Чем грозит создание таких летучих отрядов - «Голос народа» разбирался с военными экспертами.
На днях президент Чечни заявил о планах после ухода с поста создать собственную ЧВК – конкурента «Вагнеру», принадлежащего российскому предпринимателю Евгению Пригожину.
С 2014 года по настоящее время группа действует на территории Украины, до этого воевала в Сирии, Ливии, странах Африки. Официального статуса у «Вагнера» нет, но, по информации из открытых источников, формирование действует в координации с силовыми структурами РФ как параллельное и/или теневое вооруженное формирование.
Как отмечают военные эксперты, кадыровская ЧВК будет формироваться не с нуля - фактически она уже существует. Просто имеющуюся армию формализуют под другой вывеской и только.
«Процесс строительства частных вооруженных группировок набирает ход. Это явная заявка на будущих участников дележа страны на зоны контроля сразу после краха режима. В котором сомнений нет ни у кого, а кто может - тот активно готовится к нему», - отмечают аналитики.
«Голос народа» на фоне продолжающейся войны в Украины, сообщений о якобы воющих там на разных сторонах казахстанцах, заявлений о формировании новых ЧВК у соседей решил узнать мнение отечественных экспертов о вероятности появления таких вольнонаемников в нашей стране. О рисках и угрозах, которые такие летучие отряды могут принести.
Эксперт в сфере международной безопасности, экс-военный Эмин Джаббаров начал беседу с состояния казахстанской армии.
«Почти во всех аспектах наша армия очень слабая: и морально-патриотическая составляющая, и по боевому потенциалу, и по численному. Устарел сам формат военного образования, а все проблемы решаются через образование. В стране нет даже базового начала движения в понимании военного образования и военной науки. Все стоит. Все реформы – фоновые», - высказался эксперт.
По поводу возможности появления в Казахстане ЧВК Джаббаров отмечает, что в демократических государствах это нормальная практика.
«Многие вещи, многие решения боевых задач и безопасности отдают на аутсорсинг ЧВК: по защите посольств, по логистике. У ЧВК есть крупное вооружение, техника. В демократических странах, особенно в Америке, есть не только ЧВК – там частный компонент допускается в оборонно-промышленной сфере. И с государственного разрешения частники вправе покупать то или иное крупнокалиберное вооружение, военную технику», - констатирует военный эксперт и задается вопросом, как будет работать ЧВК на законодательном уровне в нашей стране.
«У кого, например, будет покупать оружие?.. В России ЧВК - это один из выходов решения на международной арене вопросов, когда на воющих не будет флага РФ и не будет момента, когда груз-200 приходит домой и происходит социальное возмущение. Это решает и другие вопросы, в том числе призыв в армию. Как Пригожин делает в случае с «Вагнером» - из тюрем набирает заключенных и отправляет на боевые действия.
В нашем случае это не совсем подходит. У нас другой состав, контекст сильно отличается. Армия слабая, и представьте, что ЧВК сильная. А если ей проплатят, закажут - есть все предпосылки, что она превратится в еще одну силу, которая будет иметь влияние на правительство. У нас это очень опасно делать», подчеркивает Эмин Джаббаров.
Эксперт напоминает мысль автора труда «О войне» Карла фон Клаузевица о том, что если страна не воюет, ей нужно перенимать боевой опыт у страны, которая воюет.
«Крупные страны так и поступают. Китай был номер один поставщиком миротворцев в ООН, «обкатывал» своих военных в боевых действиях, отправляя их на миротворческие миссии. Мы эту аккредитацию долго проходили, прошли и тоже отправляли, но миссии были маленькие.
Но есть ЧВК, например, американская Academi (бывшая Blackwaters), где все сотрудники - бывшие военные стран НАТО, имеющие хороший боевой опыт от государств в миротворческих миссиях и контртеррористических операциях. Их можно по контракту пригласить в Казахстан. Здесь флага американского, немецкого или французского не будет - военная компания за оплату приедет к нам передать опыт спецподразделениям», - говорит военный эксперт.
Если есть ЧВК, имеющие боевой опыт в Ираке, Йемене, Сирии, на Украине, то почему бы не заплатить им и нанять для тренировки наших военных подразделений.
«Это был бы хороший вклад в развитие нашей обороноспособности», - считает военный эксперт.
Такое нововведение, по его мнению, также снизило бы остроту реакции РФ на подобное взаимодействие со странами западного блока. Напомним, проводившиеся с начала 2000-х ежегодные военные учения с войсками стран НАТО «Степной орел» с 2021 году отменили.
«А если это будет частная военная компания, которая тренирует наши подразделения, будет меньше вопросов со стороны РФ», - считает Джаббаров.
Президент РОО «Академия военных наук» Мухтар Серкпаев в свою очередь акцентирует: на постсоветском пространстве ЧВК, хотя официально не закреплены, продолжают создаваться.
«Несколько лет действуют ЧВК «Вагнер», проводившее военные операции в Сирии, африканских странах. Сейчас участвует на территории Украины - войну ведет. Как сообщают СМИ, министр обороны РФ создает свою частную военную компанию. Если посмотреть на Чечню – у Кадырова своя ЧВК, хотя называется национальная гвардия, но по факту она никому не подчиняется, кроме него.
Что касается территории Казахстана – у нас такое происходить не может, но нам необходимо смотреть за теми охранными организациями, которые работают на нашей территории. И в любой момент могут превратиться из простой охраны в частную военную компанию», - полагает эксперт.
И задача спецслужб РК этого не допустить, уверен Серкпаев.
«Чтобы неожиданно не произошло то, что было в январе-2022. Все спокойно ходят, тут происходит спровоцированный инцидент, который может повлечь серьезные последствия. Такой вариант может произойти», - говорит полковник запаса.
Продолжая тему, он подчеркнул: необходимо укреплять территорию с северным соседом – с технической и кадровой позиций.
«Также необходимо обеспечить нашу армию вооружением и техникой казахстанского производства, развивать территориальную оборону. Многие территории Украина отстояла только потому, что у них была нормальная территориальная оборона», - отмечает Серкпаев, отслуживший в ВС 33 года.
«Надо делать армию сильной. Пусть назначают на посты людей принципиальных, ответственных, достойных, которые могут принимать решения и открыто говорить о проблемах, а не умалчивать их. Годами на содержание армии не выделялось достаточных средств, а если и выделялись, то разворовывалась, не доходя до нижнего звена.
Нужно, наконец, обратить внимание на подготовку кадров, кто учит будущих военных, какие у них условия работы, заработная плата. И обучаться в военных вузах должны достойные граждане, которые пришли сюда не потому, что некуда деваться и бесплатное обучение. Должен повыситься престиж воинской службы», - уверен собеседник.
А еще, на его взгляд, нужно улучшать сами условия обучения в военных заведениях. Нужны современные технические средства обучения.
«В подготовке военных кадров нужно пересматривать подходы, отходить от старых стереотипов ведения войны, оставшихся со времен Великой Отечественной войны. Должна быть открытость и свобода взглядов на различные подходы - тогда будут изменения», - сказал полковник запаса.