поиск
×
Казахстан

Казахстанские дети лучше акимов знают, как сделать города комфортными

Как решить проблемы с пробками в столице, за что дерутся обитатели парка, почему индустрия красоты наносит вред экологии, но взрослых это мало волнует?

Назгуль Абжекенова
16 апреля 2023 года в 10:54

Казахстанские дети лучше акимов знают, как сделать города комфортными
Фото: Школа урбанистики

Ответы знают юные казахстанцы – участники Urbanitarium. Это образовательный проект Urban Forum Kazakhstan для подростков, интересующихся урбанистикой и экологией. В 2021 и 2022 году проект работал в формате летней школы в Алматы. В этом году программу запустили и для столичных ребят.

Куратор программы Urbanitarium Astana, основатель независимой платформы городских исследований Fading.TSE в столице Темиртас Искаков рассказал «Голосу народа», что на проект поступило порядка 70 заявок от юных астанчан, отобрали в итоге 24 человека.

Время исправлять ошибки

«Нас удивило не только количество заявок, но и качество – они показали, насколько подростки погружены в тему развития города и его экологии, столичных инфраструктурных проблем и способов улучшения городской жизни. Часть ребят ведут экоклубы в своих школах. В заявках ребята описывали градостроительные и урбанистические ошибки Астаны и отмечали, какой вклад хотели бы внести в их исправление, чтобы сделать город комфортным и безопасным для всех категорий горожан», - поделился Темиртас Искаков.

В этом смысле участники единственной в стране школы урбанистики для подростков совпали с ценностями и философией Fading.TSE – изучать столицу, ее историко-культурное наследие и статус-кво для устойчивого развития.

«Астана – уникальный градостроительный проект расположенный в сложной климатической зоне, с интересным ландшафтом. Мы находимся посреди степи, и на сегодня в мире есть только обрывочные знания, как развивать города, подобные нашей столице, как сделать так, чтобы через какое-то время город не превратился в большую градостроительную ошибку, а стал полноценным комфортным мегаполисом», - акцентировал куратор школы урбанистики.

А юные граждане – важные полноправные члены общества, имеющие право на участие в реализации всех прав на город. Через 10-15 лет эти девушки и юноши станут активными участниками всех процессов в жизни страны и города, станут новым поколением профессионалов.

«Кто-то выберет урбанистику, другие – бизнес, третьи – госсектор. Но тот багаж знаний, который они получили на курсе, останется с ними и - я уверен - поможет им в любой сфере.

И, возможно, среди участников нашей школы будущий аким столицы. А аким, который прошел школу урбанистики в подростковом возрасте, будет понимать, что городу необходимо не только большое количество автодорог и стройки, но и безопасная инфраструктура: пешеходная, велосипедная, хороший общественный транспорт, грамотное озеленение и другие элементы качественной городской жизни», - подчеркнул собеседник.

К сожалению, многие градоначальники, в том числе прошлые акимы столицы, эти элементарные вещи игнорировали.

«А еще меня и коллег приятно удивило, что участники изучают тему развития городов по интернету, а для масштабирования и воплощения знаний на практике им как раз не хватало подобной школы урбанистики», - добавил Темиртас Искаков.

Важны все: и горожане, и птицы, и деревья

Программа курса под названием «Степные экосистемы в городе» включала лекции и практические занятия по экоурбанистике, планированию городов, новым подходам в строительстве, развитию транспортной инфраструктуры, биоразнообразию, созданию парковых зон на сравнительном анализе мировых и казахстанской практик.

«Участники узнали, кем представлена флора и фауна столицы, о роли каждого представителя в экосистеме Астаны, и о том, как мы – горожане – можем содействовать сохранению городского биоразнообразия. Также ребятам рассказали об экономике городской среды.

Лекции и практикум вели эксперты в области урбанистики, экологии, биоразнообразия, гидрологии и других сфер. В доступной форме специалисты объяснили детям важность своих научных направлений для развития городов и улучшения жизни граждан», - продолжил Искаков.

Более того, каждая встреча для ребят служила занятием по профориентации, ведь именно в возрасте 13-16 лет встает выбор будущей профессии.

«На одном из практических занятий дети сортировали мусор вместе с экотренером, амбассадором минэкологии Марьям Касымовой. А потом делали разбор ошибок. Также ребята создавали макеты города, в котором они хотели бы жить, лепили кормовые шарики для синиц. Многие признались, что повесили кормушки у своих домов, и теперь с большими знаниями будут наблюдать, как пернатые едят птичьи козинаки», - сказал куратор школы.

Программа также включала экскурсии и полевые исследования. В парках ребята изучали доступной пешеходной среды и биологические ошибки с точки зрения посадки деревьев и других фактов.

«В центральном парке, где расположен пруд, участники узнали, что у обитающих здесь уточек и лебедей нет свободного доступа к суше. Территория вокруг воды окружена забетонированными ограждениями, и птицы не могут выйти из пруда на лужайку, чтобы пощипать травку, отдохнуть. А за единственный маленький островок идет постоянная борьба пернатых», - рассказал Темиртас.

В обычной жизни горожане не замечают, в каких ужасных условиях приходится существовать нашим маленьким соседям, каждый из которых играет важную роль в городской среде обитания.

Когда красота – разрушительная сила

Подростки посетили питомник в поселке Жибек Жолы, узнали, как саженцы декоративных кустарников и деревьев готовят к высадке во дворах и на улицах столицы.

«Здесь же, в поселке, ребята побывали на предприятии эко- и социального предпринимателя Мираса Габбасова. Он производит биоразлагающиеся пакеты из кукурузного крахмала. На производстве трудятся сотрудники с инвалидностью. Один из пушистых помощников – кот – тоже имеет особенности здоровья, что, как и людям, не мешает ему вносить вклад в экологию», - продолжил куратор курса.

По завершении лекций и практики участники поделились на группы и презентовали проекты по развитию города и решению самых острых его вопросов.

«Ребята говорили про экологичный образ жизни, показали, как бумеры и капиталисты убили наш мир, развеяли мифы о ненужности сортировки мусора. Подняли вопрос безграмотного обустройства столичных парков, где все закатано в брусчатку, отсутствует естественное покрытие, не поют птицы, не стрекочут сверчки. И деревья страдают, потому что светолюбивые посажены в тени, и наоборот. Указали и на другие проблемы в организации общественных пространств.

Одна из участниц, Улжан, изучила тему влияния индустрии красоты на экологию, в частности, как гелиевое покрытие, используемое в маникюре и не утилизируемое должным образом, загрязняет окружающую среду», -  поведал Темиртас Искаков.

Дети рассказали, как их возмущает отсутствие выбора общественного транспорта в мегаполисе. И резонно считают это ущемлением своих прав как граждан. В то время как в развитых городах представлены все виды ОТ: автобусы, трамваи, троллейбусы, метро, велосипеды.

Не осталась без внимания другая ахиллесова пята столицы – ливневки.

«Юные астанчане предложили собирать и сливать воду в один водоем. Например, Большой и Малый Талдыколь. Вода будет испаряться и благотворно влиять на близрастущие растения. Получается, ливневки увлажнят климат и поможет нашим улицам не превращаться в Венецию, как это происходит каждую весну», - отметил куратор школы урбанистики.

Он верит, что после школы урбанистки участники продолжат свой путь по вкладу в развитие городской среды, улучшения параметров жизни каждого горожанина, будь то дети, взрослые, люди с особыми потребностями, автомобилисты или пешеходы. А уже в мае участники курса погрузятся в мир озеленения и узнают, как это делать грамотно. Об этом расскажет американский эксперт. После запланирована публичная лекция для всех желающих астанчан.

Ваши мысли – властям бы в уши

В завершение материала мы решили поделиться с читателями выдержками из заявок участников школы и впечатлениями после ее прохождения.

«Моя профессия на 100% связана с этой темой. В следующим году я уже начну учиться в университете на специальность «Sustainable built environments engineer» (инженер по устойчивой застройке), и думаю, что благодаря этому курсу я укреплю свои знания, пойму точность этой деятельности, узнаю много полезной информации, чтобы подготовиться к будущим начинаниям.

Почему я выбрала этот путь? Потому что наша помощь планете и окружающей среде начинается с деталей, особенно с правильного урбанистического планирования. Экология нуждается в нас, а мы в ней, и я хочу быть частью процесса уравновешивания двух сторон», - написала участница курса Айгерим.

«Я считаю, что архитектура и инфраструктура города воспитывают человека с самого рождения. Именно поэтому мы можем так сильно заметить разницу между жителями Алматы и Астаны. Для города очень важно иметь свою айдентику и культуру, но к сожалению, нынешнее положение нашей столицы не позволяет мне сказать, что она у нас есть.

Для создания собственной айдентики и культуры нужно, чтобы в городе появились иконы (люди, коммьюнити), вокруг которых и будет строиться фундамент культуры. Ярким примером этого является Алматы.

Я с раннего детства хотел быть архитектором. Наш город только начинает расти, и я вижу в нем большой потенциал, несмотря на уже допущенные немалые ошибки. Я вижу, что все больше людей начинает заботить тема урбанистики нашего города, и это отлично, ведь чем больше людей осознают, что качество их жизни может улучшиться, тем лучше. И еще лучше, если это будут осознавать еще с юношеских лет», - Мансур, 15 лет.

«Сколько я себя помню, мои знакомые и родные постоянно осуждали Астану за ее плохие дороги, ужасную планировку, однообразные дома, отсутствие развлечений, загрязненный воздух и много еще другого. Однако, лишь немногие из них предлагали решение этой проблемы. Суть всех возмущений сводилась к словам: «Убрать всех коррупционеров!».

Отчасти, я с этим согласен, но есть другие методы решения этих проблем, о которых мы не подозреваем - просто потому, что с детства у наших родителей не было принято жаловаться на инфраструктуру города.

На то, насколько далеко заводы должны находиться от города, на то, сколько деревьев должно быть на квадратный метр. Из-за этого старшие реально не знают других методов борьбы с проблемами нашего города. Именно поэтому я считаю своим долгом встать на передовую изучения урбанистики и сделать Астану лучше.

Я очень люблю свой город и чувствую принадлежность к нему. Несмотря на то, что я побывал в немалом количестве стран и городов, меня все равно тянет обратно в Астану. Именно ради этого я хочу улучшить наш город, помогать ему становиться популярным среди туристов и разнообразить быт его населения, чего мне не хватало в свое время, если можно так выразиться ввиду моего возраста», - Амирлан, 15 лет.

«Я бы хотел, чтобы наша столица была чистой, комфортной и красивой. А также, чтобы было больше зеленых насаждений, парков, скверов. Хочу, чтобы в городе массово развивался спорт. Для этого нужны беговые и велодорожки, workout зоны.

Очень хотел бы, чтобы горожане сортировали мусор, а городские службы организовали переработку мусора. Я очень надеюсь, что благодаря курсу по урбанистике я найду новых друзей и получу качественные знания, как сделать Астану чистым, уникальным и комфортным для жителей и туристов городом», - Даулет, 14 лет.

«После школы урбанистики я начала смотреть на город с другой стороны. Мне стали понятнее некоторые моменты с пробками, как строится город, и на что лучше обращать внимание. Думаю, у меня появилась привычка наблюдать за городом. Я стала больше анализировать некоторые решения специалистов и определять для себя что-то интересное».

«Спасибо за возможность узнать о некоторых важных проблемах и повлиять на будущее если не страны, то хотя бы нашего города! Я стала более осознанной по отношению к инфраструктуре города (степной) и обитаемых в нем животных (стало интересно, где гнездятся и зимуют наши птицы, а откуда приходят «мигранты»), также начала видеть недоработки на уличной дороге, мыслить о городских проблемах всесторонне. Кураторы Темиртас и Асель меня сильно удивили: их проекты, к примеру, спасение старого тополя, и идеи, истории, даже манера речи будут вдохновлять меня еще долго», – участница школы урбаниситки. 

Новости партнеров

Вам будет интересно