Эксперт отмечает, что публикуемые рейтинги глав регионов создаются для элиты и не связаны с простыми гражданами
Каждый месяц на просторах интернета мы встречаем «Рейтинги акимов Казахстана», которые бурно обсуждают пользователи соцсетей. Жители регионов чаще всего не согласны с позицией глав своих областей в топе. Известный политолог, руководитель Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева рассказала корреспонденту «Голоса народа», по каким критериям составляются рейтинги акимов, почему так велик разрыв между чиновниками и населением.
«Критерии разные используют: экономическая ситуация, социальные вопросы, это рост цен на продукты питания, например, вопросы здравоохранения и т.д. Обычно специалист, который составляет вопросы, смотрит СМИ, какие вопросы они поднимают, на какие темы выступают сами акимы, за что критикуют. Соответственно, в зависимости от ответов респондентов составляется рейтинг. Но зачастую рейтинги составляются на основе экспертного опроса. А там критерии другие: степень влияния на Астану, какую роль играет аким во внутриэлитных отношениях, его связь с ключевыми игроками, например, т.е. вопросы несколько иного характера», — поделилась Толганай Умбеталиева.
А вот то, как аким решает вопросы населения и его уровень доверия в народе имеет минимальное значение для экспертного сообщества. Этот критерий практически не влияет на общий рейтинг областного начальника, констатирует Умбеталиева.
Кроме того, при желании любой рейтинг можно абсолютно спокойно подкорректировать, причем устами самих же респондентов. Стоит лишь правильно расставить вопросы в анкете. Так, социологи знают, что, если жителя региона сначала просить оценить общую ситуацию в стране и лишь потом – в родном населенном пункте, ответы будут более положительными.
Таким образом, по мнению Толганай Умбеталиевой, рейтинг акимов, публикуемый ежемесячно в СМИ, «не вызывает доверия». Вот только в чью пользу составляются такого рода ранги и ранжиры?
«Я, к сожалению, не нашла описания методики исследования. Когда нет описания методики, это сразу вызывает недоверие. В нашей действительности, быть в рейтинге на 1 месте не всегда престижно, даже, может, наоборот. Обычно сразу начинается борьба против лидеров, поэтому может быть и так, что именно те, кто плохо работают, оказались на первых местах. Теперь на их деятельность обратят больше внимания. Эти рейтинги при закрытости рекрутирования элиты важны и имеют значения только для элиты и всегда бывают мало связаны с реальными их достижениями», — считает политолог.
Успех среди населения может дать обратный эффект, потому главы регионов не готовы демонстрировать открытость населению и не стремятся наладить с ним контакт, уверена толганай Умбеталиева.
«Для них зачастую важнее держать связь с Астаной, ведь именно центр будет решать – повысить его или нет? Сегодня эти правила не изменились внешне. Видимо, поэтому акимы, которые еще не выстроили отношения с Токаевым, не знают его критериев оценки, придерживаются прошлых правил и не рискуют», — добавила она.
Однако политолог надеется, что когда-нибудь у региональных элит придет понимание, что не так важны места в сомнительных рейтингах, как память среди местного населения.