Очень дорогая консерва: депутаты предложили пустить сайгаков на мясо (ВИДЕО)

Степная антилопа стала стихийным бедствием, но в ее сохранение Казахстан вложил более 4 млрд тенге

Анна Величко

Последние несколько лет каждую весну после окота сайгаков фермеры, в основном из Западно-Казахстанской области, начинают жаловаться, что степная антилопа топчет их пастбища и мешает выпасу домашнего скота. В этот раз дошло до того, что на сторону сельхозников встали мажилисмены. «Голос народа» выслушал как защитников сайгаков, так и тех, кто уверен: священного животного казахов в стране стало слишком много.

У казахов есть поверие: того, кто убьет сайгака, ждет великая кара.

Но пока, как отметил мажилисмен от партии «Ауыл» Аян Зейнуллин, бедствие терпят ни в чем не повинные фермеры.

«Если сайгаки затопчут поля, которые в поте лица засеивали крестьянские хозяйства, последуют миллионные убытки. К примеру, в СКО в год так портятся около 150 тысяч гектаров полей. Если считать в среднем, с 1 га пропадает 10 центнеров продукции, то есть убытков выходит на 14 млрд тенге. Фермеры, которые не могут вернуть долги по кредитам, становятся банкротами», - говорит народный избранник.

По его сведениям, когда-то говорилось о том, что оптимальная численность сайгаков в Казахстане – 700 – 750 тысяч особей, по факту их уже более 2 млн особей, 90% из которых обитают в Западном Казахстане.

Они топчут посевы, траву на предназначенных для домашнего скота пастбищах. А еще – неизвестно чем могут заразить домашний скот, ведь чем дальше, тем чаще пути домашних и диких животных пересекаются.

При этом, как сообщают депутаты от партии «Ауыл», никакой компенсации от государства для тех, кто пострадал от набегов степной антилопы, нет.

«Тех, кто отрезает сайгачьи рога, судят. Среди них есть и подростки, которые сделали это без умысла. Мы здесь не оправдываем нарушителей закона. Но не нужно доводить проблему до такого уровня», – заявили авторы запроса.

Поэтому депутаты считают, что госорганам надо срочно решить: кто для них дороже – люди или сайгаки?

«Возможно, нужно упорядочить их популяцию в кратчайшее время, пустить их на производство, использовать рога, мясо, шкуру?» - от имени однопартийцев предложил Зейнуллин.

Независимый экологический обозреватель Сакен Дилдахмет подтверждает: проблема засилья сайгаков, особенно Уральской популяции, с каждым годом и впрямь становится все серьезнее.  И фермеры действительно страдают от этого соседства.

Но он уверен, что ситуация не была бы столь катастрофической, если бы не действующие в Казахстане нормы строительства дорог и схемы распределения земель.

«Земли, по которым всегда мигрировали сайгаки, были переданы для ведения сельского хозяйства. Надо смотреть – насколько корректна была эта передача? Изучался ли этот вопрос в то время? Второй момент - сейчас больше всего увеличивается поголовье популяции сайгаков в ЗКО, но в то же время пути миграции сайгаков закрыты. Из-за масштабного строительства дорог без экодуков сайгаки не могут откочевать в другие регионы Казахстана. К примеру – в Актюбинскую область. И не только сайгаки! От отсутствия экодуков страдают и другие мигрирующие животные и даже домашние. И даже люди! Сколько у нас было случаев, когда машины сталкивались на трассе с коровами, лошадьми и так далее? Но АО «КазАвтожол» и министерство инфраструктурного развития почему-то их не строит», - говорит он.

Есть у эксперта вопросы и к Минэкологии, который отвечает за благополучие сайгаков:

«Большой падеж сайгаков у нас был последний раз в 2015 году. С тех пор как таковой работы по изучению тех или иных болезней не проводилось. А вопрос с каждым годом все больше обостряется. К примеру, сейчас клещи пошли, которые могут паразитировать и на сайгаках. Не известно насколько благополучна ситуация по пастереллезу. Если сейчас вспыхнет пастереллез или другая инфекция, мы потеряем поголовье. К сожалению, Минэкологии на такого рода работу денег не выделяет. Усугубляет проблему то, что у нас сокращается популяция волков, которые всегда съедали в первую очередь ослабленных и больных животных», - говорит Дилдахмет.

Между тем, сайгак относится к животным, находящимся под критической угрозой. И государство на ликвидацию последствий падежа 2015 года потратило более 4 млрд тенге. Сейчас Казахстан – это место обитания 90% всего поголовья сайгаков. Просто пустить степную антилопу на консервы нам не даст международное экологическое сообщество.

Чтобы ввести квоту на отстрел, наша страна должна подтвердить численность сайги, доказать, что за рамки квоты охотники не выйдут. Но самое главное, как уверен Сакен Дилдахмет, все, вырученные от промысла сайги деньги, должны идти исключительно на изучение этого животного, на анализ проблем, которые вызывают массовый падеж. Ведь сайгак – животное очень древнее, оно существовало еще во времена мамонтов. И никто не знает когда и от чего именно его жизненный цикл закончится.

Напомним, недавно в ЗКО были обнаружены более сотни туш павших сайгаков.

Разговоры о регулировании популяции сайги ведутся в Казахстане достаточно давно, в прошлом году даже была подсчитана средняя цена 100 граммов сайгачатины. 

Реклама
Реклама
Новости партнеров