Более плотная сетка райцентров решит не только социальные вопросы, но и стратегические
Катон-Карагайский, Маркакольский и Маканчинский районы в течение двух лет появятся на карте страны. Об этом стратегическом решении на недавнем Национальном курултае в Туркестане сообщил президент страны. «Голос народа» узнал мнение экспертов об этом шаге и его последствиях для государства и граждан.
Только без советского планированияРуководитель НКО «Desht» Куаныш Жаиков отмечает: если бы речь шла о всех приграничных районах, они были бы против, потому что для экономического развития нужна концентрация людей.
«Это противоречит и другой политике государства – «люди к инфраструктуре». Даже с точки зрения безопасности - исторически, от Римской империи до казахской степи - урбанизированные государства захватывали аграрные, разбросанные территории. Была бы и другая претензия - почему такая инициатива звучит от президента, а не местного маслихата. Хотя у него есть конституционные полномочия по местному административно-территориальному устройству. Это нарушает вертикаль власти», - комментирует экономист.
Но президент сказал именно про 3 района вдоль восточной границы и с точки зрения национальной безопасности.
«Мы не знаем всей внутренней кухни, но это немного меняет посыл. Возможно, решение связано с нормализацией территорий вдоль китайской границы, особенно с учетом отмены визового режима. Территория трех этих районов - Катон-Карагайского, Курчумского и Урджарского - сопоставима, например, с Грузией. А населения - 2 человека на квадратный километр. Если вопрос безопасности, то наверняка нужна соответствующая инфраструктура, которую местные власти сами не потянут.
Другое дело, что население мы не удержим никакими средствами. Экономическая специализация этих районов специфична и, если вы хотите по жизни заниматься чем-то другим, вы уедете», - продолжает Куаныш Жаиков.
Но там должны остаться профессионалы, как, например, в США и Австралии, подчеркивает он.
Точки концентрации«Те, кто в промышленных масштабах собирается заниматься сельским хозяйством и отправлять продукцию в Китай. Те, кто связан с таможенной сферой, военные и около-военные, нацбезопасность. Те, кто всерьез занимается туристическим бизнесом», - перечисляет он тех, для кого возрождаются старые районы.
Демограф, д.и.н, профессор ВКУ им. С.Аманжолова, главный научный сотрудник НИЦ «Алтайтану» Александр Алексеенко акцентирует внимание на том, что приграничные районы заселяются в основном казахским населением.
«Для чего это делается? Вспомните, с чего начиналась Украина и Россия - это референдумы на приграничных территориях. А потом было официальное заявление: народ захотел референдума и прочее. Так что переселение граждан с южных регионов в приграничные зоны – это предотвращение фактора последствий «референдума». Потому что в данном случае большая часть населения, если процесс миграции пройдет успешно, будет против подобных решений», - говорит эксперт.
В советское время, напоминает он, существовала территориально-административная иерархия: областной центр, районный центр, колхоз, подхоз, сельсовет.
«Все эти точки были связаны административно, экономически, культурно. И эта система функционировала как единая живая единица. В 90-е годы произошла деколлективизация, областные и районные центры ликвидировали, а вместе с ними ушли больницы и клубы, работа, связанная с административным обслуживанием. В 1997 году в результате оптимизации административных центров в Казахстане произошло укрупнение территориальных единиц, и многие области, районы были упразднены. Это был первый шаг к тому, чтобы население концентрировалось в нескольких точках», - продолжает Алексеенко.
Произошло оголение территорий, и чем дальше территории находились от адмцентров, тем быстрее происходил этот процесс. А все приграничные зоны далеки от крупных центров, поэтому оттуда идет мощный поток миграции населения, констатирует демограф.
«В 90-е годы была заложена система, в основе которой стоял принцип: отдельно взятый сельский населенный пункт не в состоянии обеспечить жизнь людей. То есть существование сельского населения возможно только в виде сельской агломерации, а отдельное село обречено на вымирание. В результате вся поселенческая система рассыпалась, и теперь мы видим: население больше концентрируется в областных центрах либо в трех мегалополисах: Алматы, Астане и Шымкенте. Есть еще Мангыстау, но там играет роль нефтяной фактор», - говорит эксперт.
Хотя существование на картах райцентров решало для селян массу вопросов, подчеркивает он.
В разные стороны«В райцентрах были больницы, здесь можно было решать административные вопросы. С учетом того, что среднее расстояние между населенными пунктами не одна сотня километров, это было жизненно важно. Как и то, что сельчанам было доступно среднее образование. А потом малые села лишились такой возможности, и школьники вынуждены были покидать родительский дом», - описывает последствия реформ собеседник.
Профессор отмечает, что динамика различных реформ – экономических, административных, демографических – в стране разнонаправлена.
«Нас все время призывают к росту рождаемости. Это эмоциональный иррациональный фактор. С экономической точки зрения все население должно концентрироваться в крупных населенных пунктах, в центрах притяжения, должна быть цифровизация экономики. По факту одна рука показывает в одну сторону, другая - в другую. Предыдущий президент призывал к тому, чтобы было много городов- миллионников, которые якобы являются признаком развитости. А сейчас выясняется, что есть угроза национальной безопасности, когда все население сосредоточено в центре, в нескольких точках. Это огромная проблема внутренней безопасности», - отмечает демограф и приводит в пример январь прошлого года.
«У огромного количества молодежи нет работы, учебы, образования, им просто негде пристроиться. В тех сельских населенных пунктах, где они раньше жили, этого тоже нет, поэтому они приезжают в город, где высокая конкуренция. Высшее образование стоит денег, всем аулом не наскребут на институт для одного, а в селах многодетные семьи, которые могут обучить одного- двух, остальные куда?..», - говорит специалист.
В этом контексте реанимация районов, начатая с административных преобразований, поможет создать сельские агломерации.
«Если будет район, появится и больница, и школа, и клубы, и новые рабочие места. Это позволит решать ключевые вопросы и мелкие поселенческие функции в райцентре, а не в области. Человек сможет решать 90% проблем в районе, а не ехать за сотни километров по бездорожью. Например, из Катон-Карагайского района, который будет восстановлен, или из Зайсанского до Усть-Каменогорска 500 километров. Зимой не проедешь, как и из Маркаколя. Кто до весны доживет, тот в больницу поедет.
Младенческая смертность, инфаркт, инсульт - там счет на секунды идет, а у нас в этих населенных пунктах люди по полгода врача не видят», - констатирует специалист.
Если не мы, то другие заполнят пустотуКогда необходимая структура сельских агломераций восстановится, то демографическая ситуация улучшится, молодежь сможет остаться, рождаемость повысится.
Таким образом будет решен и вопрос нацбезопасности в приграничных зонах. Потому что будет контроль заселенных территорий. Это главный фактор нацбезопасности. А если есть пустота, то, по законам физики, этот вакуум обязательно будет заполняться. Если не нами, то со стороны. Тем более в нынешней ситуации, когда север и юг на нас давят, сжимают Казахстан с этих границ», - подчеркивает демограф.
Поэтому он считает абсолютно правильным решение президента о реанимации приграничных районов.
«Это позволит создать более густую сеть сельских агломераций, даст больше свобод этим регионам, уменьшит чрезмерную централизацию областных центров», - говорит Александр Алексеенко.
На такой огромной территории, как Казахстан, нужна гораздо более мелкая административная система, чем мы имеем сейчас, уверен он.
Останутся на малой родине«Апелляции к тому, что сокращение бюрократического аппарата экономит бюджет, я считаю несостоятельными. Когда сельчанин едет решать вопросы в городе - вот там начинается коррупция. А на местах люди друг друга знают – как-нибудь разберутся», - делится мыслями профессор и добавляет, что на местах, в сельских населенных пунктах, должна активизироваться переработка сельхозпродукции.
Напомним, на Национальном курултае в Туркестане президент заявил о восстановлении трех приграничных районов - Катон-Карагайского, Маркакольского и Маканчинского.
«Этот вопрос очень важен и с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Нельзя затягивать с его решением. В целом объединение или разделение районов оказывает непосредственное влияние на каждодневную жизнь граждан. Поэтому при принятии решений важно учитывать численность населения, экономический потенциал, инфраструктурные аспекты таких районов. Я придаю первостепенное значение благоустройству каждого региона и всех населенных пунктов, особенно аулов. В прошлом году после президентских выборов мой первый указ был направлен именно на развитие сельских территорий. В ближайшие пять лет правительство приложит максимум усилий для решения этой задачи», - сказал Касым-Жомарт Токаев.
Катон-Карагайский район - административно-территориальная единица второго уровня на востоке Восточно-Казахстанской области.
Маркакольский район - административная единица в составе ВКО, существовавшая в 1928-1930, 1939-1963, 1964-1997 годах.
Маканчинский район - административно-территориальная единица в составе Семипалатинского округа, Алма-Атинской, Семипалатинской областей и ВКО, существовавшая в 1928-1930, 1935-1963 и 1969-1997 годах.