Как криоконсервация биоматериала и ЭКО решают проблему бесплодия
С каждым годом в Казахстане все больше женщин предпочитают в молодости строить карьеру, а после 30 или даже 35 – семейное счастье. Но если любви покорны все возрасты, то зачать ребенка естественным путем после наступления климакса физически вряд ли получится. Впрочем, для современной медицины это не проблема, и дамы могут запланировать свою беременность за много лет до часа Х. Корреспондент «Голос народа» посетила одну из алматинских клиник, в которой казахстанкам помогают решить проблему бесплодия и рождения здорового ребенка, узнала в какую сумму обойдется «малыш из пробирки» и каковы шансы встретиться с его биологическим отцом в суде за алименты.
Врач-репрудоктолог Валерия Нехорошева уже много лет занимается программами экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и вспомогательной репродуктивной технологии (ВРТ), в которые входит заморозка или криоконсервация яйцеклеток.
По словам доктора Нехорошевой, женщины и пары обращаются за процедурой заморозки биоматериала по разным причинам. Для некоторых это медицинская необходимость. Бывает такое, что у женщины от природы низкий запас яйцеклеток (ооцитов). Врачи-репродуктологи в таком случае клетки собирают, и копят, чтобы в нужный момент подарить женщине радость материнства.
С каждым годом все чаще в клинику приходят молодые женщины, которые сознательно решили отложить материнство лет до 35 – 40, но понимают, что после 35 лет количество яйцеклеток снижается и необходимо сохранить свой биоматериал, который можно использовать позже.
Одна из таких пациенток – жительница южной столицы Айгерим (имя изменено-прим.ред). Ей 27 лет, но пока она рожать детей не хочет.
«Сейчас я развиваю свой онлайн-магазин, много времени трачу на саморазвитие, обучение и путешествия. У меня нет пары, но в будущем, через пару лет, вне зависимости от того, буду я замужем или нет, будет ли у меня партнер или нет, я планирую рождение ребенка», - рассказывает Айгерим.
Валерия Анатольевна добавила, что у Айгерим с первой же процедуры удалось собрать 15 здоровых яйцеклеток, и это считается большой удачей. Все они были заморожены методом криоконсервации.
Теперь если Айгерим решит родить ребенка в 40-45 лет, ей будут подсажены собственные яйцеклетки, которые были у нее были собраны в 27-летнем возрасте. Как признается Валерия Нехорошева, с каждым годом женщин, которые как Айгерим думают о своей беременности настолько заранее, становится все больше. Ее, как медика, тенденция очень радует.
«Лучше сохранить материал, заморозить яйцеклетки в достаточном количестве и иметь возможность их использовать в любое другое удобное время, чем потом столкнуться с очень низкими резервами, плохого качества клетками и малым количеством яйцеклеток у женщин после 40 лет», – отмечает доктор.
Криоконсервация популярна и у семейных пар, у которых есть дети, но в будущем они хотели бы стать родителями повторно.
Айгерим повезло: ее организм работает как часы, за одну процедуру врачи смогли большое количество ооцитов. Но бывает и так, что яйцеклетки вызревают плохо. Тогда врачи принимают решение о банкинге ооцитов – это программа, в рамках которой репродуктологи собирают по 1 – 2 штуке ежемесячно в течении достаточно длительного времени. Все яйцеклетки замораживают и копят. А потом, когда наберется достаточное для проведения ЭКО-процедуры количество ооцитов, пациентке проводят трансвагинальную пункцию – с помощью специального катетера в полость матки пересаживают оплодотворенную спермой мужа или партнера яйцеклетку. За этой услугой зачастую обращаются семейные пары, которые на протяжении длительного времени по каким-то причинам не могут зачать ребенка.
При нас на эту процедуру в клинику пришла семейная пара Екатерины и Евгения (имена героев изменены – прим. ред). У них за спиной – несколько месяцев лечения, стимуляции овуляции, в ходе которых доктору удалось собрать достаточно яйцеклеток для последующего проведения процедуры трансвагинальной пункции. Саму процедуру проводят в лаборатории ВРТ.
Нам удалось попасть в рабочую зону и снять процесс проведения трансвагинальной пункции.
Перед входом в лабораторию ассистенты врача надели на нас медицинскую робу, перчатки и бахилы.
Сама пункционная оказалась просторным помещением, оснащенным современным медицинским оборудованием.
Доктор Валерия Анатольевна отметила, что процедура безболезненная, занимает мало времени, поэтому проводится без обезболивания.
Во время процедуры на экран монитора выводится полость матки, куда специальным катетером вводят биоматериал – оплодотворенную яйцеклетку.
Спустя считанные минуты процедура завершена.
После этого врач-репродуктолог дает пациентке рекомендации о дальнейшем режиме приема необходимых препаратов.
Екатерина отметила, что пункция прошла без каких-либо болезненных ощущений.
«Вообще ничего не заметила. Супруг очень положительно к отнесся к этому решению, мы приняли его вместе. Я считаю, что мы приняли правильное решение. Мы очень рады, что обратились к специалистам вовремя», - отметила Екатерина.
В отделении есть комната отдыха, где пациент может отдохнуть до или после процедур.
Мужчины проходят наблюдение и необходимое лечение в отделении андрологии.
Некоторые из них обращаются в клиники, чтобы стать донором спермы. Однако вопреки расхожему мнению стать донором биоматериала может не только мужчина, но женщина.
Современная медицина позволяет использовать не только сперму донора, но и донорские яйцеклетки. В этом случае женщины с низким качеством своих яйцеклеток или с их полным отсутствием приобретает биоматериал другой женщины. Яйцеклетки могут быть оплодотворены спермой ее мужа, партнера или также донора. Женщина вынашивает генетически чужого ребенка, как при суррогатном материнстве. Но по закону это будет ее ребенок. Закон защищает как донора, так и пациента. С донором и пациентом заключается договор, в котором указано, что покупатель биоматериала не может предъявлять никаких финансовых, алиментных и других претензий донору. И наоборот.
«Женщина имеет возможность, посмотреть детское фото донора как спермы, так и донора яйцеклеток. Это делается для того, чтобы женщина примерно понимала, на кого может быть похож ее ребенок. Договор, подписываемый донором и пациентом, строго регламентирует, что донор не несет никаких обязательств, наследственных, алиментных, денежных перед детьми, которые рождены от его биоматериала. Закон защищает доноров. К донорству яйцеклеток мы прибегаем при полном отсутствии качественных, жизнеспособных яйцеклеток у пациентки», – объяснила врач-репродуктолог.
Зачастую у пациентов складывается ложное мнение, что ЭКО, криоконсервация биоматериала - волшебный метод, к которому можно обратиться и в 45 и в 48 лет – доктора сотворят чудеса и женщина родит генетически своего ребенка.
« Медицина имеет огромный потенциал решения проблем бесплодия, ЭКО, ВРТ, но она не всесильна. Мы не можем повернуть время вспять, вернуть резерв яичников, возобновить их работу, вывести женщину из климакса. Время бесценно, его невозможно купить, вернуть и оплатить. Для программы ЭКО вы можете найти средства и получить в итоге ребенка. У женщин, которые подходят к завершению резерва яичников, еще есть возможность получить клетки. Но когда наступает климакс и резерв яйцеклеток исчерпан, какие бы деньги не заплатили, вернуть их уже невозможно. Зачастую многие казахстанские женщины обращаются слишком поздно из-за обычного незнания вопроса или личных сомнений. Им мы можем предложить только донорские ооциты. При этом, за процедурой ЭКО к нам едут со всего мира», – подчеркивает врач-репродуктолог.
Валерия Нехорошева рассказала, что в Казахстане очень развита система ВРТ и появилось целое направление медицинского туризма в Казахстан – люди едут за родительством.
«В Казахстане на самом деле очень хорошие специалисты, качество оказания медпомощи очень высокое, это действительно так. По нашим отчетам мы видим, что по квотам за прошлый год было 57% наступления беременности. То есть, больше половины женщин, которые обратились к нам по программе ОСМС, забеременели. По миру этот процент ниже – около 35-30 процентов», – приводит данные врач-репродуктолог.
Кроме того, репродуктология в Казахстане гораздо дешевле, чем в других странах.
«У нас высокий уровень оказания услуг и при этом они стоят значительно дешевле. Огромное количество пациентов приезжает из дальнего зарубежья – Европы, США, Канады. У нас программа ЭКО стоит от $1 тыс. + стоимость анализов, лекарств, доппроцедур. Итого примерно порядка 3 тыс. долларов, это 1,5 млн тенге. В Европе, США, эти программы стоят порядка $18 тыс», – приводит расценки доктор Нехорошева.
В Казахстан обращаются жители всех ближайших стран. Очень много пациентов из Центральной Азии: Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, и России, хотя в РФ также очень развита система ВРТ.
Казахстанские пары проходят программы ЭКО за счет государства, в рамках госквот. Государство отплачивает полностью всю программу, в том числе все анализы, препараты и процедуры. Но при получении государственной квоты много нюансов, поэтому многие предпочитают становиться родителями за свой счет.
«Цены для иностранцев и наших граждан разные, но они не сильно отличаются. Нет двойного, тройного тарифа. Для казахстанцев действует программа «Ана мен бала», запущенная президентом, по которой мы работаем второй год. Если ранее выделялось порядка 1000 квот по ОСМС на всю страну, то с 2021 года в год выделяется 7 тыс квот. Государство оплачивает всю программу ЭКО, но эта услуга оказывается только парам. Если нет пары, только на платной основе. Государство также не оплачивает дополнительные услуги. К примеру, заморозку яйцеклеток. Но эта процедура в среднем стоит 100-150 тыс. Приказ минздрава не ограничивает возраст, но запрещено использование донорского биоматериала. Мы можем его использовать, только в том случае, если в процессе ЭКО не удалось получить достаточное количество сперматозоидов или яйцеклеток. Но это с согласия пары», - сообщила врач-репродуктолог.
Один полный цикл криоконсервации биоматериала будет стоить около 700 тыс. тенге.
«Если мы берем один цикл криоконсервации, то есть делаем стимуляцию яйцеклеток, даем препараты, пункция, заморозка яйцеклеток все вместе, весь цикл будет стоить порядка 700 – 800 тыс тенге», - отметила доктор Валерия Нехорошева.
В заключении нашей беседы, доктор Валерия Нехорошева развенчала распространенные мифы о процедуре ЭКО и криоконсервации.
Миф 1. Дети, рожденные от донора спермы/яйцеклетки и с помощью процедуры ЭКО имеют слабое здоровье.
- Такие дети ничем не отличаются от других. Женщина в этом случае берет донорскую сперму, чтобы вне партнерства, вне брака родить ребенка. Доктор выбирает самый качественный, жизнеспособный биоматериал. Поэтому никаких генетических изменений у ребенка не будет.
Миф 2. При суррогатном материнстве, гены суррогатной матери передаются ребенку.
- Генетика суррогатной матери никак не влияет на ребенка, влияет ее образ жизни и состояние здоровья во время беременности.
Миф 3. Дети, рожденные с помощью ЭКО бесплодны.
- Причин бесплодия очень много. Если это что-то генетическое, в каком-то проценте ребенок может наследовать проблему. Но если раньше на таких людях род останавливался, сейчас медицина может помочь. В то же время нельзя забывать, что фактор бесплодия детей очень сильно зависит от того, какая женщина и как вынашивала этого ребенка. Женщина должна быть готова к прохождению программы ЭКО, вынашиванию ребенка, родам. То есть она должна быть здорова и физически, и психически. Больная женщина не родит здорового ребенка. А ресурс здоровья наших женщин, к сожалению, низкий.
Миф 4. Оральные контрацептивы сохраняют резерв яичников.
- Увы, но нет.
Миф 5. Низкая температура и криозаморозка отрицательно влияет на здоровье будущего ребенка.
- Нет, не влияет. В клетке содержится большое количество воды. Раньше при обычной заморозке был риск, что внутри образуются острые кристаллы льда, которые повреждали мембрану яйцеклетки, и при разморозке эмбрион погибал. Это была медленная заморозка. С 2000-х годов, когда изобрели шоковую заморозку, эта проблема исчезла. Шоковая заморозка позволяет жидкую часть превратить в желеобразное состояние, кристаллов льда образуется не более 2%. Но все равно, чем больше яйцеклеток удалось собрать – тем лучше.
Миф 6. В бесплодии виноваты только женщины.
- Сейчас статистика разделилась ровно 50/50. Причем, нередко потенциал у молодых мужчин 25-35 лет, несколько ниже, чем у мужчин 40 -45 лет. во многом мужское бесплодие обусловлено условиями жизни, питания, экологической обстановки, вредных привычек, сексуального здоровья и сексуальной культуры поведения.