Трагедия в Абайской области - результат коллективной безответственности

Так считает бывший работник государственного лесного природного заповедника «Семей орманы»

Назгуль Абжекенова
Неуправляемая стихия

Сейчас Тимур Беккалиев руководит общественным объединением «Көлсай». Он поделился с «Голосом народа» откровениями о том, в каких условиях работают инспекторы, и рассказал, как избежать повторения подобных ЧП в будущем.

«Несколько лет я проработал в отделе охраны ГЛПР «Семей орманы» главным специалистом. В чем вижу причину трагедии в Абайской области? В первую очередь, это погодные условия и высокий класс пожарной опасности. При таких факторах возгорание может произойти от любой вещи. Территория резервата «Семей орманы» большая - свыше 600 тысяч гектаров. На каждый участок есть свои подразделения, которые осуществляют охрану. Пожар возгорался в одном филиале, перекинулся на другие филиалы. Соответственно, направление огненной стихии тоже менялось», - говорит собеседник.

В резервате был зафиксирован верховой пожар, такие виды возгораний в основном тушат сбросом воды с вертолетов…

«Человеку категорически запрещается к верховому пожару идти. Лесная охрана, люди пошли на рискованные действия… Пожар сам по себе неуправляемый - огонь в зависимости от погодных условий может завернуть в любую сторону, в том числе из-за направления ветра», - отмечает экс-работник «Семей орманы».

Он проводит параллели с лесным пожаром в Павлодарской области в 2010 году, разгоревшемся на большой площади и приведшем к человеческим жертвам.

«Когда силы средства были готовы на ликвидацию стихии, в один момент пожар поменял направление, и было очень сложно сориентироваться с дальнейшим планом работ.  Или в Костанайской области в прошлом году горели леса, которые также быстро распространились на большой территории», - вспоминает экс-работник лесного хозяйства.

Дайте средства связи и технику!

Оценивая действия ответственных за ликвидацию пожара лиц, он акцентирует: охрана леса – это задача не только лесников, но и служб ЧС, пожарных, местного акимата.

«Силы и средства для таких ЧС должны быть готовы своевременно, чего сделано не было. И здесь вопрос – почему? Материально-техническое обеспечение лесных инспекторов намного ухудшилось. Когда я работал, условия были намного лучше, чем сейчас. Помню, по линии проекта Всемирного Банка нам поставили технику в основном трактора, но время прошло, амортизация сказывается.

Со своей стороны резерват «Семей орманы» подает соответствующие заявки на обновление техники в ведомства уполномоченного органа, дальше на уровне правительства решается вопрос выделения финансирования, объем средств на эти цели. Именно правительство должно обеспечивать необходимой техникой наши лесные и природоохранные учреждения, доукомплектовывать», - подчеркивает бывший работник природного резервата.

При этом акцент должен делаться на закупе информационных систем борьбы с пожарами, пеленгаторов и т.п.

«В охране лесов во всем мире применяются цифровые технологии, квадрокоптеры, бесшумные беспилотники, спутниковая, сотовая связь, что крайне важно для передачи информации. Какие бы хорошие рации ни были у лесных инспекторов, им нужны более современные средства связи.

Но до полной цифровизации работа лесных инспекторов в Казахстане, как в Европе, не дошла. Есть специальные аппараты, которые засекают грозу, возгорания, тут же подают сигнал и сообщения. А действующая противопожарная техника, которую применяют наши инспекторы, устарела», - отмечает собеседник.

Получают копейки

Другой важный момент, - текучка кадров в природных резерватах. Работники получают низкую зарплату, живут в сельской местности и  основной заработок сельских жителей это крестьянское хозяйство и скотоводство и то не у всех это есть.

«С этого года работникам лесхозов на 100% поднимают зарплату, хотя этот вопрос уже давно назрел, ведь специалисты уходят. В свое время, когда был пик пожаров, средняя зарплата инспекторов была от 20 тыс. до 50 тыс. тенге. Сегодня 80-100 тыс. тенге. Учитывая инфляцию, уровень жизни, это мизерная оплата труда», - говорит экс-работник «Семей орманы».

Подытоживая, собеседник говорит о том что в таких случаях нужен особый контроль, в частности, работы служб лесной охраны, ЧС и акиматов.

«В подобных ситуациях должны оперативно реагировать и действовать специально обученные структурные подразделения, пожарные части, которые каждый день занимаются ликвидацией возгораний. К слову, техника может заглохнуть от самого дыма. Или при сбросе воды точечно направить ее в очаг возгорания бывает очень сложно, как сложно предугадать маршрут дальнейшего распространения огня. Таких нюансов множество», - отмечает бывший лесной инспектор.

«А лесники должны только охранять лес от браконьеров, незаконной вырубки, садить деревья, восстанавливать, мероприятия проводить агитационного характера, по экологическому просвещению», - считает экс-лесной инспектор.

«Сейчас, на время расследования причин трагедии в Абайской области, сложно говорить о точных причинах. Но одно я знаю точно: добросовестное отношение моих коллег, в том числе погибших, к работе. Винить в произошедшем их никак нельзя».

Напомним, для расследования причин и обстоятельств гибели 14 работников РГУ «Государственный лесной природный резерват «Семей орманы» в области Абай создана специальная правительственная комиссия. Она также должна установить объемы причиненного ущерба и принять меры по оказанию первоочередной помощи пострадавшим и семьям погибших. Комиссия завершит работу в течение 10 рабочих дней.

Тем временем, жители страны считают, что за случившееся ответственны в том числе - аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов и министр экологии Зульфия Сулейменова, так как допустили серьезные просчеты и не обеспечили безопасностью погибших лесничих.

 

Реклама
Реклама
Новости партнеров