Президент должен поставить точку – аграрии о тяжелой ситуации с казахстанским зерном

Рынок замер. Цены на зерно все также остаются на низком уровне. Продавцы ждут, каким будет новый урожай

Меруерт Нургазинова

Ценовые «качели», на которых сейчас оказалось казахстанское зерно, негативно сказываются на положении аграриев. Стоимость практически всех сельхозкультур сильно упала. Вся эта нестабильность приводит к тому, что заниматься аграрным бизнесом становится сложно и невыгодно. Как говорят некоторые участники отрасли, проще купить российскую пшеницу, которая «заходит» в Казахстан без документов и стоит дешевле местной. Вопрос еще стоит в том, чтобы не потерять свои рынки. «У России цены поинтереснее», - говорят трейдеры. С какими вызовами приходится сталкиваться казахстанским агробизнесменам и что может привести рынок в «состояние» баланса, читайте в материале «Голос Народа».

Рынок работает в вялотекущем режиме. Вссе замерло из-за низких цен, говорит руководитель ХПП «Тонкерис» Владимир Стороженко. При этом, по его словам, нельзя сказать, что ситуация «аховая». С похожей ситуацией трейдеры уже сталкивались, последние 2-3 года шел активный рост цен, а сейчас пошло снижение. И это всех напрягло, особенно СХТП. В настоящее время зерно 3-класса на элеваторе с НДС стоит 88-90 тысяч тенге.

«Российское по цене немного дешевле, но у них в прошлом году были большие объемы, а сейчас мы с ними интегрированы в один рынок. Западная часть России через Черное море у них там огромный рынок. А эта сторона – Сибирь, ей выгоднее сейчас через Казахстан работать. Потому что вести до Черного моря также далеко, как и нам», - сказал он.

На рынке предприятие работает давно, с 1997 года и к такого рода качелям здесь давно привыкли.

«Хлеб есть хлеб. Просто такие моменты. Приходится где-то тяжело сельхозтоваропроизводителям. А так ситуация где-то больше их закаляет. В последнее время думали, что рынок постоянно будет в таком объеме, расслабились, можно сказать. Ничего страшного, по сути, не произошло. В рынок вмешиваться не нужно, он сам себя отрегулирует», - считает Владимир Стороженко.

Июль будет показательным по урожаю нового года. Сейчас дожди начали проходить по регионам. Это значит, что задел на урожай неплохой. Но хороший урожай практически всегда означает снижение закупочных цен. Владимир Стороженко соглашается с тем, что пшеница может немного подешеветь. Например, до 80 – 85 тысяч тенге за тонну. Однако окончательную картину сформирует спрос. А он, справедливости ради, пока не очень большой.

«В этом году Иран молчит, в те года в Иран хорошо вывозили. Но сейчас для них, видимо, из России поинтереснее цены. Китай открыли мы, но поздно открыли, в апреле. Мы просили еще в прошлом году в октябре. В мае начали грузить, но сейчас Китай большие объемы не берет», - сказал он.

Сельхозтоваропроизводители, напротив, ситуацию считают критической. Казахстанское зерно не может конкурировать с российским, а все потому, что их сельское хозяйство «стоит» на ногах, а наше – на коленях.

«Ситуация такая, что стоимость пшеницы в два раза упала из-за того, что с России заходит дешевое зерно без налогов, без документов. Правительство об этом не думает. Можно же границы закрыть, если на то пошло. Мы не можем с ними конкурировать. У них плодородность земли высокая, урожайность в три раза выше. Затратная часть намного меньше, чем у нас. Мы на тонну пшеницы тратим 70 тысяч тенге, а они по этой цене с неплохой маржой продают! У них дождей больше, земля плодородная, льготные кредиты. За несколько лет они сельское хозяйство поставили на ноги, потому что до 50-70% субсидируют сельхозтехнику, удобрения. Они работают на более выгодных условиях, чем мы. Им выгодно продать пшеницу без документов нам. Если бы закрыли границу, потому что как надо защищать интересы казахстанского производителя или ввели бы им пошлину хорошую, чтобы они не могли бы завозить, то наше зерно было бы в цене выше. Потому что таджики и узбеки сейчас берут российское зерно. Или они нам говорят: Россия предлагает 70 тысяч тенге. Вы по 90 продаете?» - рассказываает о текущей ситуации руководитель ТОО «Агрофирма Жер 888» Абай Медеубаев.

Учитывая негативную ситуацию на рынке с зерном, аграриям приходится сеяться, причем в том же объеме.

«Мы также свой объем посеяли. Если мы не будем сеять, куда я дену 100 человек, которые у меня работают? Я же не могу сказать, вот в России цена зерна низкая, мы сеять не будем, нам не выгодно этим заниматься. Сидите без работы. Они скажут, а кто наши семьи будет кормить?» - сказал он.

В отрасли, как отмечает аграрий, достаточно нерешенных проблем, но хотя бы в вопросе с ценами на зерно пора ставить точку.

«Наш президент должен точку поставить. Выслушать министра сельского хозяйства, какая проблема? Тот же министр должен выслушать акимов областей и нас – сельхозников. До сих пор сайга у нас проблема. Ничего не решили с этой сайгой. Ходят, мурыжат, надо стрелять их! Пусть разрешают стрелять. Если не разрешают, то пусть компенсацию платит государство. Как может фермер с сайгой бороться? Представьте, в ваш огород заходит корова и ест пшеницу, это же ненормально. А если отстреливать сайгу, то попадаешь на штраф в 7 млн тенге. Вот эти вопросы надо поднимать. В селе проблем много. Если сейчас на колени поставим село, то поднять его завтра будет очень трудно. В будущем грядет продовольственный кризис. Пшеница в будущем будет в 10 раз дороже, как война закончится. Если китайцы не зайдут и не заберут эти колхозы, население растет, мясо подорожает, а мы не готовы. У нас государство нормально даже субсидий не дает, за прошлый год еще не получили субсидии», - возмущен Абай Медеубаев.

По его словам, гербициды, удобрения, ГСМ, зарплата работникам – стоимость всех ресурсов выросла в два раза, а пшеница, наоборот, подешевела. Заниматься сельхозбизнесом становится сложнее.

«Как таковой прибыли у нас нет. Комбайн стоил 40 млн, Ростельмаш увеличил до 80 млн тенге. Хотя за рубли продает. Почему? Там, в России, кстати, эта техника в два раза дешевле, чем у нас, стоит! Дистрибьюторы на этом наживаются», - говорит он.

Схожее мнение выразил официальный представитель Зернового Союза Казахстана Евгений Карабанов.

У многих сельхозтоваропроизводителей другого варианта нет. Выгодно, не выгодно, люди живут этим, занимаются этим, привязаны к своим аулам. Фермеры обеспечивают работой своих односельчан.

«Это не тот бизнес, сегодня не выгодно сдавать квартиры, отключил воду, закрыл газ. Это невозможно поставить на паузу, потому что земля зарастет сорняком, нужны большие вложения, чтобы вернуть в сельскохозяйственный оборот. Здесь как говорится бег по кругу. Как та цирковая лошадка бежит и бежит по арене», - сказал он.

Вопрос, по его словам, стоит в том, что аграриям необходима дополнительная помощь со стороны государства.

«В этом году из-за того, что произошло снижение цен, у многих фермеров текущие цены ниже порога рентабельности, это, безусловно, скажется на их финансово-экономическом состоянии. Здесь мы говорим о поддержке со стороны государства. В первую очередь, цены на покупки ресурсов, удешевленные кредиты, лизинги, своевременная выплата субсидий. Такие действия поддержат наших фермеров», - заключил он.

Реклама
Реклама
Новости партнеров