Расследование идет третий месяц. Пострадавшему поступают угрозы
В селе Талшик Акжарского района Северо-Казахстанской области сотрудники полиции избили мужчину и в настоящее время пытаются уйти от ответственности. Так утверждает потерпевший Нурлан Искаков. Более того, в беседе с журналистом «Голос Народа» он сказал, что сотрудники правоохранительных органов и их родственники оказывают на него давление. Подробности далее.
Неприятная ситуация с жителем села Талшик Нурланом Искаковым произошла в ночь с 7 на 8 марта 2023 года в местном кафе.
«В фойе заведения не горел свет. Я на своем сотовом телефоне включил фонарик. Когда шел, случайно ослепил одного из сотрудников. Он был в форме, рядом находилась девушка. Она тоже сотрудница полиции – следователь. Оказывается, как я узнал позже, этот «оперативник» он был ответственным, в ту ночь он был на дежурстве, «на сутках». В ту ночь, в канун празднования международного женского дня, видимо, они у себя отмечали и потом решили продолжить в кафе. В этом заведении мы с ребятами находились. Я его случайно ослепил фонариком на сотовом телефоне, он подбежал, стал обзывать, ругать и из моих рук вырвал телефон. Мне это не понравилось, я забираю телефон назад. И между нами случилась словесная перепалка. Это прямо у входной двери было. Мы вышли на улицу. На крыльце нас разняли. Сотрудник полиции был не один, с ним еще было три человека, они начали успокаивать своего коллегу», - рассказывает Нурлан.
Возле этого кафе «Астау» находится общежитие. В нем проживает замначальника по следствию Жанболат Махатов. Его вызвал «на подмогу» оперативник по имени Мейрам, который участвовал в ту ночь в этом конфликте.
«Получается так, что этот оперативник Мейрам вызвал своего руководителя на подмогу. После того как они его позвали, тот прибежал на место события, такой недовольный, агрессивный. Они до этого выпивали, видимо, Махатов ушел домой спать, а остальные пошли за продолжением. После того как Махатов явился стал крыть нас матами, «вы что моих оперов снимаете на телефон». Далее приехал на машине мой знакомый, смотрит, что происходит что-то неладное. Он подошел, наоборот, стал сотрудников полиции успокаивать. «Мейрам, койсашы, что случилось, ты же выпивший». А Махатов подбежал и сломал нос, прямо с удара вырубил моего знакомого. Он потерял сознание. Потом переключились на меня, всей группой окружили и избили», - говорит Нурлан Искаков.
С Нурланом Искаковым находились шестеро друзей, одноклассников, которые отвезли его в больницу. Пострадавшему поставили обезболивающий укол и отправили домой.
После посещения медицинского пункта, он отправился в Акжарский РОВД. Как утверждает Искаков, его не хотели пускать на порог пункта полиции, и только после того, как он позвонил на пульт 102, его запустили в здание.
«В полиции они не хотели принимать у меня заявление. Стали отговаривать, что завтра я сам буду нести ответственность. Это ложь, тебя никто не избивал. Потом я стал просить направление, чтобы меня отправили на судебно-медицинскую экспертизу, на снятие побоев. И стал настаивать на том, чтобы сотрудников освидетельствовали. Махатов Жанболат поехал в центральную районную больницу и попросил дежурного врача дать заключение, что якобы он был трезвый. Дежурным в ту ночь в больнице был хирург. И вообще события той ночи полицейские полностью отрицают», - уверяет мужчина.
По его словам, на следующий день в 9.30 утра участники конфликта - полицейские приехали в кафе «Астау» и удалили все записи с камер видеонаблюдения.
«Они говорят, что якобы Мейрам Асылхан находился на дежурстве. У него маршрут был – усиление контроля во всех этих увесилительных заведениях. В одном кафе был, потом пришел в другое. И потом его замначальника, который живет в общежитии возле этого кафе, якобы у него была открыта форточка и он услышав шум, подошел туда. И так все 6 полицейских якобы случайно встретились в этом кафе. Якобы провели профилактическую беседу с нами, чтобы мы не дрались, не конфликтовали. И потом они нас разогнали», - сказал Искаков.
Примерно на 3 или 4 день Нурлан прошел судебно-медицинскую экспертизу в институте судебных экспертиз. Для этого ездил в город Петропавловск, который от поселка находится в 300 километрах. Эксперт дал заключение о причинении легкого вреда здоровью. По его словам, сотрудников полиции на освидетельствование не отправили. Он просил следователя, чтобы у них экспертизу провели через кровь, но просьба была проигнорирована.
«Изначально они меня просили забрать заявление. В первый день они сами просили нас, потом родные братья Махатова Жанболата приехали и тоже просили, заберите заявление, а то вам житья не дадим. «Мы вас качать будем». Следователь УСБ приехал, он видел как братья Махатова приехали на джипе 470 Лексус. По-моему, он даже на телефон снял», - сказал он.
В настоящий момент идет следствие под руководством Управления собственной безопасности ДВД СКО.
Изначально Искаков подал два заявления - одно в МВД, другое в Генеральную прокуратуру. Был получен ответ, что его заявление перенаправлено в Северо-Казахстанскую область в ДВД в службу УСБ – Управление собственной безопасности.
18 апреля он отправляет третье обращение, в Генеральную прокуратуру, в котором просит поменять подследственность. Чтобы его делом занималось не УСБ, а Спецпрокуратура. Письменный ответ от ведомства он не получил.
«Позвонил прокурор из СКО, сказал, все нормально твоим делом будет заниматься УСБ. Никаких нарушений я не вижу. Я говорю ему, изъяли процессор из кафе «Астау». Отправили на экспертизу в Караганду. С этого процессора запись не восстановили. После этого я стал переживать, что сотрудники полиции пытаются это дело решить, то есть сгладить, заметают свои следы. Возможно уже со следователем УСБ наладили контакт. Следователь приезжал и в момент проведения следственного эксперимента сотрудники Акжарского РОВД приехали и выключили освещение на улице, у входа в кафе. Сказал, что якобы там лампочка не горела», - сказал Нурлан Искаков.
Свидетелями конфликта, как утверждает пострадавший, являются официанты этого заведения. Они видели как его били полицейские. Кроме этого, делали замечение блюстителям порядка, когда один из них прямо на крыльце справлял свою нужду.
«Когда врачи дали свое заключение, что сотрудники были трезвые, мы начали каждый свой шаг фиксировать на телефон, записывать на камеру. Хотя официантки говорят, что они были пьяные. Один из этих полицейских стоял и справлял нужду прямо на крыльце заведения. Официанты делали ему замечение, ему было все равно», - заключил он.
По факту неправомерных действий со стороны сотрудников ОП Акжарского района ДП СКО Управлением собственной безопасности ДВД СКО начато расследование по признакам состава уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 362 ч.4 п.1 в отношении сотрудников ОП Акжарского района ДП СКО.
Выходит, если было возбуждено уголовное дело, то сотрудники полиции, в отношении которых проводится следствие, должны быть временно отстранены от работы до выяснения обстоятельств. Поскольку используя свою власть они могут затруднить сбор доказательств или оказать давление на пострадавших.
Редакция «Голос Народа» направила официальный запрос в ГУ «Отдел полиции Акжарского района Департамента полиции Северо-Казахстанской области Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
На вопрос, находились ли сотрудники полиции, фамилии которых фигурируют в деле об избиении, при исполнении, нам ответили следующее:
«Заместитель начальника ОП Акжарского района по оперативной работе Жанболат Махатов и оперативный служащий Мейрам Асылхан в период с 1 марта 2023 года по настоящий день находятся при исполнении, однако заместитель начальника по оперативной работе Жанболат Махатов находится в трудовом отпуске с 26 апреля 2023 года согласно приказу 450 л/с от 12.05.2023 года», - говорится в ответе за подписью начальника подполковника полиции Махметова Е.Б.
Выходит, что данные полицейские в момент произошедшего конфликта, а также в период проведения расследования находились при исполнении.
«Голос Народа» следит за ситуацией.