Ежегодно правительство Казахстана возвращает на родину сотни наших соотечественников, которые уехали в разные годы в зоны вооруженных конфликтов
По информации ЮНИСЕФ в ходе двух гуманитарных операций «Жусан» и «Русафа» в Казахстан из конфликтных зон были возвращены 725 человек, включая 188 женщин и 522 ребенка. Нам известна лишь статистика. Для освещения лишь малой части трагедии в Сирии и историй, связанных с казахстанцами, редакция «Голос народа» пригласила в студию эксперта по Ближнему Востоку - Акмарал Баталову.
С начала сирийского кризиса Акмарал освещала проблемы народа той страны, а также переживала много трагичных историй, свидетелем которых стала лично.
Недавно она вернулась из очередной поездки в Сирию доставляя туда гуманитарную помощь. Совместными силами вместе с казахстанцами было собрано 100 тонн гуманитарного груза.
«Мы так мало говорим об этой стране. Почему не изучаем сирийский кризис для того, чтобы предотвратить ту трагедию там, чтобы она не случилась в нашей стране? В этой поездке тоже от казахстанцев был невероятный отклик, из разных регионов стали звонить, писать, организовались пункты приема. Наш народ не очерствел и не забыл всю историческую память», – говорит Акмарал.
В эту поездку первая помощь была доставлена из рук в руки жителям в Латакию: теплые одеяла, вещи, продукты и предметы личной гигиены. Мэрии Латакии были переданы палатки, лекарства, генераторы и юрты.
«Мы говорили сирийцам, что Казахстан - очень гостеприимная страна, и поскольку мы не можем принять беженцев из Сирии у себя, мы привезли им свой дом с собой. Также вместе с остальными благотворителями мы поехали в Дамаск и передали там помощь русскоговорящей диаспоре», – рассказывает Акмарал.
Дамаск, по ее словам, - святое место, где на территории одной мечети молятся последователи совершенно разных религий, показывая пример, как они смогли пережить войну, благодаря терпимости и мирному сосуществованию.
«Мне очень хотелось показать благотворителям древнюю и очень важную для мусульман мечеть Омейядов, внутри которой захоронена часть головы Иоанна Крестителя (раньше там была церковь – прим. автора). Первое время там христиане и мусульмане молились вместе, и сейчас это продолжается. Там же на территории мечети есть шиитская мечеть. Я считаю, что это место святое, колыбель рождения всех авраамических религий», – поделилась журналист.
Как бы народ Казахстана не помогал и не поддерживал Сирию, имеются в нашей стране и представители исламофобии, те, кто испытывает страх или неприязнь к исламу как к религии. Почвой для таких взглядов является возвращение казахстанцев из рядов радикальных объединений, озвучила Акмарал в ходе интервью.
«Статистика египетского эксперта: порядка 1400 человек из Казахстана приехали в Сирию воевать в рядах ИГИЛ. Некоторых из них наше правительство вернуло. В связи с этим у нас в стране у многих людей появилась исламофобия. Я сама, честно, когда увидела людей, которые со мной встречались, звонили для оказания помощи – у меня была настороженность. Потому что в данный момент я работаю над фильмом о «жусановцах», которых мы вернули, и это страшно», – заявила журналист.
Акмарал делится, что, общаясь с этими людьми и видя их разочарование, понимая, через что они прошли, чтобы понять ложность этих радикальных идей – ни одно сердце не может не посочувствовать этим людям.
«Когда я увидела этих людей, с которыми я поехала – благотворителями, (людьми, помогающими доставлять гуманитарную помощь в Сирию - прим.ред.) в процессе поездки, когда мы сблизились, иногда у нас были споры и по поводу многоженства, хиджаба, по многим пунктам. Когда мы приехали в Дамаск, пережив все тяготы путешествия, мы стали прежде всего казахстанцами, гражданами своей страны. Мы все пришли к выводу, что бы не происходило во время нашей поездки, что бы не происходило во вне, прежде всего, мы должны думать о национальных интересах своей страны -Казахстана», – говорит Акмарал Баталова.
Поскольку Акмарал лично общалась и изучала личности тех, кто вернулся из Сирии, мы попросили ее однозначно ответить на вопрос: возвращенные из горячих точек могут нести угрозу для нашего общества сейчас или в будущем?
«По поводу вернувшихся - с ними была проведена огромная работа. С ними работают последовательно и теологи, психологи, иногда психиатры и спецслужбы. Больший процент женщин, мне кажется, они не опасны, поскольку успешно прошли программу дерадикализации, некоторые вообще сняли хиджаб, работают и вышли замуж», – считает Акмарал.
Касательно детей, она заявила, что, как говорят психологи, до 12 лет они могут все это забыть, хоть они и умеют стрелять из автомата и собирать взрывные устройства.
«Конечно же, этот трагичный опыт, смерть, казни публичные, это все откладывается в подсознании. Мне кажется, эти люди все равно должны быть под контролем спецслужб всегда», – утверждает эксперт.
С момента начала войны на Ближнем Востоке в Сирию и Ирак уехали около 800 граждан Казахстана. Большинство из них – дети.
Некоторые из тех, кого военные доставили домой, были привлечены к уголовной ответственности по обвинениям в «причастности к террористической группировке», «участии в вооруженном конфликте в Сирии и Ираке», «пропаганде и финансировании терроризма».