«Много шума, мало конкретики»: эксперт о прошедшей выборной кампании

Советы будущим кандидатам, как правильно себя продвигать, чтобы запомниться избирателям

Меруерт Нургазинова

Столь масштабных выборов в мажилис в Казахстане не было достаточно давно. Мало того, что на места в нижней палате парламента претендовали сразу 7 партий, так еще и множество самовыдвиженцев. В некоторых округах за мандат боролись более 30 человек! Чуть менее жесткая, но заметная, борьба шла и за места в маслихатах. При этом простые горожане не единожды жаловались, что выбирать было не из кого: ряд претендентов на депутатское кресло – лица малоизвестные, а лозунги и тезисы в их предвыборной программе – местами провокационные и броские. Рекламные материалы некоторых кандидатов содержали грамматические ошибки, непривлекательный дизайн и низкое качество печатной продукции, что вызвало возмущение у населения. Как не испортить свою репутацию и почему важно вкладывать в PR-продвижение, особенно, если претендент на чиновничье кресло в политике «новичок», корреспонденту «Голос Народа» рассказала специалист в области коммуникаций и брендинга Шынар Жанибекова.

За все надо платить

«Когда идет качественное продвижение, за этим стоят люди и финансы. Чаще всего кандидаты в маслихат – самовыдвиженцы, не специалисты в этой области, и у них не было финансовых возможностей, чтобы привлечь специалистов, которые бы смогли проработать все, начиная от имиджа, дизайна, посыла. За каждой предвыборной кампанией стоит команда специалистов. Если ее нет, это сразу ощущается», - сказала специалист по коммуникациям и брендингу Шынар Жанибекова.

«Немного наивно думать, что если человек на фейсбук имеет столько-то подписчиков и 200 лайков, то он популярен. Он популярен среди этих 200 человек, а в политтехнологиях важно выходить на огромные аудитории. Если это двухмиллионный Алматы, то он должен быть узнаваем в Алматы. Даже если смотреть наших акимов, спросите у любого, 80% алматинцев даже не знают кто у нас аким города. Но у акима нет задачи быть узнаваемым. Хотя, если он озадачится этим вопросом, то все  можно сделать. В политических технологиях очень важно иметь команду специалистов и финансы. Ну и, конечно, время», - добавила она.

Для того, что сформировать узнаваемость человека в социуме, по оценкам специалиста, нужно от 6 месяцев до 2 лет. Причем чем короче срок, тем больше денег надо потратить на продвижение.

«У наших кандидатов не было этого времени, а за 1 месяц создать бренд – нереально. Поэтому на западе начинаются предвыборные кампании за два года вперед. В этом смысле было бы выгоднее баллотироваться от партии, ведь вокруг  партии легче формировать единый месседж. Вокруг партии всегда существует комьюнити, единомышленники, которые могут поддерживать», - рассуждает Шынар.

По ее словам, сегодня завоевать доверие аудитории и привлечь к себе внимание сложно. Политтехнолог связывает это в первую очередь со стремительным развитием социальных сетей, как основной площадки для донесения своих мыслей до аудитории. Тем не менее, проверенные годами стратегии продвижения все еще работают.

Первое – массовая узнаваемость

«Без разницы, что говорит кандидат. Нужно сформировать узнаваемость. Как, например, делают политтехнологи на Западе? Они сначала прорабатывают имидж человека, его отличительные особенности. Например, украинскую Юлию Тимошенко, когда политтехнологи придумали ей косу, потому что, в первую очередь, это ассоциируется с образом традиционной женщины. И теперь Юлия Тимошенка в любой ипостаси – «та женщина с косой». И также про другие бренды, узнаваемые на рынке, не обязательно в политике. Например, Стив Джобс, который черные водолазки носил или Марк Цукерберг, который выглядит как «ботан». Майкл Джексон – тот, который отбелил свое лицо. Также и в политике. Бывший президент США Дональд Трамп – у него есть возможно сделать себе красивые волосы, но он эксплуатировал эту свою нелепую прическу и был узнаваемым. Как и экс-премьер Великобритании Борис Джонсон», - сказала эксперт.

Образы политиков прорабатываются целой командой, состоящей из пиар-специалистов, имиджмейкеров, политтехнологов.

«У нас я не видела кандидатов, которые это проработали. Были попытки, но у всех стандартно», - отметила она.

Второй этап – понятный месседж

«Как только прорабатывается имидж, формируется посыл, который хочет донести до своих избирателей кандидат. Это все работает, как и в рекламе. Здесь важно не переборщить с такими месседжами, как например, исправлю социальное неравенство, или не обойтись примитивными месседжами.  Это должен какой-то вызов на рынке, который раньше никто не предлагал.  Таких ярких месседжей я не увидела», - сетует Шынар Жанибекова.

Она привела в пример лозунг предвыборной кампании Бориса Ельцины – «голосуй или проиграешь», когда ставка была сделана на молодежь. И это сработало, слоган до сих пор на слуху. Подбор слов политтехнологам  дается не так легко. Для начала проводится ряд исследований, анализируется поведение общества и выявляются маркеры, которые привлекают наибольшее внимание.

Третий этап – реальные обещания

«Третьим этапом идет расшифровка тех действий, которые предлагают кандидаты. Здесь важно то, что человек действительно должен быть экспертом в этой области, и он должен иметь инструменты для того, чтобыпретворить это в жизнь. Иначе это будут пустые обещания. Люди в это не поверят. Не надо думать, что население глупое и любое действие оно не будет оценено общественностью. Если человек - эксперт в области экологии, и он ратует за совершенно другие вещи, то это странно смотрится», - сказала Шынар Жанибекова.

По ее словам, когда конкретные меры предлагает партия, это смотрится органично, потому что за партией стоят больше возможностей что-то изменить, нежели за одним человеком – самовыдвиженцем.

«Если помните старые выборы, когда были кандидаты в президенты, и был такой Гани Касымов, который в руках ломал стакан, на самом деле такой хайп хорошо работает. Чаще всего 10% людей будут вникать в пошаговые действия, в программу кандидата. Это только люди вдумчивые, имеющие критическое мышление, они будут понимать и читать программу. Или на последних выборах одна из кандидаток хайповала на том, чтобы всех женщин нужно посадить дома. Действительно, это сработало. Была кандидат, которая была против насилия над женщинами и детьми, и она работает в этой теме, на самом деле она не донесла свою мысль до общественности, и как вы видели, в процентовке совсем мало голосов получила. Глубокий месседж у нас не работает. А другая кандидат, которая говорила о том, что за традиционные семьи, что женщина должна сидеть дома – она больше получила голосов», - сказала эксперт.

Чтобы запомниться избирателям, необходимо прописывать простые и понятные меры-обещания. Она также отметила, что существует пиар-инструмент «вирусный контент», когда человеку не надо платить СМИ, чтобы попасть на их страницы, о нем сами начинают говорить. Правда, таким образом формируется негативный пиар и здесь важно не перегнуть палку и держать баланс. Как специалист в области PR, Шынар Жанибекова все же не рекомендует пользоваться этим методом.

В целом, она отметила, что это первые выборы, которые дали возможность многим простым гражданам проявить свою гражданскую активность и выдвинуть себя как кандидата в депутаты.

«Это тоже хорошо, это такая политическая наивность. Впервые разрешили и люди подумали, что для них это возможность показать свою гражданскую активность. Но, с другой стороны, теперь активисты задумаются о том, как вести подобного рода кампании и начнут готовиться», - прогнозирует эксперт.

Самый главный урок, который, скорее всего, усвоили все кандидаты, состоит в том, что:

«В политтехнологиях нет творчества. Там есть пункты, которые нужно сделать по правилам», - заключила она.

Реклама
Реклама
Новости партнеров