Коррупционные риски выявлены на всех этапах градостроительства в Алматы

Об этом заявили в Антикоре

Ерден Сарсембаев

Результаты внешнего анализа (ВАКР) в сфере строительства предгорной зоны мегаполиса рассмотрены на выездном заседании общественного совета Агентства по противодействию коррупции, передает «Голос народа».

Первое – отсутствие системного планирования градостроительства

Анализ показал, что Генеральный план Алматы не обновлялся с 2011 года. В связи этим, функциональные зоны свыше 63 тысяч гектаров земли менялись без участия экологов, органов СЭС и ЧС.
Это привело к бесконтрольной застройке в природоохранных зонах и вблизи рек. 
Кроме того, в микрорайоне «Горный гигант» активно строятся жилые комплексы неподалеку от сибиреязвенного захоронения.

Второе – изменение целевого назначения земли

Должностные лица акимата меняли целевое назначение земель на свое усмотрение. К примеру, вместо дачных участков возводились МЖК.
Вместе с тем, подобная коллизия давала возможность неуплаты разницы кадастровой стоимости. Например, в 2021 году одному из жителей города изменили целевое назначение участка площадью 2 гектара с «ЛПХ» на «ИЖС». Однако разница кадастровой стоимости в размере 126 млн тенге им не уплачена.
Причиной такой практики является региональный План реализации градостроительных регламентов застройки, который противоречит нормам Земельного кодекса.

Третье – получение земли в частную собственность через участие в инвестиционных проектах

Должностные лица акимата без проведения торгов предоставили в аренду предпринимателям участки под инвестпроекты. Путем фиктивного введения в эксплуатацию земли были выкуплены в частную собственность.
Упущенная прибыль государства предварительно составила 400 млн тенге.

Четвертое – процессы строительства пронизаны коррупционными факторами

Одна из жительниц города получила разрешение на строительство трех садовых домов на четырех прилегающих друг к другу участках. По завершению строительства объекты были введены в эксплуатацию как садовые дома, но в последующем реализованы как жилой комплекс «Baganashil».
Анализом установлено 11 фактов когда на землях, предназначенных для ИЖС или под садовые дома, фактически строили многоквартирные комплексы и коммерческие объекты.
Еще одним распространенным нарушением является строительство с отклонением от эскизного проекта и ПСД. Несмотря на ограничения при строительстве объектов выше пр. Аль-Фараби высотой 12 метров и не более 3-х этажей, был частично сдан в эксплуатацию клубный дом «Домино» высотой в 15 метров. Выявлено 18 таких объектов.
Также установлено превышение плотности застройки по 10-ти многоквартирным комплексам на площади 84 гектара.

Пятое – слабый государственный контроль за строительством

Градостроительный контроль исключен из приемки частных объектов с целью упрощения ведения бизнеса и минимизации коррупции. Однако коррупционные риски сохранились, но при этом снижена ответственность уполномоченного органа. 
Должностные лица ГАСК в отношении двух застройщиков наложили лишь административное взыскание за строительство без разрешения. Уполномоченный орган не контролирует исполнение своих актов и не всегда инициирует судебные иски.
Отсутствие правового механизма реагирования на нарушения привели к узакониванию нелегальной застройки.

Шестое – поверхностная цифровизации государственных услуг в сфере строительства

Электронным форматом охвачен только процесс приема документов. Из-за непрозрачных процедур возник рынок «помогаек».

В ходе анализа Антикором были предоставлены рекомендации по возврату 229 гектаров земли из жилой зоны в рекреационную. Этот пункт был учтен в новом Генеральном плане г. Алматы до 2040 года, утвержденный в мае т.г. Правительством.

По всем коррупционным фактам Агентством зарегистрировано и расследуется 8 уголовных дел. 

Реклама
Реклама
Новости партнеров