Ограничение въезда на авто в Астану, переход на газ: что будут делать чиновники в борьбе за чистый воздух (ВИДЕО)

В столице более 300 тыс автомобилей формируют 47 тыс тонн выбросов в год, а это 36% из общего объема источников загрязнения

Меруерт Нургазинова

Заступив на пост министра экологии Зульфия Сулейменова на одной из встреч с учениками школы сделала заявление: одно из решений проблемы по борьбе с грязным воздухом в Астане – это пересадить граждан из личного автотранспорта в общественный. «Потому что общественный транспорт является более экологичным», - сказала она. Позитивное отношение к поездкам на автобусе Зульфия Сулейменова выразила, назвав себя «большой фанаткой автобусов». Редакция информационного портала «Голос Народа» предложила министру экологии составить компанию журналисту нашего издания и совершить поездку на общественном транспорте по направлению в один из наиболее загрязненных районов Астаны – в окрестности рынка «Артем» и торгового центра «Тулпар». К сожалению, министр экологии не смогла принять наше предложение ввиду своей загруженности по работе и вместо себя отправила председателя Комитета экологического регулирования и контроля Зулфухара Жолдасова. Мы поговорили о том, какие условия нужно создать для граждан, чтобы они пересели из личного авто в автобусы, почему в Астане в последнее время стало «нечем дышать» и готовы ли граждане перейти от твердого топлива на газ.

Интервью с председателем Комитета Зулфухаром Жолдасовым мы начали прямо в автобусе. По его словам, в Астане более 600 автобусов, из них – 100 электробусы. Кроме этого, по городу передвигаются более 300 тысяч автомобилей.

«Если чисто математически взять, умножить на два, то ежедневно 600 тыс людей минимум в основном детей возят и передвигаются по своим делам передвигаются на личном авто. Как и во всех развитых странах – сделать максимально комфортным общественный транспорт, и пересадить с личных авто на него. потому что эти 300 тысяч автомобилей в год формируют порядка 36% вредных выбросов – 47 тыс тонн в год, это большой источник. А может и еще больше, ведь у нас парк не новый. Более 50% автомобилей старше 10 лет», - сказал глава Комитета.

Зулфухар Жолдасов отметил, что прямую зависимость между частным автотранспортом и вредом для экологии хорошо поняли в Европе. Поэтому во многих европейских странах  власти вводят определенные ограничения въезда в город, увеличивают стоимость парковки.

«Есть примеры, когда в европейских странах очень дорого парковать и люди вынуждены при въезде в город или оставлять свои машины, или использовать общественный транспорт. Здесь нужно хорошие условия для общественного транспорта создавать, он должен чаще ездить, их должно быть больше количество, тем более в наших климатических условиях. Чем больше мы сделаем условия для перехода на общественный транспорт, соответственно, больше возможностей пересадить людей из личного авто в общественный транспорт у нас появится», - сказал он.

Поэтому казахстанские чиновники уже ввели новшество в новом Экологическом Кодексе. Теперь местные представительные органы будут наделены функцией введения ограничения на въезд в определенные районы города Астаны.

 «Мы в новом Кодексе заложили механизм - у местных представительных органов есть функции, когда они в случае загрязнения атмосферного воздуха в Астане, они вправе сделать определенные ограничения на въезды в город. В определенные части. Есть такая практика – ограничения либо дополнительная плата для въезда в город для автомобилей, которые не отвечают требованиям или уровню стандарта», - сказал он.

На уровне правительства была принята Дорожная карта, разработанная Минэкологией – там прописаны механизмы эффективного улучшения экологической ситуации в Астане. В числе мер - увеличение количества общественного автотранспорта, отказ от дизельного топлива общественного транспорта и другое.

В целом, председатель Комитета экологического регулирования и контроля Зулфухар Жолдасов о проблемах с атмосферным воздухом в Астане говорит, что только за год было зафиксировано 14 случаев высоких загрязнений и 6 случаев экстремально высоких загрязнений. Ежедневно отмечаются высокие загрязнения по пыли, азоту, диоксиду серы и другим веществам.

Основная причина, почему загрязняется воздух – это отсутствие ветра особенно в отопительный сезон.

Немалую роль в этом, по мнению представителя экологического ведомства, играет частный сектор.

Что же касается деятельности ТЭЦ, на который «грешат» жители Астаны, председатель профильного комитета ответил, что ТЭЦ потребляет 1,3 млн тонн угля в год. Но у него есть санитарная зона, 98% очистки, контроль и мониторинг. Так что в загразнении воздуха столицы ТЭЦ «проигрывает» 30 тысячам домов частного сектора, которые все вместе потребляют  500 тыс тонн угля, но построены без фильтров на дымоходах.

Единственным выходом из ситуации Зулфухар Жолдасов называет газификацию.

«Мы даже проанализировали, какой уголь завозится на тупики нашего города. Шубаркуль, Майкуба, Каражыра. Майкубинский является с наименьшей зольностью. Твердая частица недогорающая называется пыль, а здесь диоксид азота. Вот этот запах диоксид серы и азота образуют. Чем выше зольность в угле, тем больше твердых частиц в угле, которые не догорают. В Шубаркульском угле их наименьшее количество, но его возят 200 тыс тонн в город, 100 тыс завозится из Экибастуза. Экибастуз – очень высокозольный энергетический уголь с Богатыря», - разъяснил З.Жолдасов.

С главой Комитета экологического регулирования и контроля Зулфухаром Жолдасовым мы также поговорили о том, какой вред экологии наносят крупные промышленные предприятия, могут ли решить проблему высокие штрафы и на что готово пойти ведомство, чтобы создать благоприятную экологическую ситуацию в Казахстане. Полный выпуск интервью смотрите в эксклюзивном интервью на Youtube-канале «Голос Народа».

Реклама
Реклама
Новости партнеров