Как связаны задержания в Бишкеке и дефицит воды в Астане?

Попытка госпереворота или продолжение кампании по удалению из игры мешающих участников?

Назгуль Абжекенова

Спецслужбы Кыргызстана вчера задержали более 30 человек, планировавших госпереворот. Первоначальная информация была крайне скудной, и лишь сегодня ГКНБ сообщил детали.

«ГКНБ КР выявлена и пресечена противоправная деятельность группы лиц, которая вела подпольную подготовку для проведения на территории страны массовых акций протеста и масштабных беспорядков с последующим насильственным захватом власти», - сообщили в пресс-службе госкомитета.

По данным ГКНБ, преступная группа на протяжении года проводила целенаправленную работу по привлечению в свои ряды сторонников и вербовке наиболее недовольных граждан по всей территории страны.

Основным организатором и идейным вдохновителем является гражданская активистка и председатель политической партии «Элдик Кенеш» («Народный совет») Н.Р.С», - сказали в пресс-службе.

«В преступную группу вовлечено более ста человек. Имеется информация, что в ближайшее время ожидалось поступление из зарубежных источников значительных денежных средств для финансирования организационных вопросов и выплаты вознаграждения основным функционерам. Начать активную фазу реализации своих преступных замыслов заговорщики предполагали сразу после возникновения недовольства в обществе по какому-либо происшествию», - отметили в ГКНБ.

Возбуждено уголовное дело, участники группы дали признательные показания. Все задержанные водворены в ИВС.

Кыргызские коллеги из 24.kg уточнили: одной из задержанных является Роза Нурматова, в 2012 году возглавлявшая штаб сторонников Садыра Жапарова и Камчыбека Ташиева. Ранее она работала заведующей социальным отделом правительства.

Теория заговора

Что стоит за очередным задержанием у соседей? И как это может быть связано с нами? «Голос народа» узнал мнение кыргызских и казахстанских политологов.

Кыргызский обозреватель Эмил Джураев отмечает: в так называемых массовых задержаниях удивительно то, что наиболее развернутую реакцию на них мы услышали от Кремля в лице Пескова, нежели от властей Кыргызстана. Пресс-секретарь российского президента заявил, что Москва «внимательно отслеживает эти тревожные новости».

«По самому задержанию – здесь, в Кыргызстане, партия «Элдик Кенеш» неизвестна. Спросите у большинства кыргызстанцев, и они ответят, что не знают такую партию. То, что они или какая-либо другая группа могла планировать, стратегировать госпереворот - избитая и уже несколько подусталая теория заговора. У нас такое не раз происходило.

Сейчас, если реалистично оценивать, в стране нет такого потенциала и возможностей, чтобы в ближайшее время провести такие акции. И среди народа запроса на силовое изменение власти также нет», - отмечает политолог.

И сколь либо значимых политических сил, помимо мало кому знакомых партий, в республике, по его словам, тоже не осталось.

«Вообще ситуация в Кыргызстане со свободой – политической, гражданской, неправительственных организаций, свободой слова не самая хорошая, и тренды не самые хорошие.

Все это происходит на фоне тесного диалога между властями КР и РФ, в немалой степени объясняющего то, что происходит в нашей стране с законопроектами, которые проталкиваются и которые сулят сильное ограничение прав граждан на собрание, свободу слова и так далее; действия властей в части привлечения разных лиц по абсолютно несерьезным вопросам к ответственности», - продолжает собеседник.

Аукается нам

По мнению Джураева, все это является  региональным трендом.

«По крайне мере, трендом, который запускается в России и аукается у нас. Но мы сохраняем надежду и пытаемся достучаться до руководства страны с тем, чтобы все-таки было взаимопонимание и четкое представление, что реально нужно Кыргызстану, а что является больше предложенным, нанизанным, навязанным извне», - акцентирует политолог.

При этом, по его оценке, в данный момент говорить о возможном повторении предыдущих сценариев свержения действующей власти не приходится.

«Среди граждан у президента Жапарова довольно высокий уровень поддержки. И этот уровень поддержки более искренний, более реальный, нежели та дежурная поддержка, которая бывала у предыдущих руководителей страны. Поэтому я бы не сказал, что ожидается что-либо серьезное в части политической стабильности в Кыргызстане в ближайшее время», - считает политолог.

«Другое дело, что республика тесно связана отношениями с нынешней российской властью и становится очень близкой с властью Эрдогана в Турции. В свете меняющихся сил и баланса могут быть разные варианты изменений, но я не вижу, каким образом возможные изменения в разных странах могут повлиять на стабильность внутри Кыргызстана».

Интересно, что, на взгляд Эмиля Джураева, происходящие сейчас в политическом поле страны процессы и события чаще всего имеют внутренние механизмы реализации и причинно-следственные связи.

«И даже если есть попытка участия извне, то, скорее всего, это происходит либо сообща с властями КР, либо не имеет тот потенциал, который способен вывести ход событий вне контроля власти», - говорит политолог.

Продолжение курса

В части дальнейшего развития событий в своей стране и регионе он дал следующие прогнозы.

«В ближайшем будущем, особенно если у РФ ситуация с войной ухудшится, что более чем вероятно, и в свете внешней турецкой политики, Кыргызстан будет оставаться приверженцем регионального сближения, в частности, с Казахстаном и Узбекистаном. Не думаю, что внутрирегиональные отношения могут ухудшиться, как не вижу какие-либо другие процессы дестабилизации и в соседних странах тоже», - считает собеседник.

Что касается внутренней ситуации, то он ожидает продолжения нынешнего курса.

 «В части сокращения свобод, притеснения гражданских свобод и прав. Внутри страны продолжается общественная дискуссия по этому поводу, и мы надеемся, что вредность таких идей и политики станет понятной для самой власти», - говорит Джураев.  

Удаляют игроков с поля

Другой кыргызский политолог Медет Тюлегенов объясняет последние задержания попыткой выбить с политического поля депутата парламента Адахана Мадумарова, против которого сейчас идет процесс о лишении его депутатской неприкосновенности.

«С тем, чтобы обвинить его в том же - в попытке насильственного захвата власти, подготовке переворота и так далее. И недавняя спецоперация тоже на этом строится.

Как мы наблюдаем по задержаниям политических и гражданских активистов, в том числе по  Кемпир-Абадскому делу, в подготовке массовых волнений и госпереворота - с любой натяжкой - можно обвинить кого угодно. И, полагаю, свежее дело будет идти по такой же составляющей, тем более задержанные - не широко публичные люди и, соответственно,  внимания к ним – к сожалению - будет приковано гораздо меньше.

Это продолжение той же кампании, попытка через точечное давление, массовые ареста выбить из политического поля самых активных участников. Попутная цель –запугивание всех остальных, чтобы, находясь в атмосфере страха, они боялись что-либо предпринимать и подавать голос против действующей власти», - считает политолог.  

Зоны влияния

Экс-дипломат, казахстанский политолог Казбек Бейсебаев напоминает, что попытки и реальное свержение властей у соседей уже стали традицией.

 «Акаев, Бакиев, Атамбаев… В силу определенного характера и менталитета кыргызы не любят, когда власть сосредоточена в одних руках. Они более свободолюбивые, и при монополии власти показывают свое недовольство. Это первое.

Второе: Кыргызстан - страна маленькая, и ресурсы у нее ограниченные. Поэтому все проблемы становятся явно ощутимыми, в отличие, например, от нас – в Казахстане все-таки денег побольше, и острые вопросы как-то решаются», - говорит политолог.

Он констатирует: во всех странах региона, как и в мире, жить стало сложнее.

«И в Кыргызстане тоже. У них очень большой долг перед китайцами, не решены проблемы месторождения Кумтор, много социальных проблем.

Вероятность свержения нынешнего главы государства в КР оцениваю как возможную. Теоретически могут «снести» любого. Все зависит от социально- экономической ситуации. Чем хуже народ живет, тем больше претензий будет предъявлять к действующей власти», - отмечает Бейсебаев.

Он также подчеркивает, что Кыргызстан находится в зоне влияния России и Китая, со стороны первой – в зоне политического, военного и экономического, со стороны Поднебесной – в зоне экономического влияния:  

«При этом в стране много НПО, финансируемых западным странами, которые, на мой взгляд, заинтересованы в нестабильности нашего региона.  Я не говорю, что последние или иные события связаны между собой. Но идет большая геополитическая борьба между Западом во главе с США и КНР с РФ».

Вода как причина страновых конфликтов

В прогнозе на ближайший политический сезон политолог выделил проблемы социально-экономического характера, в том числе постоянный рост цен, в Центральной Азии.

«Если произойдет ухудшение положения населения региона, то будет рост недовольства. Одна из проблем - нехватка воды, причем не только, как привыкли, у соседей, - в нашей столице не хватает воды! Между Кыргызстаном и Таджикистаном периодически возникают конфликты из-за воды, целые межгосударственные столкновения! Плюс еще внутри страны (КР) нестабильность.

Так что в странах ЦА, если будут выступления – и, скорее всего, будут, то из-за снижения качества жизни. Народу все тяжелее. Опять же, это касается не всех стран: где-то будет хуже, где-то – нормально. Но исключать волнений нельзя», - считает политолог.

Реклама
Реклама
Новости партнеров