В Алматы доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, уже выросла вдвое
Почему урбанизация - это не всегда благо, и как минимизировать демографический дисбаланс в стране, вызванный оттоком населения из сел в города? Ответы попытались найти участники обсуждения «Демографические вызовы Казахстана: урбанизация» в Астане, передает «Голос народа».
Эксперты Института экономики министерства науки и высшего образования остановились на парадоксах урбанизации. Они назвали три кластера регионов с высоким, средним и низким демографическим потенциалом. К первому относятся 7 регионов: Алматинская, Атырауская, Жамбылская, Кызылординская, Мангистауская, Туркестанская и г. Шымкент. «Середнячки» - Актюбинская и Западно-Казахстанская области, Алматы и Астана.
«6 регионов вызывают наибольшую озабоченность по этому пункту: Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская и Северно-Казахстанская области. И именно эти 6 регионов за 30 лет потеряли население - от 15% до более чем 40%», - акцентировала внимание коллег Фарида Альжанова.
Кызылординская, Павлодарская, ВКО, Костанайская, Карагандинская и СКО за период Независимости потеряли от 10% до 38% городского населения. В 8 регионах за эти 30 лет зафиксировано существенное убытие сельского населения. Это Карагандинскаяа, ЗКО, Актюбинская, Акмолинская, ВКО, Павлодарская, СКО и Костанайская области.
Миграционный прирост за 2000-2021 годы отмечается только в 3 мегаполисах – Алматы, Астана, Шымкент и в Мангистауской области.
«Процесс урбанизации в Казахстане оценивается на разных уровнях: текущий показатель - 59%, после последней переписи (2021 год) – 61% и альтернативная оценка по методологии ООН - 75%. Картина урбанизации за счет административных подходов совершенно разная в городах различных стран», - подчеркнули эксперты Института экономики.
В крупнейших городах страны сосредоточено почти 40% городского населения. Города называют богатством нации, но де-факто в Казахстане это не так, говорят эксперты.
«Несмотря на благоприятный имидж мегаполисов, сегодня они, в частности, Алматы не дает пропорциональной привлеченным ресурсам отдачи. У Алматы самое крупное отрицательное внешнеторговое сальдо в стране. 12 регионов формируют активное внешнеторговое сальдо и 8 – пассив, а самый большой вклад во вторую категорию вносит Алматы.
Чем занят южный мегаполис, который так привлекает людей? 40% ВРП – оптово-розничная торговля. Хотя города – это про постиндустриальную экономику, промышленность, но их доля в Алматы всего 5%», - сообщили представители Института экономики.
Все эти факторы вызывают пространственную поляризацию в регионах.
И если показатели бедности в Астане имеют тенденцию к сокращению, то в Алматы глубина бедности очень сильно возросла, в постпандемийные годы доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, здесь выросла вдвое.
«Вызывает вопросы и структура занятости, например, Шымкент очень вырос, но почти 30% здесь – это самозанятые. То есть качество занятости остается низким», - сказали эксперты.
Подняли они и другой критически важный вопрос – демографическую емкость мегаполисов страны.
«С учетом нормативов, существующих в СНиП, сегодня мы можем расширить по территории Алматы, Астану, Шымкент, но когда берем в расчет природные ресурсы, то это не так. С учетом этих показателей население Шымкента не может превышать 600 тысяч человек, Алматы - 1 млн 600 тыс. человек, Астаны - немногим больше 1 млн человек. То есть природные ресурсы для обеспечения горожан очень ограничены», - подчеркнули сотрудники Института экономики.