Даулет Альжанов – первый «выходец» из Казахстана, который получил признание в Японии
В спорте Даулет Альжанов более 40 лет. За время своей работы в качестве тренера он воспитал 10 чемпионов мира, 13 чемпионов Азии, 7 чемпионов Европы, 15 мастеров спорта международного класса, 36 мастеров спорта РК и огромное количество кандидатов в мастера спорта РК и разрядников. Он является первым представителем Казахстана, получившим признание в Японии, международным инструктором-наставником боевых искусств, обладателем 6 Дана Дзю-Дзюцу, мастером спорта РК по джиу-джитсу. «Голос Народа» побеседовал с именитым сенсеем и узнал, как воспитываются чемпионы и как трансформировалась школа джиу-джитсу в Казахстане.
В этом году павлодарской школе Айки-Дзю-Дзюцу «Жауынгер» исполняется 34 года. Возраст школы говорит о многом, но прежде всего о том, что за ней стоит большая история, причем, не только в Павлодарском регионе, но и в целом, по стране. Фактически школа «Жауынгер» дала толчок развитию и популяризации джиу-джитсу в Республике Казахстан как виду спорта, так как павлодарские спортсмены первыми начали представлять нашу страну на международной арене. За все время существования школа воспитала многочисленное количество чемпионов разного уровня. Наравне со спортивным направлением, воспитанники школы обучались и традиционным прикладным техникам дзю-дзюцу, кобудо и айкидо, а также в обязательном порядке два раза в году проходили аттестацию на пояса.
«Жауынгер» – во все времена являлся не просто спортклубом, а школой боевых искусств со своими правилами и традициями, которые мы строго чтим и соблюдаем. В начале 90-х в нашу школу не так-то просто можно было попасть, так как не было отбоя от желающих заниматься. Поэтому даже приходилось проводить отборочные экзамены и, как правило, их проходили и впоследствии надолго задерживались только целеустремленные и терпеливые. Наши воспитанники всегда отличались от воспитанников других школ своим духом и дисциплиной», - сказал заслуженный тренер Республики Казахстан Даулет Альжанов.
С момента основания, в школе уже сменилось несколько поколений, сейчас у него занимаются не только дети повзрослевших учеников, но и их внуки.
«Я могу смело заявить, что воспитанники, прошедшую нашу школу, как говорится «от и до» – это, прежде всего, воспитанные и выдержанные люди, не склонные к совершению аморальных поступков. В своей деятельности я всегда ставил в первую очередь – правильное воспитание человека, а во вторую – подготовка спортсмена», - отметил Альжанов.
По его словам, спортивная школа – это модель нашего общества, где есть сильные и слабые, целеустремленные и инертные, трудолюбивые и ленивые. Задача тренера, с учетом физических данных и способностей каждого воспитанника, воспитать целеустремленного человека, который изо дня в день будет стремиться стать лучше, чем он был вчера. Задача ученика понять, что он должен расти и идти к поставленной цели, несмотря ни на что.
«С первых тренировок я объясняю всем ученикам от мала до велика, что белый пояс означает «прилежный ученик», а черный – «мастер», чтобы заслужить который нужно очень много работать над собой. Изначально все боевые искусства создавались с целью защиты от разбойников и насильников, иными словами, для сохранения человеческой жизни. Техника боевых искусств – это невидимое оружие, которое всегда с тобой. И немаловажно в чьих руках находится это оружие. Поэтому важно воспитывать детей в правильном русле, чтобы они чётко понимали, что полученные навыки могут служить как для защиты, так и для нападения. Мы делаем акцент на то, что ни в коем случае, нельзя применять свои знания во вред, а лишь в крайних ситуациях и исключительно для самообороны», - сказал сенсей.
Занимаясь джиу-джитсу, за пример берется философию японских боевых искусств, которая основывается на принципах сопротивления любой форме агрессии. Настоящим мастерам чужды любая злоба и жестокость. Главная цель боевых искусств – обрести совершенство и гармонию духа и тела. Философия боевых искусств определяет этикет поведения воина.
Кстати, не многие знают, что сенсей в переводе с японского означает «рожденный раньше» или «старший», т.е. это человек, который прожил больше, соответственно, у него больше опыта, мудрости и накопленных знаний. В Японии могут назвать «сенсеем» школьного учителя, врача или начальника. У нас же принято так обращаться к тренерам боевых искусств, при этом не всегда они обладает вышеназванными качествами.
По словам Даулета Альжанова, бывает такое, что сенсеями становятся «случайные» люди, не имеющие соответствующего образования, опыта и подготовки, которые открывают школы единоборств с целью получения легких денег. И деятельность таких секций никто не контролирует, к тому же родители не задаются вопросом: в чьи руки они отдают свое чадо.
«Как правило, для большинства родителей не имеет значение возраст, образование, характеристика тренера, а важно только лишь удобное расположение и внешний антураж клуба, при этом в основной массе они толком не разбираются в том или ином единоборстве. В итоге мы имеем тренеров, которые творят, что хотят. Секции единоборств появляются как грибы после дождя, в любом микрорайоне можно найти необходимый вид спорта. Казалось бы, это хорошо, что есть выбор, но вопрос в другом, как там тренируют? Сейчас соцсети пестрят постами о вопиющих фактах, творящихся в спортклубах, где тренеры жестоко обращаются со своими подопечными, пытаясь самоутвердиться не за счет самих себя, а за счет своих учеников, порой совершая уголовно-наказуемые деяния», - сетует Даулет Альжанов.
Подробно об этой теме мы писали в материале.
Японские самураи подчеркивали важность тренировки психической силы и способности переносить боль, используя подход «разум превыше материи» методом длительного сидения под холодным водопадом или стояния обнаженными на снегу. Благодаря чему, они умели управлять своими эмоциями и инстинктами при помощи разума.
«Нужно учитывать то, в каких условиях живем мы, а в каких японцы, и какое у них воспитание, а какое у нас. Глядя на нынешнее молодое поколение, я вспоминаю свое детство, в котором родители учили нас верить в себя, не боялись возлагать на нас большую ответственность, научили нас принимать решения и быть самостоятельными. Мы ходили в школу пешком без сопровождения взрослых, нас не водили за ручку в спортсекцию, мы могли гонять на великах, где хотели и тусоваться во дворах, когда хотели. Сейчас же картина прямо противоположная», - рассуждает Даулет Альжанов.
В эпоху современных технологий, физическая активность ребенка практически сведена к нулю. Современные подростки большую часть времени проводят не на улице, а в виртуальном мире. Отсутствие физических нагрузок и сидячий образ жизни негативно влияют на растущий организм и приводят к нарушениям здоровья.
«Раньше, родителей своих учеников, я практически не знал, потому что дети сами приходили записываться в секцию, сейчас же детей приводят родители и то, в основном, мамы. Ранее никто не слышал о мотивации, но хорошо понимали для чего нужна дисциплина, все стремились к тому, чтобы чего-то достичь и не бегать от одного тренера к другому. Сейчас же стало нормой ребенку менять секцию чуть ли ни каждый месяц, потому что выбор есть, а терпения не хватает», - отметил он.
Единоборствами Даулет Альжанов занимается более 40 лет, из них – 30 лет - в качестве тренера. Он старается всегда держать себя в хорошей физической форме и быть примером для своих подопечных.
«Сколько бы лет вам ни было, никогда нельзя давать себе поблажек. Мы перестаем тренироваться не потому, что становимся старше – мы стареем из-за того, что перестаем тренироваться. Все зависит от того, как мы к этому относимся. Если мы будем относиться к своему организму, как к чужому, то в конце концов он начнет разрушаться, а саморазрушается человек довольно-таки быстро», - сказал сенсей.
Находясь в Японии, он обратил внимание на то, что для японцев занятия боевыми искусствами это обычное явление, которыми они занимаются всю свою жизнь до конца своих дней.
«Зайдя в любое «додзё» (спортзал) встречаешь много людей преклонного возраста, как правило, бабушки и дедушки занимаются в одном строю с молодым поколением, которое глядя на них занимается с особым усердием. Это то, что мы называем мотивацией. К сожалению, у нас иная картина – полупустые залы, в которых стало большой редкостью увидеть ребят старше 16 лет», - сказал он.
Даулет Альжанов отметил, что дети нового поколения обладают клиповым мышлением в виду того, что они больше времени проводят в виртуальных играх и социальных сетях.
«Сейчас такими становятся и взрослые. Это беда нашего общества. Каждый живет в своем мире – дети в своем, родители в своем, при этом последние даже не представляют, о чем думает их ребенок. Все мы хотим, чтобы наши дети были свободны от пагубных видов зависимости: алкоголя, наркотиков и азартных игр. Чтобы были сильны психологически и физически, могли принимать самостоятельные решения и обладали основополагающими ценностями. Вот для этого вам и понадобится настоящий «сенсей», который поможет наделить вашего ребенка необходимыми качествами», - заключил Даулет Альжанов.