое значение имеет фигура Нурсултан Назарбаева для коренных жителей.

Полный выпуск вы можете посмотреть на youtube-канале «Голос Народа».

Реклама
Реклама
Новости партнеров