Массовые сокращения и безработица? Почему рестораторы Алматы против ограничений работы

За мерами по ограничению графика работы в сфере общепита последуют массовые сокращения

Сауле Саденова

Жаркие дискуссии по поводу возможного ограничения работы ресторанов продолжают разгораться в среде рестораторов. Ранее министр внутренних дел Казахстана Марат Ахметжанов вдруг предложил запретить работу кафе и ресторанов после 23:00, таким образом главный правоохранитель страны решил улучшить показатели по криминогенной обстановке. Рестораторы с такой постановкой вопроса категорически не согласны. Какие доводы приводят в Ассоциации рестораторов и к чему могут привести шаги по ограничению работы в сфере общепита, в материале «Голос народа».

Предложение ограничить работу кафе и ресторанов застало врасплох большинство алматинских владельцев бизнеса. Предприниматели отмечают, что такие меры – ни много ни мало – очередная волна негатива на бизнес. А он, к слову, дает работу многим казахстанцам.

Основатель Ассоциации рестораторов Казахстана Ирина Лебедева считает, что возлагать ответственность на общепит за криминогенную обстановку как минимум неверно и преждевременно. К примеру, аналогичные нарушения в ночных заведениях есть и в кафе, которые работают и днем.

«Это очередная волна негатива бизнеса. Для чего она создается? У нас как все получается, советский мультик про Чиполино и налог на воздух. У нас похожая история получается с ресторанами. Если есть нарушения со стороны бизнеса, что ночные заведения нарушают. У нас эти нарушения есть и дневные. Скидывать весь негатив, связанный с культурой людей на рестораны – это неправильно. У каждого человека есть своя зона ответственности. Возлагать на рестораны ответственность за всю нацию – ну это неправильно», - убеждена Ирина Лебедева.

По ее мнению, прежде чем вводить подобные запреты необходимо создать для этого равные условия. К тому же такое нововведение как снежный ком, отрицательно повлияет на многие сферы, в том числе туристическую.

«Как можно запрещать в городах, которые популярны у туристов. Вы в Лондоне будете идти пить пиво, к вам что подойдет полицейский скажет – нельзя пить. Или вам во Франции скажут нельзя выпить бокал вина? Это же ваши собственные деньги, вы проводите личное свободное время. Самое главное это туризм. Мы ничего не поняли, мы поняли, что кому-то не нравится режим работы и вот у нас все будет хорошо, если мы его поменяем. Но я думаю, если мы поменяем режим работы, ничего хорошо не будет. У нас должны быть у каждого зона ответственности. Каждый человек говорит, каждый умеет рассуждать, диванных критиков очень много. Наверное, каждый должен взять ответственность за себя, за свое поведение в обществе», - отмечает основатель Ассоциации.

Кроме того, на фоне других нерешенных общественных проблем предложения об ограничении работы ресторанов до 23:00 выглядит странным.

«Может будут смотреть, чтобы город был чистый? Вы обращается внимание, когда гуляете по городу – какое количество бычков и плевков на тротуарах? А бытовое насилие? Мне кажется это намного актуальнее. У нас проблем насущих очень много, и это никак не связано с ресторанами. Я не покрываю рестораны ни в коем случае, и рестораны бывают разные. Но зачем всех под одну гребенку грести. Если человек нарушает, штрафуйте его. Зачем говорить, что надо всех закрыть. Для чего это делается?», - говорит наша собеседница.

Ирина Лебедева также напомнила ситуацию во время пандемии коронавируса, когда одни рестораны по каким-то причинам продолжали работать, другие же были закрыты и несли убытки.

«У нас была пандемия, нас закрывали, все мы это помним. А кто-то почему-то работал, кому-то разрешали. Это очередная кормушка что ли? Вопросов много осталось. Просто вышли в прямой эфир и такое сказали. Я тоже могу выйти и сказать – вы знаете, Новый Казахстан, он какой-то не новый, в нем не очень все хорошо. Почему-то у нас люди стали до такой степени нетерпимыми друг другу. На дорогах что происходит? Нулевая терпимость в обществе – вот это тоже, считаю, проблема. Ну и зачем такие высказывания сейчас, когда продукты 30-40 % подорожали, а зарплаты остались те же. Конкретно этот человек, он же не дает никому работу. Он работает на госорганы. А бизнес – организовывает работу», - замечает член Ассоциации рестораторов.

Ко всему прочему, ресторанный бизнес дает работы тысячам казахстанцев, с введением подобных ограничений многие из них попросту будут сокращены.

«У нас есть определенный пласт населения, которому бизнес дает работу. И прежде чем такое заявлять, вы подумайте, куда вы денете всех этих людей, которые работают в этом бизнесе. И на что эти люди будут жить, потому что это опять страшная история с кредитами, практически все в стране закредитованы. Очень много просрочек. Это все взаимосвязано. Произойдет следующее – бизнес начнет напрягаться. У бизнеса есть зона ответственности по людям, которые у них в найме. Куда они пойдут, на что они будут жить, на что будут платить свои кредиты. Это такой большой-большой клубок. Если бы мы были социально защищены, я согласна. Но мы же не защищены. У нас госорганы наверное не ходят к нам на базар и не знают, сколько у нас сегодня стоят продукты на рынке. То же мясо на кости. Поэтому да, то, что у нас выплачивается, и то, что реалити – это две разные вещи», - убеждена Ирина Лебедева.

Другими словами, если есть нарушения в отдельных ресторанах необходимо применять меры именно в их отношении.

«Приходите, штрафуйте, объясняйте, доносите до людей. Но вы помните пожалуйста, что эти люди дают работу, они платят налоги и за бизнес, и за своих работников. Вопрос здесь к системе- очень легко судить, не имея зоны ответственности. Допустим 1 ресторан имеет 20 человек. Они работают посменно, то есть это уже 40 рабочих мест. Один не будет работать, уже будут сокращения. Минимум сократят 20 человек. Ну куда они пойдут? У нас есть условия, у нас есть заводы, развивается производство? Вы можете дать людям достойную зарплату и работу, у вас есть какая-то альтернатива? Альтернативы же нет», - считает казахстанка.

При этом, в ресторанах и кафе работают большое количество социально не защищенных студентов, и общепит практически единственная их возможность зарабатывать самостоятельно.

«Потом забывают, что в общепите работают либо молодые люди, либо женщины в предпенсионном возрасте на должности техперсонала. Обратите внимание техперсонал в основном – женщины, официанты и бармены – это студенты. Наши студенты живут на съемном жилье, потому что их не обеспечили в свое время жильем, общежитиями, они еще умудряются помогать родителям, оплачивают учебу, это же бесконечно. Поэтому, когда так высказываются – возникают вопросы. Да, есть алкоголь, но мы же не можем за всех брать на себя ответственность. Каждый человек должен сам знать, где ему остановиться. Ресторан – это не заведение благородных девиц, где учат кому как себя вести, это зона ответственности каждого человека», - убеждена Ирина Лебедева.

Помимо перечисленных вопросов есть также и большая проблема с синтетическими наркотиками.

«Можно конечно сказать, что все беды оттого, что есть алкоголь после 23:00. Тогда скажите, а что с синтетическими наркотиками? Вы вообще видите, что у нас творится. Какой процент молодежи сидит на химии. Я вот читаю, периодически, волосы дыбом. Бытовое насилие. Я думаю, у нас есть достаточно намного серьезнее проблемы, нежели работа ресторанов после 23:00. Прежде чем что-то запрещать, сделайте тогда альтернативу», - резюмировала Ирина Лебедева.

Алматинский ресторатор и член Ассоциации рестораторов Казахстана Зульфия Юсупова также считает, что закона о соблюдении тишины необходимо придерживаться, однако есть и штат наемных работников, перед которыми бизнес несет ответственность.

«В каждом ресторане есть целевая аудитория, спрос порождает предложение - это закон рынка. Есть спрос на 12 часов, на 3 ночи, бизнес реагирует на это. Никто не придет днем пить и гулять в караоке например. Даже наши все мероприятия дни рождения, в 12 ночи закрываются, потому что пока разойдутся гости, пока они попрощаются друг с другом. За территорией ресторана мы не можем на них повлиять. Чтобы люди не пили, это дело личное каждого человека. Если он хочет выпить, я не могу его насильно затолкать в машину или заставить не пить. Если гости вышли из ресторана, далее уже ответственность каждого человека. Поэтому мы всегда говорим, что есть целевая аудитория, есть штат, за который мы должны платить деньги и есть обязательства, которые мы приняли на себя», - поясняет предприниматель.

Она также убеждена, в случае введения ограничений работы ресторанный бизнес практически вернется в пандемийный период – когда некоторые заведения все же работали несмотря ни на что, а другие были закрыты длительное время.

«Очень много фрилансеров, их с каждым разом все больше, которые работают ночью, днем отдыхают, они приходят ночью. Караоке тоже не смогут днем работать и ночные клубы днем не работают. Люди идут расслабиться ночью, особенно касается ребят 25+. Нагрузка у всех большая. После 11 будем закрываться – что мы получим – тоже, что и в пандемию - кто -то работал вопреки всему, давали взятки, то есть коррумпированная составляющая. Были заведения, куда не могли попасть мониторинговые группы. Сейчас тоже самое будет. Рядовых бизнесменов будут показательно штрафовать, а тех которых нельзя, те кто откупились, тех естественно штрафовать не будут. И эти рестораны уйдут в тень. Появятся увеселительные дома, где будет собираться молодежь. Никаких налогов, отбеливание бизнеса мы не увидим– мы затеняемся», - добавила Юнусова.

Казахстанка отмечает, такие меры не решение проблемы, сама сфера общепита сформировалась самостоятельно много лет назад, бизнесмены вкладывают средства, которые окупаются не один год, и приинятие подобных решений однозначно приведет к отрицательным последствиям.

«Нужно как-то все это соизмерять с реальностью сегодняшней. Она сейчас существует еще с 1990-х годов, рынок сам себя строил, и он построился в то, что есть сейчас. Его перестраивать в одночасье - вводить комендантский час после 11 ночи? Ну не будет так. Люди сейчас все равно свободные и тотального режима как раньше не будет. Конечно, понять МВД можно, что у них с раскрываемостью вероятно проблемы. Но все понимают так – значит правоохранители признаются, что они не могут справиться с ситуацией. Когда они говорят, что не могут контролировать, читается другое. Посыл возможно был другой, но мы слышим так. (...) Извините, мы вложили деньги, построили, отремонтировали помещение. Это не 1 тыс тенге, это деньги, которые не отработаны еще, долгосрочные вложения. В среднем по 2-3 года возврат, некоторые в течении 5 лет по бизнес-плану. А тут не успел отработать, уже он должен закрыться. Понимаю, что закон еще на рассмотрении, если бы он был принят, тут уже волна недовольства бы была. То есть как только закон примут, автоматически начнутся увольнения. Потому что ночные заведения не выдержат. Кто-то уйдет в серую. Пока мы работаем, закон о тишине существует, да, его должны исполнять – это правильно, но не правильно закрыть ночные клубы, рестораны, караоке, которые на этом живут» – заключила Зульфия Юнусова.

Реклама
Реклама
Новости партнеров