Законодательство относит рассылку рождественских и прочих открыток с религиозной тематикой к распространению материалов религиозного содержания
А значит, вся страна у нас правонарушитель - любого можно брать и штрафовать, передает «Голос народа».
Меньше права, больше политикиО перекосах в законодательной части, касающейся религиозных вопросов, построении диалога между обществом, государством и религиозными объединениями говорили в Астане на презентации проекта Internews в Казахстане «Поддержка освещения и продвижения свободы вероисповедания».
Как отметила руководитель проекта Зарина Ахматова, казахстанские СМИ, освещающие религиозные темы, каждый раз находятся в зоне риска.
«Сами журналисты говорят: «Когда пишем материал по религиозной тематике, никогда не знаешь, по какой статье тебя могут привлечь», - рассказала Ахматова.
Профессор, директор НИИ публичного права Каспийского университета Роман Подопригора признал – религиозная тема нелюбима не только журналистами, но и юристами.
«Причины – здесь часто меньше права и больше политики. Религиозная тема у нас всегда была табуирована. И каким бы я ни был замечательным юристом, если у госоргана нет желания регистрировать религиозное объединение, то собери хоть лучшие юридические фирмы, это все равно не получится», - сказал доктор юридических наук.
В контексте недавних футбольных страстей Подопригора вспомнил, как часто на поле футболисты с разных континентов обращаются к Всевышнему.
«У нас же было дело – боксер после удачного поединка помолился на ринге, и его привлекли к административной ответственности», - рассказывает Роман Подопригора.
Да что там спортсмены, нарушают нормы законодательства все. Как отмечает юрист, даже Папу Римского, который осенью приезжал в Астану, если бы кто захотел, можно было бы привлечь к ответственности.
Не удивляться надо, а менять законы«Это не говорит о том, что Папу надо привлекать. Это говорит о том, что у нас много норм, которые утратили свое значение и где-то даже абсурдны», - акцентировал профессор.
Он привел пример, когда на католическое и православное Рождество, исламские праздники казахстанцы активно рассылают по чатам поздравления с открытками.
«Вся страна, по большому счету, у нас правонарушитель - любого можно брать и привлекать к ответственности за распространение информационных материалов религиозного содержания», - констатировал юрист.
Уточним, речь идет о статье 490 Кодекса об административных правонарушениях – «Нарушение законодательства о религиозной деятельности и религиозных объединениях», пункта 3, говорящего о нарушении требований к распространению религиозной литературы и иных материалов религиозного назначения. Штраф – на физлиц 50 МРП, юрлиц – 200 МРП.
Именно по этой статье летом привлекли журналистку в Петропавловске, которая взяла интервью у имама накануне Курбан айта. Ей назначили штраф, потом отменили решение в апелляционной инстанции, но не по реабилитирующим основаниям, а «в связи с малозначительностью совершенного правонарушения».
«На самом деле любое выступление в СМИ священнослужителей криминализировано. И здесь не нужно удивляться - необходимо что-то делать с этими нормами», - заметил Роман Подопригора.
Пора менять подходы и к проведению религиоведческой экспертизы.
Сначала - предупреждение«Сегодня она применяется где надо и где не надо. Мы заваливаем госорганы ненужной работой, тратя время, бюджетные деньги. Кроме того, представители религиозных объединений говорят, что в Казахстане по некоторым вероучениям нет людей, которые смогут религиозные тексты прочитать. О какой экспертизе может идти речь?», - возмущается профессор.
«Голос народа» спросил у председателя Комитета по делам религий Ержана Нукежанова, собирается ли их ведомство отменять религиоведческую экспертизу, которая в нашей стране стала инструментом борьбы с неугодными.
«В данный момент, я считаю, она должна быть. Пока ее отменять рано. Формат, может, где-то поменять внутри, но сохранить. В любом случае решение принимает суд - мы никак не влияем, тем более религиоведческая экспертиза носит рекомендательный характер», - ответил чиновник.
И добавил, что сейчас ведомство с минюстом отрабатывает изменения статьи 490 КоАП, чтобы сначала выносить виновному предупреждение, а не сразу штрафовать.
«Не всегда человек знает о том, что нарушает закон. Также предлагаем снизить уровень штрафов на 50%», - отмечает Ержан Нукежанов.
Комитет по делам религий также находит разумным отказаться от религиоведческой экспертизы по книгам, которые не меняются веками – Коран, например. Или же религиозные атрибуты – какой смысл анализировать нательные крестики или полумесяцы?
Также он затронул права неверующих и взаимоотношений между атеистами и верующими.
Если нужна экспертиза, значит, ничего нет«Не все понимают светскость. В других аудиториях она понимается как ущемление прав верующих. Нам важно строить диалог. В то же время нам пишут письма в связи с январскими и более ранними событиями, что, наоборот, надо ужесточать определенные моменты, связанные с экстремизмом. Думаю, мы придем к консенсусу», - сказал глава Комитета по делам религий.
Эксперт Международного фонда защиты свободы слова «Әдiл сөз» Галия Аженова парировала чиновнику тем, что в ситуации, когда людей пытаются осудить и осуждают, религиоведческая экспертиза, на взгляд специалистов, не нужна, поскольку не решает главного вопроса - что в содержании. Это решают лингвисты.
«Хотим мы того или нет, но мы ориентируемся на российских специалистов. В РФ законодательно проводится лингвистическая экспертиза и иногда, в сложных кейсах, - комплексная психолого-филологическая. Ни религиовед, ни политолог к этой ситуации не имеют никакого отношения (в РК проводятся судебно-экспертные религиоведческо-политологическое исследование объектов религиозного характера – Прим. авт.), особенно с учетом того, что люди не столько свое собственное мнение выражают, а ссылаются на высказывания шейхов, исторические толкования», - подчеркнула Аженова.
Директор Ассоциации религиозных объединений Казахстана Александр Клюшев отмечает, что в части религиоведения в стране происходит немало конфузов.
«Если я на салфетке напишу свои мысли с религиозным текстом и передам соседу, этот акт по закону является нарушением, как бы абсурдно это ни выглядело. Женщина в Казахстане купила изображение матери и ребенка, обшила бисером, продала через ОЛХ, ее привлекли за распространение материалов религиозного содержания. Вопрос к экспертам: кто определил, что это Дева Мария и Иисус Христос, есть ли достоверные источники информации, говорящие о точности изображения данных исторических личностей?» - задался резонными вопросами Клюшев.
При этом, по мнению Клюшева, ситуация с религиоведческой экспертизой медленно, но верно меняется в лучшую сторону.
«Раньше за каждую салфетку могли привлечь, сейчас благодаря Комитету и правоохранителям практика стала немного иной. Хот она и непростая. Думаю, мы найдем точку соприкосновения, которая устроит и руководителей религиозных объединений, и госорганы», - подытожил Александр Клюшев.