поиск
×
Казахстан

«Мзда»? Сколько зарабатывает «бывшая LRT» на автобусных парках Астаны

Несмотря на то, что пассажирские перевозки – деятельность убыточная, сумма заработка CTS достигает нескольких миллионов тенге в день

Меруерт Нургазинова
24 января 2023 года в 08:38

«Мзда»? Сколько зарабатывает «бывшая LRT» на автобусных парках Астаны
golos-naroda.kz

Акимат Астаны в официальном ответе за информационный запрос редакции «Голос Народа» предоставил данные по взимаемой плате ТОО «City Transportation Systems» за свои услуги в качестве администратора транспортной инфраструктуры столицы. Как выяснилось, CTS берет свою «комиссию» с автобусных парков. И этот процент заложен в стоимости оплаты за проезд в 90 тенге. Подробности читайте далее.

Компания «City Transportation Systems» (LRT в прошлом) не имеет собственных автобусов, а лишь управляет транспортом, которые находятся в собственности автобусных парков, которых в столице насчитывается 6 частных и 1 коммунальный.

Ранее мы писали о том, что с начала 2023 года автобусные парки потерпели миллионные убытки из-за резкой смены поставщика по QR-оплате.

Между тем, в официальном ответе за подписью исполняющего обязанности заместителя руководителя управления транспорта Астаны Б. Тайбергенова сообщается, что жалоб от перевозчиков на смену поставщика в акимат не поступало…

«Обращение от перевозчиков поступало в Акимат по вопросам, связанным с оплатой. Жалоб на смену Поставщиков от перевозчиков нет, так как смена Поставщика (юридического лица) не влияет на перевозчиков, только стабильность работы электронной системе оплаты проезда», - говорится в сообщении.

Но существующую проблему с оплатой за проезд все же в акимате признали.

«Акимат контролирует процесс, в курсе происходящего. На данный момент все организационные проблемы устранены, остаются лишь малая часть автобусов где неактуальные QR кода по причине выхода автобусов из длительного простоя в ремонте. Таких автобусов немного и, при появлении, жалобы устраняются в тот же день», - говорится в тексте.

Нерентабельный бизнес

Это не первый раз, когда столичные перевозчики заявляют о значительных убытках из-за системы оплаты за проезд. Из-за «безбилетников» автопарки теряют до 5 млрд тенге в год, кроме этого они недополучают положенные им субсидии – эти и другие вопросы поднимались на заседаниях маслихата, но так и остались на уровне обсуждений.

В декабре 2022 года в интервью с корреспондентом «Голос Народа» директор департамента координации транспорта ТОО «City Transportation Systems» Мади Сарбасов также подтвердил тяжелое положение автобусных парков.

«Пассажирские перевозки – это убыточный бизнес. Прибыль перевозчики получают только в часы пик – утром и вечером, в остальное время автобусы ездят практически пустые», - сказал он.

Как рассчитывается тариф за проезд

Тариф за проезд в общественном транспорте определяется в соответствии с Методикой расчета тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам, утвержденной приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 13 октября 2011 года № 614. Согласно Методике, расчетный тариф определяется на основании следующих расходов перевозчиков по обслуживанию маршрутов: на автомобильное топливо, на смазочные материалы, на проведение ремонта  и технических обслуживаний автобусов, на автошины, на амортизацию, заработную плату водителей и кондукторов (при наличии), накладные расходы.

Кроме того, в соответствии с Методикой в расчетных тарифах за проезд в общественном транспорте включены затраты перевозчиков по НДС, а также предусмотрен коэффициент рентабельности автопарков.

Вместе с тем, как отметили в Управлении транспорта, в рамках внедрения электронной системы оплаты проезда (ЭСОП) в общественном транспорте, с перевозчиками столицы заключен совместный договор, в котором ТОО «CTS» определено оператором системы, выполняет и предоставляет работы и услуги, которые заключаются в установке и обслуживании оборудования ЭСОП в автобусах. Кроме это, CTS занимается мониторингом, производит аварийно-восстановительные работы и техническое обслуживание программно-аппаратного комплекса – ЭСОП и диспетчеризации (СУОТ).

В числе фунций CTS также обслуживание RTVM-автоматов для продажи и пополнения транспортных карт в количестве 30 единиц, а также специализированные кассы в количестве 4 единицы. CTS оказывает услуги контакт-центра, который состоит из 70 человек. Астанчане не единожды жаловались, что этого на миллионнный город недостаточно. Недавно в специализированной кассе CTS сформировалась огромная очередь из родителей, которым нужно было срочно купить транспортные карты своим детям.

Тем не менее, судя по всему услуги государственной компании очень важны для города и автопарков. Чем иначе объяснить следующее:

«СTS взымает плату с Перевозчиков. При этом сумма оплаты формируется исходя из количества валидаций умноженных на 90 тенге и на 12,96%. При этом важно понимать, что данные средства перевозчиком могут быть оплачены из любых собственных средств. Однако, учитывая высокую долговую нагрузку и финансовую дисциплину перевозчиков, в целях снижения рисков накопления долгов, данные средства удерживаются у Перевозчиков», - говорится в офиуиальном ответе акимата столицы.

Простая арифметика

Сколько же в итоге, по самым скромным подсчетам, зарабатывает «дочка» столичного акимата? В зависимости от дня недели, автобусные парки перевозят от 400 до 700 тыс. пассажиров в день, сообщили в управлении транспорта Астаны.

Из них льготная категория – 27%. Это от 108 до 200 тыс. поездок в день.

Необходимо также учесть долю безбилетных пассажиров – 30% из всего пассажиропотока.

Остается чуть больше 40% - это та категория пассажиров, которые «приносят доход» автопаркам, и, соответственно, CTS.

Если взять среднее количество пассажиров в день – 500 тысяч человек, из которых 40% провалидировались и оплатили по 90 тенге за проезд, получается 18 миллионов тенге – общая  сумма заработка в день всех автопарков столицы. Из 18 млн тенге – 12,96% - процент CTS за свое администрирование, то есть в денежном выражении 2,3 млн тенге в день. Сколько в месяц зарабатывает CTS тоже не сложно посчитать, в среднем за 30 дней CTS получает почти 70 млн тенге. И это только за счет проезда в общественном транспорте.  Помимо диспетчеризации CTS зарабатывает на транспортных картах. К слову, с января 2023 года стоимость первичного выпуска персонализированных (льготных и школьных) транспортных карт выросла и составила 1000 тг с НДС, а перевыпуск - 2000 тенге с НДС. Стоимость неперсонализированных транспортных карт теперь обходится в 1000 тенге с НДС. В 2021 году транспортные карты CTS закупал по стоимости чуть больше 500 тенге.

Оказывается, на повышении стоимости сказалась ситуация, сложившаяся на фоне конфликта между Россией и Украиной. CTS закупает карты у поставщиков по 924 тенге за штуку.

Кроме этого, у CTS есть сервисы parking и velobike.kz.

Также акимат в лице Управления транспорта ежегодно пополняет уставной капитал CTS, на какие суммы, об этом вы узнаете в следующем материале.

С недавнего времени CTS из транспортной отрасли переключился на сферу образования. В школах Астаны будет внедрена система безналичной оплаты за горячее питание. Она необходима для того, чтобы отследить реальное количество потребителей бесплатных обедов в средних учебных заведениях. База данных «City Transportation Systems» будет выступать в качестве основы. Эта база будет подвязана к карте «Толем», с помощью которой ученики будут получать обеды.

В целом, как сообщили в акимате, ввиду обширности возложенных на акимат города Астаны функций в сфере городского транспорта, ТОО CTS оказывает содействие ГУ «Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны» и взаимодействует с другими городскими и республиканскими государственными органами.

Новости партнеров

Вам будет интересно