Село миллиардеров - кому выгоден бардак в туротрасли Казахстана

Теневой туристический рынок может уничтожить уникальную природу страны

Назгуль Абжекенова

Почему при наличии уникальных дестинаций Казахстан так и не стал туристической Меккой для своих граждан и иностранных гостей?

«Голос народа» узнал у эксперта в сфере туризма, работавшего в госсекторе, а сейчас занимающегося консалтингом в этой области, Рината Кадырова.

- Ринат, какие системные проблемы вы видите в развитии внутреннего туризма?

- Первое – частая смена руководителей отраслевых госорганов, отвечающих за развитие туристской отрасли как на центральном уровне, так и в местных исполнительных органах.

Взять, к примеру, «Государственную программу развития туристской отрасли 2019-2025 гг. №360 от 31 мая 2019 г.» От начала ее реализации до ее завершения (документ свернули) сменилось 4 министра: Арыстанбек Мухамедиулы (2014-2019), Актоты Раимкулова (2019-2022), Даурен Абаев (2022-2023), Асхат Оралов (2023 - по настоящее время). Каждому новому  министру проще упразднить Программу, чем разбираться в истории проделанной работы, искать сдерживающие факторы и работать над ними.

Фото: спикера и из открытытх источников 

Я уже молчу про то, что когда принимали данную Программу, немного «забыли» про отраслевую Бюджетную программу, которая бы обеспечила план мероприятий необходимыми средствами, – ее просто не было. И то, что вы сегодня видите и слышите, как результаты реализованной программы, было достигнуто не благодаря Программе развития, а вопреки.

- А как в этих условиях со своими функциями справляются на местах?

- Нужно отдать должное руководителям управлений туризма на местах, которые всеми правдами и неправдами, не имея ни утвержденных бюджетных программ, ни средств, ни соответствующих подзаконных актов, позволяющих реализовывать инфраструктурные проекты, 4 года героически выполняли отдельные мероприятия в рамках Госпрограммы. На этапах формирования нашего государства систематическая перетасовка кадров в высших эшелонах власти была необходима, как механизм противодействия коррупции, чтобы чиновники «не пускали корни».

Но по истечении некоторого времени мы получили обратный эффект – отсутствие отраслевой специализации/ экспертизы и необходимости отвечать за свои действия, принятые решения, поскольку через год-два ты уйдешь на другое место и там все с «чистого листа», а твои прошлые грехи остаются на старом месте и вроде как не имеют к тебе никакого отношения.

Никого не хочу обвинять, и это касается не только министров. Из-за постоянной перестановки на руководящих постах у госслужащих остается меньше времени, чтобы «отбить» свои места – значит, «отрабатывать» нужно быстрее, риск коррупционной составляющей стал гораздо выше, плюс, как уже говорилось выше, при смене места работы по «требованию руководства» снимается ответственность за ошибки принятых ранее решений. 

Кто во что горазд

- Ваши коллеги также говорят о конкуренции между лицами, принимающими решения в отрасли…

-Да, это так. Негласное соперничество есть между теми же руководителями отраслевых госорганов. К примеру, конкуренция между акиматами города Алматы и Алматинской области, соответственно, между управлениями туризма. На встречах, совещаниях и в личных отношениях они могут дружить семьями, но когда дело касается эффективных реализованных проектов в отрасли, каждый тянет одеяло на себя: «Я красавчик, остальные просто помогали».

Из этого вытекает следующая проблема – несогласованность действий между управлениями в рамках одного акимата, в разрезе управлений между городом, областью и Казахтуризмом и т.д. У всех свои задачи, свои планы мероприятий, индивидуальная ответственность, а остальное - гори синим пламенем.

Проще всего это продемонстрировать на примере строительства дорог, после которых приходят коммунальщики и меняют трубы. То есть из-за отсутствия коммуникаций между задействованными сторонами страдает целая туристская отрасль.

Хорошее дело дурно пахнет

- Можете привести конкретные примеры ситуации с лебедем, щукой и раком в туротрасли?

- В рамках визита президента 16 ноября 2022 года в г. Алматы был обозначен ряд приоритетных направлений развития мегаполиса, в том числе развитие горного кластера Алматинского региона. Учитывая, что потенциал развития горнолыжного туризма охватывает предгорья Заилийского Алатау в административных границах г. Алматы (ГК Шымбулак, ЦСКА) и Алматинской области (Кок-Тау, Табаган, Пионер, Лесная Сказка, Ак-Булак), существует риск несогласованных действий между местными и центральными отраслевыми госорганами в вопросах развития горного туризма.

Так, управление туризма Алматинской области уже разрабатывает очередную «концепцию развития Алматинского горного кластера» (их уже более трех подобных документов с 2017 года), тогда как управление туризма г.Алматы ничего об этом не знает и не принимает никакого участия! Если вы спросите об этом Казахтуризм, ответ будет такой же.

Вторая иллюстрация - вечно закрытые санитарно-гигиенические узлы. Под давлением общественности и поручений вышестоящих органов управления туризма г. Алматы и Алматинской области выделили бюджетные средства на строительство и установку туалетов.

Я делал расчеты - и поверьте: изготовить, отвезти и установить СГУ с автономными источниками питания, водоснабжения и водоотведения на территории объектов туризма, даже за 20 миллионов тенге за единицу - не такая уж простая задача. Плюс ко всему все элементы должны быть антивандальными.

Необходимость гарантийного срока в 12 месяцев и обслуживания (систематическое наполнение воды и откачка сточных вод) делает эту задачу невыполнимой. В этой связи было принято решение подключать к местным сетям, но к каким? Именно этот вопрос и не был согласован с местными акиматам, управлениями ЖКХ.

Поскольку даже если туалет обойдется в 20 миллионов, то необходимые инженерные коммуникации могут обойтись району/управлению ЖКХ в несколько сотен миллионов, а то и миллиардов. Именно поэтому данные санитарно-гигиенические узлы до сих пор стоят закрытые. Иначе, без центральных коммуникаций, их бы уже давно разобрали местные вандалы.

Местная мафия и мусор тоже местный

- Как-то в разговоре со мной социолог, проводившая исследование туристского потенциала в одном из регионов страны, отметила: местное население зачастую не готово, не умеет и не желает принимать гостей. Хотя это может стать хорошим источником дохода в местности, где выбор работы не так велик… Другие эксперты и сами туристы были в шоке от дикого сервиса и заоблачных даже для столичных жителей цен на местах…

- Да, культура туризма, местный менталитет – одна из актуальных проблем отрасли. Поясню на конкретных цифрах и фактах. В 2019 году ввели в эксплуатацию новую автодорогу до Нижнего озера Кольсай. Если наблюдать за динамикой туристского потока, становится очевидным влияние инфраструктуры на популярность туристских локаций:

Год

Туристский поток

2016

 22159

2017

 36310

2018

 41004

2019

 87 662

2020

 83153

2021

 160520

2022

 свыше   200000

Но при этом экологическая ситуация и качество оказываемых услуг только усугубляется с каждым годом, и здесь две причины. Первая - поставщики услуг, т.е. местные жители.

Я неоднократно слышал от местных жителей, что «Кольсай наш, сатинцев, не казахстанцев, не Алматинской области, а наш, жителей села Саты». Если вы поговорите с жителями близлежащих сел Курметти или Карабулак, Жаланаш, то для них дорога на Кольсай закрыта.

Может, я немного утрирую, но также неоднократно слышал про притеснения от местных жителей. А там, где нет конкуренции и бесконечный поток потребителей (туристов), то нет и необходимости работать над качеством или снижением стоимости услуг.

Конная прогулка до Среднего озера Кольсай 20000-25000 тенге. Мы точно потомки кочевников? По логике вещей конные прогулки – это наша национальная особенность, она должна быть повсеместной и доступной, чтобы не только иностранный турист мог почувствовать себя частью кочевой культуры, но и жители городов. А с такими ценами, да еще и на таких лошадях, мне порой стыдно за них.

Это вообще непопулярная тема, поскольку все привыкли обвинять только госорганы, и этим примером я рискую стать «persona non grata» в с. Саты Кегенского района. Вы сами только подумайте: 200 000 посетителей только за 2022 год, каждый в среднем оставил 7000-10000 тенге. Это свыше 2 миллиардов тенге на 200 домов! Такие деньги любому голову вскружат, и это действительно серьезная проблема.

Культура туризма. Опять же - сколько ни строй инфраструктуру, ни облагораживай прилегающие территории, ни обустраивай туристские тропы, все эти меры - просто сжигание бюджетных средств, если наши же соотечественники все ломают, сжигают, разрисовывают и ломают.

Здесь я не первоисточник истины, просто выйдите в абсолютно в любом направлении, любого города, национального парка, реки или озера - основной объем мусора и беспорядка оставляют внутренние туристы, в особенности - местные жители.

Такими темпами мы повторим историю бухты Майя Бэй (Maya Bay) в Тайланде, когда правительству пришлось закрыть данную территорию на 4 года. И спасибо 2020 году, когда природа немного восстановилась, после чего Бухту снова открыли, но уже с жесткими правилами посещения.

Здесь нужна системная работа уполномоченных органов с местным населением, привлечение значимых и уважаемых всеми лиц, которых будут слушать, а не сжигать на кострах, к примеру, Димаша Кудайбергена – любимца нации.

Разнобой в цифрах

- Экспертное сообщество говорит и о необъективной статистике туротрасли – у госов одни цифры, у практиков – другие. А ведь это влияет на всю систему: на бюджеты, программы и так далее.

- Да, проблемы есть и в этой части. Необходимо совершенствование методики учета туристского потока на отдельных локациях. Ввиду отсутствия точных данных по туристскому потоку, исходных количественных данных, лишенных человеческого фактора при учете, возникают проблемы мониторинга эффективности принимаемых государственных мер, негативного влияния на окружающую среду (антропогенная нагрузка) отдельно взятых туристских локаций.

К примеру, по данным официальной статистики (январь-сентябрь 2022 г.) в Кегенском районе зарегистрировано 32 места размещения на 605 койко-мест, обслужено 5 576 человек, тогда как за тот же период ГНПП Кольсай көлдері посетило 189 905 человек. Учитывая допустимую рекреационную емкость Нижнего озера Кольсай - 480 человек в год (Паспорт маршрута №7 «Нижнее озеро Кольсай) + маршрута №3 (Кольсай-Сарыбулак) - 25 000 человек в год.

Если учитывать лишь официальные данные департамента по статистике, то проблемы нет, если учитывать различные источники данных, то Нижнее озеро Кольсай находится на грани экологической катастрофы.

Помимо прочего, существует огромный теневой рынок поставщиков туристских услуг, начиная с мест размещения, которых только в с. Саты Кегенского района насчитывается около 200 домов, нерегулируемая деятельность конных прогулок, мест общественного питания.

Следует отметить также, что если за любые расчеты эффективности местных и центральных органов исполнительных органов брать лишь официальные данные Нацбюро по статистике, к примеру, Кегенского района - 32 гостевых дома и 5 576 обслуженных посетителей, то, не проводя никакой работы, в 2024 году можно показать прирост до 200 новых гостевых домов - только на основании бумажных отчетов и выявления уже существующего рынка, поскольку исходные данные сильно занижены изначально. Т.е. кривая официальная статистика играет на руку всем ответственным отраслевым госорганам.

 В 2022 году я занимался выработкой вспомогательного источника количественных данных по туристскому потоку, посредством сбора безличных данных с базовых станций операторов сотовой связи. По результатам данной работы только по 18 наиболее популярным объектам туризма было выявлено свыше 5 миллиона посетителей, а в отдельно взятой Капшагайской агломерации - свыше 3 миллиона посещений.

Рецепты решений

- На фоне всей этой ситуации в туризме возникают резонные вопросы к нацкомпании «Казахтуризм», которая имеет миллиардные бюджеты. Тратит наши – налогоплательщиков – деньги на рекламу на Euronews, а по факту бренд страны без тиына из бюджета популяризируют Димаш Кудайберген и Геннадий Головкин… Что вы об этом думаете?

-Здесь вновь встает вопрос текущих полномочий отраслевых госорганов и действующего законодательства РК. Если ознакомиться с Уставом АО «НК «Казахтуризм», то это большое рекламное агентство, которому разрешено создавать и распространять рекламную продукцию о Казахстане: сайты, приложения, буклеты, выставки и все. За любую другую деятельность председателя правления вызовут в прокуратуру за нецелевое использование бюджетных средств. Аналогичная ситуация и с управлениями туризма.

Вы на самом деле думаете, что строительством и установкой туалетов должны заниматься управления туризма? А действующее законодательство им это позволяет? А что тогда должно делать управление ЖКХ? Кто должен строить коммуникации к этим туалетам -тоже управление туризма? А дороги? А интернет? А тропы? У них там нет ни одного специалиста по вопросам строительства и благоустройства! Кто и как должен разрабатывать техническую спецификацию, документацию, выпускники турфака?

При этом надо понимать, что реклама туристского потенциала страны, без оказания соответствующего сервиса, туристской инфраструктуры, работает против репутации нашей страны.

Главное - чтобы везде были люди, которые заботятся о гостях, их впечатлениях, которые туристы заберут с собой, ведь туризм - это «experience» - индустрия впечатлений. А пока у нас преобладает местечковое мышление, желание моментального заработка от таксиста в аэропорту, до чиновника на ответственной позиции, мы можем лишь мечтать о настоящем развитии туризма. 

Реклама
Реклама
Новости партнеров