поиск
×
Казахстан

В Минсельхозе некому думать о мясе и животноводах? (ВИДЕО)

Что «насоветовал» Карашукееву бывший министр сельского хозяйства, который был на посту всего 4 месяца 

Меруерт Нургазинова
16 мая 2023 года в 19:28

В очередной раз фермеры грозят пустить «под нож» племенной скот, который, к слову, в свое время недешево обошелся Казахстану. Финансировался бизнес в рамках программы «Развитие экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота». Ее еще называют «провальной», так как показатели остались лишь на бумаге, внутренний рынок не вышел на полную самообеспеченность качественным мясом. Более того, агробизнесмены прогнозируют увеличение стоимости мяса как минимум на 30%. Все потому, что министерство сельского хозяйства вводит изменения в правила субсидирования животноводства, причем без согласования с бизнесом. Все это дело рук внештатного советника министра сельского хозяйства – Толеухана Нуркиянова, который сам когда-то был на посту главы ведомства. Правда, всего 4 месяца. О том, почему поправки в правилах оказались фермерам «неудобными», в материале «Голос народа».

Животноводческая отрасль по праву может гордится достижениями за последние 10 лет. Показатель среднего убоя вырос со 154 кг до 175 кг. Ежегодно в Казахстане отправляется на убой 2,5 млн голов КРС – это 50 тыс тонн мяса, что приносит 100 млн тенге прибыли. Доля племенного скота выросла в 4 раза – с 3% до 12%. В течение 10 лет в Казахстане появилось более 25 тысяч фермерских хозяйств, в которых создано порядка 100 тысяч рабочих мест. Все эти достижения были бы невозможны без господдержки. Вместе с тем, если одной рукой государство давало бизнесу развиться и заработать, то другой рукой оно начало отнимать эти же преференции. Так появился список «антидостижений».

«Полностью прекратили льготное кредитование на приобретение скота. На 15 лет выдавалось под 4% не более 100 голов без залога. Из года в год наблюдаем, что у нас идет дефицит в субсидиях. Господдержку обещают дать вовремя, ежегодно затягивается. Ввели запрет на экспорт скота. Наш скот мы продаем по цене ниже себестоимости. И когда экспортный рынок у нас был, все фермеры окрылились, они стали продавать задорого свою продукцию. После этого министерство сельского хозяйства необоснованно закрыло границы. В этом году они нам сделали якобы поблажку – дали квоту на экспорт 60 тыс голов скота. Но по факту мы экспортировали не более 10%. Потому что в этих квотах были препятствия, из-за которых невозможно было экспортировать скот», - возмущен директор республиканской палаты «Ангус» Даурен Салыков.

Больше всего нареканий со стороны фермеров вызывают Правила субсидирования животноводства, которые подвергаются изменениям уже в 7 раз. Нововведения негативно могут сказаться на сельскохозяйственном бизнесе. Все потому, что до фермеров не дойдут 32 млрд тенге сусидий. Их МСХ решил перенаправить на другие отрасли.

«Порядка 22 тыс хозяйств недополучат эти средства – это их оборотные средства, это деньги, на которые они рассчитывают. Деньги, на которые они будут готовиться к зиме, чтобы скот не на пастбищах пасти, а держать на ферме. Там затраты очень большие. Об этом министерство умалчивает. Официально говорит: «да мы там про трем позициям убираем суммы финансирования», но они на самом деле тянут за собой такой шлейф и получается, что порядка 8 позиций фермер теряет», - объясняет директор республиканской палаты «Герефорд» Ерлан Умурзаков.

Он прогнозирует, что новые правила приведут к нарушению всех цепочек воспроизводства стада и породного преобразования.

Вместе с тем, как сообщает пресс-служба МСХ РК, 556 млрд тенге было направлено в сферу животноводства в качестве господдержки за последние 5 лет. В том числе на развитие мясного скотоводства 211 млрд тенге или 38% от общего объема субсидии. В этом году на субсидирование животноводства предусмотрено 107,6 млрд тенге, из них на мясное скотоводство выделено 42,2 млрд тенге, что составляет 39% от общей суммы.

Новые правила субсидирования МСХ разработал совместно с экспертным сообществом, представителями отраслевых Ассоциаций и палат. И они предполагают исключение всего 2 направлений субсидирования из 7 действующих в мясном скотоводстве.

«Речь идет о наиболее коррумпированных подвидах: содержание племенного быка-производителя (аренда бычков) и приобретение импортированного маточного поголовья КРС, соответствующее породному происхождению», - говорится в официальном сообщении пресс-службы ведомства.

Представители республиканских палат, в свою очередь, заявили, что мнение бизнеса не было учтено при разработке правил. «Автором» нововведений является внештатный советник министра сельского хозяйства Толеухан Нуркиянов, который также был на посту ведомства, но всего 4 месяца.

«Пусть фермеры знают «героя» в лицо. Все правила, когда мы туда ходим, и к министру, и в департамент, вице-министр, который сейчас заменяющий, они нас всех отправляют к внештатному советнику министра, к которому мы каждый раз ходим и объясняем, что белое – это белое, а черное – это черное. Он уже свое проработал, ему почти 80 лет. Он эти правила все пишет. И министр сельского хозяйства его слушает. Сколько инициатив он давал – все провальные», - сказал директор республиканской палаты «Ангус» Даурен Салыков.

Он также добавил, что в  аграрном ведомстве просто некому заниматься вопросами развития животноводства: нет ни курирующего вице-министра, ни директора отраслевого департамента.

«Департамент животноводства полтора года сидит без директора. Менеджер, который должен там сидеть, он должен отстаивать бюджет в рамках своего департамента. Одна из причин сложившейся ситуации, мы думаем, в том, что уже более 9 месяцев нет курирующего вице-министра. Я сам лично звонил в департамент животноводства и хотел спросить, когда будет согласование правил с нами, мы эти правила согласовали с «Атамекеном», к ним вопросы. Был запрос правил, чтобы мы их просмотрели, изучили», - сказал он.

Поделился своим мнение руководитель группы компаний «Терра» Ердос Тапаев.

«Если бы наша компания знала о том, что через 10 лет будет такая ситуация, которая у нас сейчас, то навряд ли было принято решение об инвестиции в животноводство», - сказал он.

«Больше 10 лет мы заново выстраивали отрасль, инвестировали, работали. Увеличили средний убойный вес по стране с 154 до 175 кг. Что это значит? Если в среднем в год на убой идет 2,5 млн голов скота, то +20 кг – это 50 тыс. тонн мяса в год мы получаем за счет генетики, за счет породного преобразования. А это более 100 млрд тг в год для казахстанской экономики. Создали 25 тыс. фермерских хозяйств – предпринимателей, собственников бизнеса или более 100 тыс. рабочих мест в основном для жителей сельских территорий», - пояснил он.  

Новости партнеров

Вам будет интересно