поиск
×
Казахстан

Взаимоотношения Казахстана и Турции не зависят от Эрдогана — политолог

Чего ждать нашей стране от прошедших турецких выборов, рассказал эксперт

Назира Аидарбек
29 мая 2023 года в 17:50

Взаимоотношения Казахстана и Турции не зависят от Эрдогана — политолог
nuo.kz

Мировое сообщество обсуждает победу Реджепа Тайипа Эрдогана на выборах президента Турции.  Победа одного из ключевых и одновременно спорных игроков мировой арены у некоторых вызывала сомнения, но все же оставалась очевидной. Корреспондент «Голоса народа» спросил у политического обозревателя Газиза Абишева — как Эрдогану удалось очередной раз удержаться на посту главы государства и чего ждать Казахстану от его победы?

Эрдоган завоевал доверие электората ублажающими тезисами.

Главным конкурентом Реджепа Тайипа Эрдогана на прошедших выборах стал кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу. Жители Турции буквально разделились на два лагеря: если провинциальное население поддержало давнего лидера, то светское общество уже не поверило многолетним обещаниям Эрдогана.

«Если общими мазками рисовать, то крупные города на побережье против глубинки в Турции. И этому способствовала, конечно, застывшая позиция всего электората относительно Эрдогана. Потому что он продолжал артикулировать те тезисы, которые ублажают именно центр Турции. А против него, устав от долговременного правления, выступали крупные города: Измир, Стамбул, Анкара, Анталья. И это практически всегда так. Они всегда более либеральны, настроены на более частую смену власти. Шанс у оппозиции был, но Эрдоган лучше отработал стратегически эту систему», — уверен Газиз Абишев.

Ничего нового Казахстану победа старого лидера Турции не принесет.

Дипломатические отношения Казахстана с Турцией были установлены более 30 лет назад, когда об Эрдогане не было и речи. Потому, уверен эксперт, отношения двух стран не привязаны к личности нынешнего лидера Турецкой республики.

«Победа Эрдогана для Казахстана — нейтральна, потому что отношения Турции с Казахстаном я не думаю, что привязаны непосредственно к личности Эрдогана. Они развивались и при Демиреле, тогда в 90-е открылись казахско-турецкие лицеи, университеты, а Турция довольно-таки эффективно выстраивала отношения. Просто у Турции сейчас возникли дополнительные амбиции, она получила буст экономического развития. В рамках меняющихся геополитических условий, когда влияние России снижается, и Турция заполняет вакуум в целом, какой бы президент ни был, рациональный базис взаимной заинтересованности Казахстана с Турцией есть.  Быть может, если бы победил оппозиционный кандидат, было бы меньше активной риторики, но конструктивный базис в любом случае бы сохранился», — поделился политолог.

При этом эксперт уверен, что в случае победы оппозиционной партии, смена власти была бы лишь символичной, а курс страны остался бы прежним.

«Это показало бы, что сильный президент может проиграть выборы и ничего страшного. И для Казахстана это был бы стратегически хороший импульс, потому что показал бы в том числе нашему электорату, что плюрализм мнений и сменяемость глав государств никак не влияют на курсы, преподал бы политический урок нашему обществу. Однако какой-то вспышки реальных экономических или политических выгод, я думаю, не было бы», — считает Абишев.

Казахстан и Турцию сплачивает взаимная выгода.

Газиз Абишев уверен, что между Казахстаном и Турцией нет базовых противоречий, оттого взаимная выгода является залогом стабильных взаимоотношений между странами.

«Я не думаю, что будут изменения в экономических и политических взаимоотношениях, потому что Турция заинтересована в нас, как в источнике туристического потока, инвестирует в наше строительство, заинтересована в наших ресурсах и просто как инструмент политического влияния в центрально-азиатском регионе. Казахстан, в свою очередь, заинтересован в Турции, как в диверсификации своих политических гарантий, как в стране, которая будет поддерживать в научно-образовательном сотрудничестве, в экспорте и импорте товаров», — сказал он.

Организация тюркских государств не сделала ничего серьезного.

Организация тюркских государств, основанная на исторической общности, объединяет Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Турция и Узбекистан. По мнению Газиза Абишева, пантюркизм, который лежит в основе объединения, является лишь одним из векторов внешней политики Турции.

«Нужно понимать, что в современной Турции не только пантюркизм, но есть еще две преобладающие идеологии во внешнеполитическом дискурсе — панисламизм и неоосманизм. Эрдоган пытается стать лидером одновременно турецкого окружения, то есть бывшей Османской империи, и одновременно исламского мира. Пантюркизм — лишь одна из идеологий. Организация тюркских государств будет наряду с остальными. Потому что для Казахстана, к примеру, евразийские структуры, сотрудничество с Европейским союзом, сотрудничество с Китаем являются на практике не менее важными, чем тюркские государства. Тюркские государства пока за пределами риторики, ничего серьезно значимого, по типу единой торговой зоны или военного блока, не создали. Все же это пока культурная и консультативная площадка», — уверен политобозреватель.

Эрдоган через полсрока станет «хромой уткой».

По итогам выборов, Реджепа Тайипа Эрдогана подержали 52% избирателей, а лидера оппозиции — 47%. Минимальный отрыв между двумя кандидатами говорит об очевидном расколе в обществе и недовольстве действующей властью.

«Та провинция, которая поддержала Эрдогана, это его электорат, а оппозиция отдала почти половину голосов его оппоненту с разницей в несколько процентов. Это значит, что страна расколота: он в предыдущих выборах победил с этим, до этого победил с этим, на референдуме с этим. Примерно в такой пропорции стабильный раскол есть в обществе. Можно ли это назвать укреплением? Это подтверждение раскола, тем более, как он говорит, это его последний срок на самом деле, то он поработает несколько лет и будет готов на смелые решения, но уже на второй половине своего срока будет «хромой уткой». Поэтому тут все зависит непосредственно от контекста внутриполитического напряжения и его действий», — поделился мнением эксперт.

Эрдогана могут заменить из-за болезни.

«Если он станет себя сильно плохо чувствовать, то ему найдут замену, другой человек станет президентом и может быть будут перевыборы. Но это все зависит от конкретного диагноза. Но стратегически мощь Турции обеспечивается не личностью Эрдогана, а выгодным географическим положением, трудолюбием турецкого народа, его способностью развивать промышленность, его предприимчивостью, гибкостью, его многовекторностью. Поэтому я думаю тут не нужно думать, что без Эрдогана Турция не сможет добиваться успеха», — уверен Абишев.

Новости партнеров

Вам будет интересно