Акиматы берут «откат» с дорожных рабочих, поэтому не могут спросить с них за ямы и трещины на асфальте
Низкое качество ремонтных работ и хищения в бюджете — две неотъемлемые составляющие отечественной дорожной отрасли. Редакция «Голос народа» решила выяснить — начнут ли когда-то в Казахстане строить дороги «на века» и что мешает этому сегодня?
«Нет у нас законов, нет у нас проверки. Проверяющему тоже приходят, отстегивают, и все — мы каждый день это видим. Это правительство виновато. Раньше на продукты, на все был госконтроль. Неподкупные были. А сейчас как? Приходят, деньги заплатили, и до свидания», — считает астанчанин.
Мы решили спросить у руководителя общественного объединения «Әділдік жолы» Дидара Смагулова — почему больше, чем за 30 лет казахстанцы не получили заветных качественных дорог?
«Теоретически, если кто-то взял взятку, там 10% отката, то завтра он уже не может на этот участок прийти и сказать «слушай, давай переделывай дорогу по гарантии, у тебя появилась яма». Потому что тот тогда ему скажет «верни мне 10% отката». А кому это надо? Никому это не надо, кроме народа. Поэтому народ должен это контролировать, следить, быть активными. Мы как «Әділдік жолы» принимаем обращения от граждан, нас информируют. Мы потом сами находим эту дорогу, проверяем на гарантии она или нет и заставляем поставщиков переделывать», — поделился Смагулов.
Сезон дорожных работ, особенно на севере Казахстана, короткий, поэтому, чтобы успеть освоить бюджет до конца года акиматы идут на коррупционное преступление и оплачивают невыполненный объем работ.
«Мы бьем в колокол уже несколько лет, чтобы финансирование строительства автодорог пересмотрели — перенести процедуры на более ранний период и не привязывать к концу года, потому что у нас может выпасть снег, все накрыть и ты не знаешь состояние дороги. К сожалению, министерство финансов пока эту идею не поддерживает. Откаты получает заказчик, это не сложно понять. Кто заказывает дороги? Это соответствующий аким, замакима, курирующий дорожную отрасль, отделы пассажирского транспорта, автомобильных дорог и коммунального хозяйства в регионах. Там не сложно понять, кому выгодно, чтобы каждый год выделялись деньги на строительство дорог, чтобы качество было плохим, чтобы кто-то чего-то не досыпал. Это все на поверхности. Поэтому реформировать нужно комплексно», — считает эксперт.
И если жители городов жалуются на плохое качество дорог, то жители отдаленных сел мечтают о любых дорогах, лишь бы они были. Вот, к примеру, село Партизанка в Акмолинской области, которое расположено почти в 100 км от районного центра, а до Астаны и Кокшетау отсюда более 200 км. И ни по одному из направлений нет асфальтированной дороги.
«Если люди не будут требовать, то дороги строить там не будут. Мы с таким сталкивались, Мы приходили в акимат Акмолинской области, СКО и говорили, что они остаются без вашего внимания на протяжении 30 лет. Как правило, финансирование через год-два находится. Деньги есть, нас самом деле, у местных акиматов. Просто им выгоднее строить дороги, которые ближе к областному центру, которые поставщики будут выбирать с удовольствием, и они эти деньги освоят», — объясняет Дидар Смагулов.
За последние 10 лет на строительство транспортной инфраструктуры в Казахстане выделено около 4 трлн тенге – сумма большая, но по качеству дорог в международном рейтинге наша страна в аутсайдерах — на 93 месте.
Ранее мы освещали проблему плохих дорог в столице, после чего по маршруту корееспондента «Голоса народа» прошелся аким Астаны Женис Касымбек. Вместе с тем депутаты мажилиса назвали худшие дороги в Казахстане.