Оторванные от реальности – что не так с бюджетным планированием и исполнением в Казахстане

Акимы и министры стабильно плохо считают казенные деньги, но им это постоянно сходит с рук

Назгуль Абжекенова

В Казахстане регулярно принимаются новые и корректируются старые нацпроекты и госпрограммы. Но неизменно одно: заявленные показатели достигаются в основном за счет их снижения, а строгого спроса за потраченные бюджетные деньги нет. Почему так происходит, и что делать для изменения многолетнего статус-кво, - аналитик «Голоса народа» обсудил с экономистом и политологом.

Стало традицией

Заместитель директора Центра прикладных исследований «TALAP» Аскар Кысыков отмечает: последний отчет Высшей аудиторской палаты (ВАП), в прошлом Счетного комитета, содержит повторяющиеся из года в год замечания и критику. Это уже стало традицией.

Самое интересное - несмотря на критику, каждый год парламент одобряет отчет правительства и ВАП, и потом ничего не происходит - констатирует экономист.

Если разобраться в бюджетной теме, то здесь много системных структурных проблем, связанных с планированием, подчеркивает он.

«С 2007 мы переходим к так называемому БОР – бюджету, ориентированному на результат. Но результатов нет. Основная причина того, почему бюджетные расходы используются неэффективно, – это отсутствие связи между стратегическими документами (программами, нацпроектами, того, что принимается на высшем уровне) и самим бюджетом. С 2007 года, несмотря на все реформы, никаких результатов нет. И практических шагов к их реализации не принимается», - говорит Кысыков.

На его взгляд, для изменения существующего положения вещей нужны не законодательные меры, а эффективные технократические решения.

«Нужно полностью пересмотреть бюджетную классификацию. У нас бюджетные программы оторваны от нацпроектов, понять, сколько заложено на тот или иной нацпроект, по текущей структуре бюджета очень сложно. Одни бюджетные программы весят 4 трлн, другие - несколько млн тенге. То есть сама структура бюджета не позволяет делать нормальную аналитику. и в ней только ВАП пытается разобраться», - продолжает экономист.

И раздутый дефицит

Однако при реализации программ сами администраторы бюджетных программ - министерства и акиматы - на исполнительском уровне не понимают связь стратегического планирования и бюджета, отмечает собеседник.

«Остаются системные проблемы, в том числе зависимости от нефтяных доходов, которые из года в год повторяются. Но наши бюджетные правила, когда все нефтяные доходы уходят в Нацфонд, потом возвращаются в бюджет через трансферты, по сути не оправдывают себя», - говорит экономист.

По его мнению, пора менять бюджетные правила и делать единый баланс, консолидированный бюджет, и, возможно, нефтяные доходы отдавать полностью в республиканский бюджет.

Также он остановился на проблеме раздувания дефицита бюджет.

«Не скажу, что он искусственный, но он завышен, потому что есть занижение доходов либо излишнее планирование расходов. Из-за этого идут займы, в том числе внешние. По ним, кстати, тоже нужно расширять правила. Считаю необходимым запретить внешние займы, ставки по которым выше, чем доходность Нацфонда. У Казахстана есть свои деньги, они размещаются в валюте (в долларах) за рубежом по низким ставкам. В прошлом году была отрицательная доходность. В целом 2-3% годовых.

Но мы можем занять – и занимаем за рубежом те же самые деньги, но дороже. Этого быть не должно. И в целом ко внешним займам в условиях постоянного ослабления тенге нужно подходить очень осторожно», - уверен  экономист.

А кого привлекли?

Что касается нарушений почти на 237 млрд тенге, выявленных ВАП при проверке исполнения бюджета за прошлый год, то здесь Аскар Кысыков отмечает: раньше в этой сумме в основном сидели ошибки бухучета.

«То есть расходы осуществлены, но есть какие-то процедурные вопросы, нарушения. И здесь важно понимать, сколько грубых нарушений сделано, сколько реально украли, неэффективно использовали. Вот этого погружения пока нет. И, может, ВАП озвучивает эти данные в парламенте, но на публику – нет», - говорит экономист.

Кроме того, из доступного отчета ВАП неясно, какие конкретно нарушения выявлены, и кто понес наказание.

«А эти вопросы крайне важны. В том числе – кто понес наказание на уровне министерств и акиматов, какие чиновники, ответственные за эти большие нарушения, привлеклись к ответственности. Об этом тоже умалчивается. Хотя должна быть ответственность за недостижение результатов.

Если задача не достигается в рамках определенных программных документов, нацпроектов, должно быть наказание. По закону о госслужбе есть градация наказаний вплоть до увольнений. А если говорить о нарушениях, то здесь ответственность должна быть в рамках административного и уголовного законодательства», - напоминает Кысыков.

Вопросы есть, ответов – нет

Политолог, автор энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев также отмечает: вопросы, который ранее ставил Счетный комет, а теперь ВАП, одни и те же из года в год.

«Десятилетиями из отчета в отчет перетекают некачественное планирование, некачественное исполнение бюджета, причем вопросы ставятся не только по конкретным программам, но и по обеспечению системы в целом. Но рекомендации либо игнорируются, либо не выполняются», - говорит Ашимбаев.

Материалы проверок ВАП не публикуются с лета прошлого года, констатирует он.

«Это означает: уровень неисполнения бюджета и нацпроектов таков, что эти документы решили лишний раз не публиковать, чтобы не создавать негативный имидж власти. В старом Казахстане такие материалы публиковались. При этом мы знаем, что проверки идут.

В итоге что мы имеем: по данным правительства, цифры стабильно хорошие, а любая проверка показывает, что цифры по безработице, созданию рабочих мест, реализации госпрограмм могут быть исполнены количественно, а качественно - плотный швах практически по всем направлениям», - говорит политолог.

…И ноль реакции

Председатель ВАП Наталья Годунова все эти вопросы неоднократно озвучивала, но никакой динамики изменений нет, продолжает он.  

«Даже обязательной отчетности по нацпроектам, которые министерства обязаны публиковать, вы на сайтах не найдете. Есть скудный отчет за 2021 год на сайте миннацэкономики, из которого можно узнать: тогдашние проверки выполнены от силы на треть», - рассказывает собеседник.

Бюджетные программы, госпрограммы, нацпроекты и сама система планирования постоянно меняются и корректируются, констатирует он.

«В итоге, что государство собирается делать – никто не знает, потому что документы меняются чаще, чем регулярно. Точно так же и по исполнению: Президент несколько раз говорил о том, что рабочие места по госпрограммам в основном создаются фиктивно. Минтруда на эту критику никак не отреагировало. ВАП в прошлом году опубликовал справку по реализации Дорожной карты занятости, где сообщил ровно о том же, а также о том, что по большинству МИО соответствующий бюджет даже не пытались освоить.

Но реакции со стороны акиматов или Минтруда, или МНЭ опять не последовало. И правительство по-прежнему сообщает о сотнях тысяч рабочих мест, в то время как статистика по безработице и инфляции удручающая. И депутаты недавно подняли вопрос того, что  цифры кабмина не отличаются реализмом», - акцентирует Данияр Ашимбаев.

Таким образом, становится понятно: все планы по индустриализации, диверсификации, развитию сельского хозяйства, инфраструктуры на самом деле не выполняются, делает вывод политолог.

«Премьер на днях сообщил, что ввод жилья по квадратным метрам идет в соответствии с планами. При этом сам же констатировал, что люди жалуются на некачественное жилье, отсутствие инженерных сетей, проблемы с долевым строительством, водо- и электроснабжением, незаконным строительством. А про вопросы отсутствия социальной инфраструктуры: детсадов, школ, больниц он вообще промолчал. Из этого сделал вывод: нужно снимать ограничения для застройщиков. Выводы главы правительства из собственных цифр показывают неадекватность стоящим проблемам», - резонно считает автор «Кто есть кто в Казахстане».

Планирование эконом-класса

Точно так же по инфляции: Токаев поручил снизить ее вдвое, при этом идет повышение коммунальных тарифов, цен на ГСМ, регулируемых государством.

«Понятно, что повышение достаточно существенное. А в правительстве сообщают, что повышение даст эффект менее 1%. Хотя мы прекрасно знаем, что скачок будет достаточно большой. У нас по экономической, индустриальной, аграрной, коммунальной, энергетическим сферам можно констатировать полный провал и существенное ухудшение, что доказал последний отопительной сезон», - говорит политолог.

Хотя в стране в части планирования есть уполномоченный орган по стратегическому планированию в лице АСПиР, уполномоченный орган по госпланированию в лице МНЭ, по бюджетному планированию - в лице минфина.

«Однако на выходе планирование у нас не стратегическое, а эконом-класса, где люди не очень понимают, что такое экономика и как она функционирует. Кабмин не пытается выполнить даже оторванные от реальности проекты, которые сам и выдает. И госпланирование в Казахстане перешло в массовое производство доктрин и концепций, которые  не являются документами, обязательными к исполнению. По сути, это декларации о намерениях.

А более-менее конкретные планы регулярно меняются: показатели, отчеты, даты исполнения. Тот же же план повышения доходов населения недавно сдвинули на два года, изменив показатели. При этом отчетности по исполнению нацпроектов мы не видим вообще! В условиях, когда госаппарат не работает или работает в минус, о каких-либо прорывах говорить очень сложно», - подчеркивает Ашимбаев.

Стремиться нужно, выполнять – необязательно

Какими инструментами можно исправить ситуацию? Это сложно сделать, по мнению политолога, поскольку система контроля остается прежней.

«Систему планирования, разработанную два года назад, уже собираются менять – видимо, чтобы отменить цифровые индикаторы. Несколько лет назад говорилось, что будут базовые ключевые индикаторы. А теперь эти индикаторы из ранга обязательных переходят в рабочие. То есть это то, к чему нужно стремиться, но не обязательно выполнять!

 А концепции госуправления, принятые в 2022 и 2021 годах, показывают что государство собирается стимулировать лидерские качества, коммуникативные навыки, но никак не эффективность госаппарата.

Даже деклараций, что они собираются что-либо улучшать, не видим. И становится понятно, что улучшений ожидать не стоит в принципе», - полагает Ашимбаев.

Он задается понятным вопросом: где министры, чьи полномочии существенно увеличили в рамках недавней адмреформы, где акиматы, как осуществляется координация госорганов, какова эффективность госуправления?

«Мы этого не знаем. Фактически наблюдаем коллективную безответственность, полное нежелание что-либо делать и брать ответственность. То есть, повторю, данные ВАП новизной не отличаются и очередной раз показывают, что качество госуправления в стране упало ниже плинтуса,  и все проблемы перетекают из года в год, из отчета в отчет, из рекомендации в рекомендацию. В плане управления экономическими процессами у нас нет ни планирования, ни эффективной реализации, ни жесткого контроля их исполнения. И тем более нет осмысления того, что эти процессы пущены на самотек», - резюмирует политолог.

Напомним, сегодня в мажилисе заслушали отчет ВАП и правительства об исполнении республиканского бюджета за 2022 год. При этом депутаты фракций «Ак жол» и ОСДП раскритиковали Кабмин за подтасовку цифр и показателей.

Реклама
Реклама
Новости партнеров