Что довело до слез гостя из Израиля во время поездки по Казахстану, и что обещал министр сельского хозяйства страны, чтобы не плакали местные фермеры?
Читайте в материале аналитика «Голоса народа» с полей международного форума «Астана».
Обсуждение самой, пожалуй, важной темы во все времена, - продовольственной безопасности, обострившейся в условиях глобального нарушения цепочек поставок, прошло под символичным названием «Когда оковы падут».
Комиссар по вопросам сельского хозяйства ЕС Януш Войцеховский отметил: сегодня мы возвращаемся к тому, что основная функция сельского хозяйства - это продовольственная безопасность.
«В Европе нет краткосрочной продовольственной проблемы, мы самодостаточны в этом вопросе, но есть проблемы засухи, фермеры находятся под постоянным давлением природных и иных факторов. И в плане среднесрочных и долгосрочных перспектив мы не совсем уверены в нашей продбезопасности», - откровенно признался представитель ЕС.
«Нам нужно усиливать политики в отношении сельского хозяйства, пересматривать бюджеты, ведь сельское хозяйство является частью экономик, это тоже бизнес. У нас есть понятие свободного рынка, общих регуляторных мер, и в кризисных ситуациях мы стараемся оказывать помощь нашим фермерам. Мы обязаны помогать нашим фермерам.
Отсутствие этой помощи может быть деструктивным для нашего рынка», - заявил Войцеховский.
При этом он считает, что власти не оценивают в полной мере последствия регуляторных мер, которые могут быть неожиданными.
«Мой отец в Небраске является фермером, и регулятор заставляет его использовать воды больше, чем нужно. Есть большое количество мер, и когда вы их используете, фермеры, будучи очень предприимчивыми людьми, могут найти различные выходы сами. Но когда правительство начинает участвовать в этой сфере больше, то негибко подходит к регуляторным мерам и не всегда от них бывает хороший эффект», - заметил спикер.
Он рассказал, как в ходе поездок по Европе наглядно наблюдал изменения климата, которое становится все более острой проблемой, влияя на урожайность.
«Вкупе с водной проблемой и другими, геополитической обстановкой и нарушением цепочек поставок это усиливает необходимость внедрения правительств в проблему продбезопасности», - акцентировал комиссар по вопросам сельского хозяйства ЕС.
Экономист Жанат Нургалиев тем временем поинтересовался мнением председателя торгово-промышленной палаты Израиль-Казахстан Михаэля Роэ, как найти баланс между городами и селами в плане обеспечения водой.
«Сейчас идет тренд на урбанизацию, развитие крупных городов, но и города, и сельская местность испытывают проблемы с водой. Как найти баланс в этом направлении?», - спросил эксперт.
На что представитель Израиля рассказал, как в его стране используют канализационную воду для нужд, в том числе сельского хозяйства.
«Мы ее перерабатываем так, чтобы сделать ее более подходящей для питья, и в пустынях выращиваем продовольственные продукты, используя переработанную воду. Для меня сложно понять ваш вопрос.
Я ездил по Казахстану и плакал, видя тысячи возможностей в вашей стране, которых нет в Израиле», - ответил Роэ.
Комиссар по вопросам сельского хозяйства ЕС Януш Войцеховский в свою очередь проинформировал, что для решения проблемы водообеспеченности в странах адаптировали соответствующие долгосрочные планы.
«Мы должны сделать равными условия жизни в городе и на селе. А для сохранения продбезопасности нужно думать, как мы можем привлекать новых молодых людей в фермерство, чтобы была поколенческая традиция.
Фермерство – это вопрос не только экономики, но в целом условий жизни на селе, инфраструктуры, транспорта, образования. И это очень большой вызов, ведь люди, проживающие в селе, хотят жить на том же уровне, что в крупных городах», - отметил Войцеховский.
Другие участники сессии «Когда падут оковы» задали вопросы министру сельского хозяйства Казахстана Ерболу Карашукееву в части развития альтернативных логистических маршрутов на фоне разрушения цепочки поставок между РФ и миром.
Заметив, что вопросы логистики больше относятся к функционалу министерства индустрии и инновационного развития, Карашукеев сообщил, что МСХ ставит задачу увеличить объемы экспорте сельхозпродукции в ближайшее десятилетие.
«Единственное, что может ограничивать реализацию этих планов, - некоторые ограничения, например, по Ирану. Наша продукция проходит через туннели, которые в Иране не очень большие. Стоит вопрос их расширения с тем, чтобы дальше выходить на страны Персидского залива.
Казахстан последние десятилетия много инвестирует в транспортную инфраструктуру, расширение сетей, сейчас решаем вопрос по китайскому направлению. Нам нужно несколько постов, переходов проводить по железной дороге, 2-3 линии ветки доложить, чтобы удовлетворять тот большой объем спроса, который есть со стороны КНР на нашу продукцию», - сказал глава МСХ.
Один из фермеров поинтересовался, как МСХ намерено решать проблему выхода отечественных сельхозтоваропроизводителей на зарубежные рынки.
«Для нас закрыты рынки по мясу и маслу, наша экологически чистая продукция остается на черных рынках. Хочу спросить – почему, и как мы можем нашу продукцию выпускать для разных рынков?
Второй вопрос: Казахстан находится между Европой и Азией, а в связи с происходящими в мире событиями мы забыли об Иране. Лет 10-15 назад казахстанское зерно не впускали та же Украина и Россия через свои порты, поэтому мы потеряли рынки, Египет. Что сегодня может сделать ЕС, чтобы мы вернулись к нормальной торгово-транспортной цепочке, и через Иран вышли бы на ту же Африку», - спросил фермер.
На что министр Карашукеев заявил о необходимости соответствия качества продукции определенным стандартам.
«Еще одна проблема – мы должны подготовить определенные пастбища. Отдаем земли в частные руки, а потом у нас нет пастбищ. Во всем мире проблемы в сельском хозяйстве решаются только через кооперацию.
И сейчас у нас в планах развитие кооперации, чтобы наши сельскохозяйственники работали в едином стандарте и могли продавать свою продукцию и в сельской местности, и на другие рынки. Малые фермерские предприятия, которые будут в кооперативах, смогут получать субсидии по 2%», - сообщил руководитель МСХ.
Также он рассказал, что его ведомство усиливает контроль в части исключения посредников между фермерами и конечными потребителями.
Тем временем западные участники подчеркнули, что санкционная система в отношении многих товаров, поступающих в Россию через Иран, не распространяется на продовольственною сельхозпродукцию.
«Нет никаких рестрикций со стороны ЕС в этой части. Продовольственная продукция полностью исключена из санкций», - заверили представители ЕС.
Другую участницу из Казахстана интересовали конкретные планы МСХ по увеличению экспорта сельхозпродукции в долгосрочной перспективе.
«Мы планируем в 2 раза нарастить объемы экспорта. За 2 года мы увеличили этот показатель на порядка 46%. Из 30 стран мира, экспортирующих пшеницу, Казахстан - единственная страна, не имеющая выхода к морю и занимающаяся экспортом пшеницы. Надо быть честными: мы не сможем составите сильную конкуренцию другим участникам рынка, в больших объемах, потому что с той стороны пшеница везется большим зерновозами.
В прошлом году мы собрали 22 млн тонн зерновых, в том числе 16 млн тонн пшеницы. 7 тонн использовано для внутреннего рынка, 700 тысяч тонн для глубокой переработки. 85% нашей пшеницы очень высокого качества по характеристикам, клейковине.
И если мы сможем направлять для глубокой переработки не 700 тысяч тонн, а 7 млн тонн пшеницы, из которых весь мир производит протеины, витамины, добавки, то сможем экспортировать свою продукцию не только в соседние государства, но и в Австралию», - заявил о планах министр сельского хозяйства.
В части развития животноводства он сообщил, что два года МСХ работает над усилением контроля за эпизоотической ситуацией, переходом системы ветеринарии и фитосанитарии полностью на автоматизацию.
«Будем выходить в соседние страны. Рядом КНР. Мы всегда найдем рынок сбыта и в Центральной Азии, у которых нет больших площадей и пастбищных угодий. Но нужны технологии», - уверен Карашукеев.
«Комиссар по вопросам сельского хозяйства ЕС уже сказал, что нужно, чтобы кто-то остался в сельском хозяйстве. Но молодежь стремится в город… Нужна сильная инфраструктура на селе. И если 1 тенге мы вкладываем в покупку трактора, то как минимум 1 тенге нужно вкладывать в возможности, в комфорт, чтобы люди оставались на селе», - сказал глава МСХ.