Финансовый институт холдинга «Байтерек» обеспокоен проблемой увеличения случаев банкротства
Идея появления агробанка в Казахстане не новая и о ней говорят периодически, как, например, вчера, 19 июня, в ходе правительственного часа в Мажилисе. Министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев заявил, что ведомство поддерживает данную инициативу, но она не находит поддержки у Межведомственной комиссии. Между тем, на мероприятии с участием депутатов Сената, чиновников из МСХ и министерства экологии, агробизнесменов, организованном Институтом парламентаризма, обсуждалась аграрная политика Казахстана, где также был затронут вопрос о необходимости создании агробанка. Правда, в ином ключе. Как появление отраслевого банка может отразиться на агробизнесе – «Голос Народа» поговорил с экспертами в различных отраслях.
Об отрицательных сторонах агробанка рассказал управляющий директор АО «Аграрная кредитная корпорация» Арман Амиргожин.
В первую очередь, получить кредит сельхозтоваропроизводителям будет сложно.
«Агробанк должен ужесточить требования к СХТП, в связи с тем, что должна быть предусмотрена залоговая политика. В связи с созданием агробанка именно на этот банк будут распространяться потенциальные нормативы Национального Банка. Условно, из 10 нормативов, которые сейчас есть в АКК, будут 23 норматива. И это будет отражаться на деятельности СХТП», - напомнил он.
Представитель дочерней компании холдинга «Байтерек» отметил, что российский Россельхозбанк не является успешным примером в этой сфере.
«Насколько мне известно, этот банк убыточный. Это дотационный банк, и он зависит от госбюджета. Только за счет этого существует, и он не прибыльный. Название только с сельхозкой связано», - сказал Арман Амиргожин.
По его словам, если в Казахстане появится аграрный банк, то, есть вероятность, что он будет дублировать функции Агрокредитной корпорации, как это было ранее с Казагро и его дочерними организациями.
«Если будет агробанк, то функционал у нас будет дублироваться. Есть вероятность, что будет создаваться на базе АКК, все говорят о преобразовании АКК. Когда существовал Казагро, многие его дочерние организации дублировали его функционал. Все дочки занимались одним и тем же. Было принято решение объединить в один институт, я считаю, что это правильно», - сказал он.
По мнению управляющего директора АКК, в отрасли достаточно проблемных вопросов, на которых необходимо сфокусироваться. Фининститут инициировал внесение поправок в нормативно-правовые акты по вопросу отмены НДС для фермеров, приобретающих сельхозтехнику.
«Наши инициативы были связаны с улучшением положения СХТП. Нами было предложено внесение изменений в Бюджетный Кодекс, которые допускают замещение денег. То есть, мы за счет своих денег могли финансировать сельхозтоваропроизводителей вовремя, но при этом, чтобы в последующем за счет бюджетных денег было замещение. Сейчас это не допускается. Я считаю, что это, наоборот положительная сторона. Потом мной было озвучено о внесении изменений в Налоговый Кодекс. Сейчас действующая редакция говорит о том, что СХТП, которые приобрели в лизинг технику у дилера, на них ложится НДС на эту технику. Мы сейчас предлагаем это исключить. Вне зависимости от того где он покупает технику – у производителя или у дилера, этот НДС не должен ложиться на сельхозтоваропроизводителя», предлагает Амиргожин.
Также есть инициатива о том, чтобы у финансовых институтов – кредитных товариществ, Казагрофинанса было право на безакцептное списание задолженностей по проблемным заемщикам.
«Мы хотим предусмотреть такие инструменты, которые если мы даем, условно, льготные кредиты, чтобы у нас были полноценные права как у банков второго уровня истребовать в безакцептном порядке денежные средства со счетов. Вы сами понимаете, принудительное взыскание задолженности, когда подали иск в суд и пока у нас это решение состоится и вступит в силу, заемщик может не то, что распродать все свои активы, но и покинуть страну и потеряться. Нам такие инструменты необходимы», - отметил Арман Амиргожин.
По словам спикера, в последнее время случаев, когда должники подают заявления на банкротство и реабилитацию, стало больше.
«Случаев уйма. Особенно в последнее время. Из-за того, что закон об исполнительном производстве и КОАП вступили в силу. Как раз-таки эти новшества по взысканию они дают возможность злостному неплательщику уклоняться от погашения. Условно, он получает для себя бесплатную пролонгацию. Он может в течение года при предъявлении формальных заявлений, исков получать для себя пролонгацию», - уточнил он.
Выходит, что действующее законодательство по вопросам банкротства и реабилитации позволяет заемщики подавать заявление неограниченное количество раз.
«Или свои аффилированные компании. Что это означает – в период, пока суд рассматривает эти заявления все процедуры взыскания приостанавливаются. У нас руки завязаны, мы ничего не можем сделать», - сказал он.
По словам депутата Сената Сакена Арубаева, в целом, в законодательство по вопросам агропромышленного комплекса изменения вносятся постоянно, но этого недостаточно.
«Мы должны открыто говорить об этом. Сейчас в парламенте и на местном уровне со стороны депутатов все чаще стали эти проблемы поднимать. Я сейчас на своем опыте вижу, когда начинаешь в одну проблему погружаться, одно министерство на другое начинает ссылаться – это не входит в наши функциональные обязанности, это зона ответственности другого министерства. Нужно пересмотреть функциональные обязанности каждого министерства, и спрашивать с одного ведомства, например, по проблеме воды – этот вопрос сейчас у Министерства экологии, а если так посмотреть, проблема воды должна быть в ведении Министерства сельского хозяйства. И вообще, наши коллеги обсуждали этот вопрос, по воде должно быть отдельное Агентство. Сейчас мы это взяли в свои руки. Ведь в итоге это все упирается в продовольственную безопасность», - сказал он.
Стоит учитывать, что в сельском хозяйстве есть процессы, которые не зависят от человека. А начинать получать дивиденды в отдельных вида агробизнеса можно только на 7 или 10 год работы. Поэтому частые изменения в правилах могут сыграть негативную роль для фермеров. Кроме того, с приходом новых министров в АПК Казахстана появляются программы, соответственно, меняются «правила игры» - фокус от одной отрасли переключается на другую. Должны ли министры нести ответственность за разрабатываемые ими стратегические документы?
«Мы это вопрос поднимаем, тоже эту проблему видим. Говорим об этом, почему ставят человека на должность министра, он поработает год-два, потом переходит на другую работу или даже отрасль. Необходимо приложить усилия, чтобы программа достигла результатов. Почему с него снимается ответственность, когда он переходит на другую работу? Наш Президент всегда говорит об этом, что каждый должен отвечать за свою работу», - сказал Сакен Арубаев.