«Паи раздора»: в Акмолинской области сельчане не могут вернуть свои земли и добиться справедливости

Четвертый год они обращаются в госорганы, но тщетно. Сельчане обратились за помощью к Президенту Казахстана

Меруерт Нургазинова

В безвыходной ситуации оказались жители села Жанаесиль Акмолинской области: с одной стороны, они владеют земельными долями, но получаемые дивиденды с валовой прибыли предприятия, по их мнению, мизерные – 7000 тенге за пай. В то же время, они не могут выйти из состава ТОО, которое управляет этими землями, потому как собственноручно подписали договор и передали в доверительное управление свои участки. А обратить процесс можно только через суд - чем и занимаются сельчане последние 4 года. Государственные органы все их письма пересылают в районный акимат, который, по их словам, вмешиваться в вопрос не может, проблема остается нерешаемой. В этой, казалось бы, обыденной ситуации, в которой находятся сельчане из многих других глубинок Казахстана, есть еще интересная деталь. В деле фигурируют «мертвые души». «Голос Народа» попытался разобраться в ситуации.

ТОО «Новоишимка-АЭ» — это крупное предприятие, которое в настоящий момент управляет земельными паями местных сельчан. По реестру - это 181 человек, из которых часть передали в доверительное управление свои земли, как потом они выяснили, вместе с ними и свои голоса, а часть – продолжает владеть своими землями, при этом они сохранили право голоса, но в полной мере распоряжаться земельными участками не могут. Для вашего понимания, 1 пай – это примерно 18,5 гектаров земли. У каждого жителя села от 2 до 11 паев.

«Изначально у нас в 2003 году был один договор, согласно которому было страхование людей, интересы людей все учитывалось. Документ предполагал, что люди по своему желанию могут выходить из состава ТОО, вносить изменения, участвовать в деятельности ТОО. С годами договор утратил эту силу без каких-либо на то оснований. Сейчас под руководством Итпаева Марса мы не имеем права голоса. Мало того, что нас лишили возможности управлять какими-то делами, нас не ставят в известность ни о чем в принципе. Проводят собрания без нас, но на бумаге отражают наше присутствие. Наши росписи, наши голоса. Соответственно, подкладывают протокола куда хотят и как хотят», - сказала жительница села Жанаесиль Альбина Жангазинова.

По ее словам, руководство ТОО закладывает паевые земли в залог, открывает кредитную линию, при этом не ставя в известность владельцев земельных участков.

«Их трое людей – он, его супруга и сын. Они сами решают все вопросы. Если в залог землю ставить, там нужно каждого голос, роспись. Стали разбираться в этом, выявили такие несостыковки, как они нам дают официальные ответы о том, что нет протоколов итогов до их присутствия. Потом всплывает Устав и состоявшееся собрание за 2007 год, где оказывается мы все присутствовали, расписывались, в том числе - умершие люди. Это фальсификация документов. Они без нашего участия приняли новый устав, внесли определенные изменения в свою пользу, нас уже ставят перед фактом. Также были мизерные выплаты. Доходило до абсурда – 7000 тенге было, даже еще меньше. После того, как мы начали ходить в госорганы, писать жалобы, они подняли сумму выплат, но установили встречное обязательство – какое-то доверительное управление… Людей в заблуждение ввели. Люди подписались на 10 лет на фиксированную сумму. Опять же это приняли они в одностороннем порядке без какого-либо собрания, объяснений и разговоров. Они с нами не считаются, как с людьми, не выходят на разговор. Говорят, чтобы мы все решали через суд», - жалуется женщина.

С недавнего времени сумма выплат за пай выросла. Одна категория сельчан получает 89 тысяч, другая – 100 тысяч. А разница в сумме зависит от следующего:

«Те люди, которые дали в доверительное управление свои паи его сыну, они получают по 100 тысяч тенге. Людям не объяснили, что такое доверительное управление, позвали их якобы выдаются дивиденды. Это деревня, в основном пенсионеры, люди, которые боятся сталкиваться с людьми, которые находятся на руководящей должности», - объясняет Альбина.

Уставной капитал ТОО, по мнению активистов села, сформировался следующим образом: условно 10 тысяч гектар были оценены в 100 тысяч тенге, а два комбайна, с которыми бизнесмены «зашли» в ТОО, они оценили в миллион.

«То есть, 10 тысяч земель людских – это копейки для них. Согласно информации, которую мы собрали, стоимость одного пая в уставном капитале – 300-312 тенге. За 15,5 гектар – 300 тенге. Это смешно», - уверена Жангазинова.

Но и это еще не все. По словам женщины, руководство ТОО создает для себя хорошие условия.

«Выделяют огромные суммы – миллионы – на содержание административной части коллектива. Проживают в конторе на 2 этаже, в помещении, которое принадлежит нам, учредителям ТОО. Обустроили пентхаус и живут, а там раньше звонок стоял, не пускали в здание», - сказала она.

Сельчане через суд добились того, чтобы руководство ТОО проводило собрание и отчитывалось о своей работе.

«Он с 2012 года является директором ТОО, и только в 2022 году мы через суд добились того, чтобы ТОО начало проводить хотя бы собрание. Они утверждают, что мы не приходили, так мы даже оповещены не были. Также вылазят некоторые протокола за 2020 году. Был карантин, на бумаге в списке отображена подпись человека, который умер. Он не был там и не расписывался», - сказала Альбина Жангазинова.

Сейчас ситуация дошла до того, что те, кто передал в доверительное управления свои участки, не могут расторгнуть договор с ТОО. В то же время, они лишены права голоса и не могут выступить против каких-либо инициатив предприятия. Обратить процесс может только суд.

«Мы обращались в госорганы, никто никак не реагирует на нашу проблему. Все списывается на акимат, на районный акимат. Там все и тормозится. Они работают только на свой карман, рискуя нашими землями. Ему ничего не стоит заложить земли под такие же фальсифицированные протокола с нашими росписями, собрать свои чемоданы и уехать отсюда. А наша земля с миллиардными долгами останется в банке, которую нам не под силу будет выкупить. До его правления люди спокойно приходили, писали заявление и выходили. Он не хочет и причем открыто говорит, это вы мне будете платить за то, что я ваши земли облагораживаю», - продолжает Альбина.

«Голос Народа» связался с руководством ТОО «Новоишимка-АЭ» Марсом Итпаевым для выяснения обстоятельств. И у него своя версия сложившейся ситуации.

«Вас неправильно информировали. По 100 тысяч они получают за 1 пай. По 8 тысяч это был совхоз, лежавший на боку, имевший заросшие поля и одни убытки, люди зарплаты не получали. В 2012 году я заступил на должность директора совхоза, люди годами не получали зарплаты, пенсионных отчислений не было. Кругом были убытки, рос сорняк на полях. За эти 10 лет мы урожайность подняли в два раза», - уверяет он.

Кроме этого, при нынешнем руководстве выросла зарплата у механизаторов. Сейчас в среднем зарплата – 200 тысяч тенге. Выплачивается 13-ая зарплата.  Была куплена новая техника.

«Еще бы на год если бы я опоздал,  был бы развал совхоза. А сейчас мы ежегодно получаем прибыль. Потом мы оказываем социальную поддержку селу. Запустили типовой детский сад, мы его восстановили. Когда пандемия была, приобрели для населения современную карету скорой помощи, сейчас она людей возит. Разработали проектно-сметную документацию для строительства дома культуры. Я ездил к акиму области, нам выделили 250 млн тенге, вот капитальный ремонт начнем на днях. Такую работу ведем. Когда пандемия была, мы оказали помощь районной больнице до миллиона тенге, когда пожар случился в Костанае, тоже оказали помощь, где-то миллион. А это к вам обращаются люди, я не знаю, что они сделали, многие в совхозе не работали», - рассказал Марс Итпаев.

На вопрос, почему жители не могут выйти из ТОО и вести бизнес самостоятельно, он ответил:

«Вы меня извините, если я хозяйство поднял, теперь начну раздавать, последствия к чему приведут? Сегодня я отдам 20 человек, потом еще двоим, в конечном счете, что получится? То хозяйство, которое работает стабильно, где есть перспективы, оно должно существовать и работать, а так развалить… Когда на полях рос сорняк, урожая не было, никто не хотел эти земли. Теперь мы сюда вложили огромные деньги. Это же не просто так приобрести комбайны, мы стабильно четвертый год вносим удобрения, такого никогда не было, на пары оставляем, обрабатываем, новыми комбайны убираем. В среднем за 10 лет больше 10ц, было до меня у них 5, до 6 центнеров не доходило», - сказал он.

К слову, директору предприятия Марсу Итпаеву 74 года. До выхода на пенсии он работал акимом в трех районах Костанайской области, является почетным гражданином, имеет два ордена, один из которых «Курмет». Начинал свою деятельность в качестве агронома отделения, а потом проработал главным агрономом.

«Их там 10-12 человек. Кто-то их подбивает, есть такие люди. Почему, когда у нас было плохо, никуда не обращался? Первое, и самое главное, мы навели порядок. Главное в производстве — это учет и дисциплина. Мертвые души – это все склоки. Пожалуйста, пусть обращаются в прокуратуру, мертвых душ нет, это можно проверить. Мы один суд выиграли, сейчас ожидается второй. Время покажет. Они мешают работать, отвлекают от работы», - говорит он.

Еще один выход из ситуации – это продажа своей доли ТОО. Но сельчане, по его словам, этого не хотят. С другой стороны, их тоже можно понять, ведь на этой земле выросли они и их предки.

«Они видят, что мы показываем хорошие результаты, за паи хорошо получают. Пожалуйста, я могу выкупить, но они не хотят. Сегодня он у меня взял и вышел, потом хочет кому-то другому отдать, а так не положено, надо фермерское хозяйство развивать. А такое, что они хотят у нас взять, другому отдать – такие случаи у нас есть по району. И в Северо-Казахстанской области есть такие случаи. Мне не хочется то, что я сам создал, собрал до кучи, и теперь все это развалить. Сейчас более-менее мы встали на ноги, третий год хороший результат получаем, но сказать, что мы передовые – еще рано. Этими собраниями я сыт, хотите посмотреть, приезжайте, я покажу вам документы», - заключил Марс Итпаев.

«Голос Народа» продолжит следить за ситуацией.

Реклама
Реклама
Новости партнеров