поиск
×
Аналитика

5 лет без права переезда – разработчиков госпрограмм по развитию села предлагают отправлять в глушь

Здесь они в полной мере ощутят на себе все особенности жизни в казахстанской глубинке

Назгуль Абжекенова
13 апреля 2023 года в 16:25

5 лет без права переезда – разработчиков госпрограмм по развитию села предлагают отправлять в глушь
Коллаж: Голос народа

В Казахстане в очередной раз собираются вдохнуть новую жизнь в села. Правительство на этой неделе утвердило Концепцию развития сельских территорий на 2023-2027 годы. О стоимости программы пока не сообщалось, но многие пункты свежевыпущеного документа напоминают предыдущие аналогичного. Аналитик «Голос народа» вместе с экспертами изучил документ и узнал, что помешает на этот раз воплотить высокую цель - возрождение села.

Фантазеры и разочарованные

Экономист, руководитель НКО «Desht» Куаныш Жаиков ставит под сомнение необходимость создания такой концепции.

«Речь не о поддержке сел, а о документе. У нас уже есть множество документов, посвященных и отраслям экономики, и социальным вопросам: АПК, образование, здравоохранение и прочее. Есть нацпроект по территориальному развитию. Есть множество поручений президента и премьера, которые на контроле.

Для чего создавать Концепцию, в которой все это еще раз написать - непонятно. Ведь теперь придется и ее «исполнять», а это - дублирование поручений», –  отмечает Жаиков.

Он напоминает про закон Паркинсона: когда организация переваливает за тысячу сотрудников, она сама для себя начинает создавать работу. С госаппаратом - так же.

«Причем я уверен, что поручение президента о создании концепции родилось снизу, руками самих исполнителей.

Так что это сбор благопожеланий и общих фантазий о том, как заживет село. На это не будет ни денег, ни аппарата для реализации, как с предыдущими госпрограммами. Хуже всего, что снова раздули ожидания у населения - завтра будет разочарование», - говорит экономист.

Не знаешь, что делать, - пиши очередной документ

По новой Концепции развития сельских территорий выбрано 3,5 тысячи сел с высоким потенциалом развития, где проживает 90% сельчан.

«Что делать остальным селам, которые не выбраны в качестве приоритетных? Там проживает 10% от сельчан или 4% населения, размазанного по нашей необъятной родине. Будут возмущения, но серьезных проблем для власти они не создадут.

Те, что помоложе, будут переезжать. Старики останутся. Это тренд, который происходил десятилетиями, концепция это не ускорит и не остановит», - считает собеседник.

По его мнению, проблема в том, что и для «сел с высоким потенциалом развития» денег не хватит. Начнется поиск «приоритетов в приоритетах».

«А вот это создаст конфликты в стиле «почему им, а не нам». По Концепции обещают строительство школ, медицинских и спортивных объектов, воду, электроэнергию, дороги, культуру. Что мешало все это развивать до сегодняшнего дня? - Все то же самое. Есть факторы объективные, из-за которых мы не сможем всем помочь на 100%. Слишком дорого прокладывать инфраструктуру.

Есть субъективные - деградация госаппарата, коррупция, кумовство и многое другое. Поэтому вопрос не в том, что не было концепции, которая теперь всех спасет. Не знаешь, что делать, - пиши очередной документ», - продолжает экономист.

Фото автора, Жанибека Кенжебаева и из открытых источников

У правительства биполярка?

Также власти прицелились на развитие приграничных сельских населенных пунктов, чтобы снизить оттуда отток населения, и даже обещают надбавки к зарплате жителям таких пунктов.

«Ранее я уже комментировал, что это вопрос не экономический, а нацбезопасности. Но его нельзя решать операцией «Живой щит». Интереснее всего, что в одних госдокументах мы за урбанизацию и концентрацию, а в других - за распыление населения вдоль границ. Биполярное мышление», - подчеркивает руководитель НКО «Desht».

«Надбавки к зарплате мало что решат. Когда-нибудь деньги закончатся, а к надбавкам привыкнут. Это искусственная история, мина, которая закладывается сейчас. Потом все равно уедут, либо будут митинговать. Но это расхлебывать другому правительству».

Механизм реализации этих пунктов также непонятен, констатирует экономист.

«Например, в образовании. С одной стороны, у нас много детей в городах и областях юга и запада - хотели надбавки, чтобы отправить туда. Теперь есть безлюдные приграничные зоны, где мало детей - туда мы тоже сделаем надбавку, чтобы учителя не уезжали», - говорит Жаиков.

Озаботились в правительстве – уже не в первый раз – и продуктивной занятостью сельчан. Намерены повысить доходы селян через развитие агропромышленного производства, предпринимательство, сельхозкооперацию.

«Продуктивная занятость - это вообще не фокус этой концепции. Во-первых, я уже упоминал, у нас есть документы, посвященные АПК, добыче и остальному. Во-вторых, у каждого сельского района своя уникальная история. Даже выращивание зерновых и бахчевых в рамках сельхозки - это разные факторы и разные инвестиции.

В-третьих, бюджет-то один. Поэтому импортозамещающие проекты будут конкурировать с теми же социальными объектами в тех же селах. Еще раз - денег на все не хватит», - делает выводы экономист.

Вообще такие документы - это объект для изучения, считает он. В них намешаны страхи перед общественным запросом, фантазии новых ГосПланщиков, все связанные поручения от начальников, экономическое лобби и бюджетные деньги на реализацию личных амбиций. Ну и немного коррупции по дороге.

«Одни слова для кухонь, другие - для улиц», - резюмирует Куаныш Жаиков.

А сельчан спросить забыли

Социолог, президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова отмечает: Концепция вобрала в себя широкий круг тем, среди которых некоторые вызывают сомнения в целесообразности их включения. 

«Последнее время меня раздражает, что регулярно в программах развития села поднимают вопрос развития предпринимательства. Всем уже понятно, что заниматься предпринимательством может только очень маленькое количество людей, поскольку здесь в одной точке должно сойтись множество факторов, начиная с психологических и деловых качеств и заканчивая наличием денег, залога и многих других вещей, связанных с трудовыми ресурсами», - делится с нами социолог.

Недавно она участвовала в ТВ-программе, где ведущий задал вопрос: «Что нужно селу, кроме учителей и врачей».

«На что я возмущенно ответила: почему мы считаем, что у жителей сельской местности другие - приниженные - потребности по сравнению с горожанами?!.. И данный подход продолжает присутствовать в госпрограммах. Получается село - объект без субъектности, без собственного начала, инициации. Из-за этого все программы и проваливаются», - считает собеседница.

Сейчас, напоминает социолог, продолжается масштабная реформа госуправления, повышены требования к профильным специалистам.

«Селу нужны кадры, которые в состоянии руководить вверенной сферой на том же уровне, что и городские специалисты, и даже более высокого уровня, потому что в условиях села сложнее управлять: денег меньше, надо экономить.

Сельским акимам в рамках реформы местного самоуправления передают  большие бюджеты. Избранный аким может быть активным хорошим человеком, но не умеющим управлять деньгами. И получается, что он  неэффективно (хотя и не нарочно) расходует средства из бюджета, нарушает финансовую дисциплину или недополучает финансирование», - описывает положение дел Илеуова.

Она рассказывает, как сельские жители жалуются на отсутствие бытовых услуг - замок вшить, обувь отремонтировать, платье пошить.

«Поэтому, кроме важных специальностей – селекционеров, зоотехников, ветеринаров, которых в сельской местности не хватает, нужны и такие рабочие руки.

А еще я негативно оцениваю такой подход: раздадим субсидии, и все заиграет. Этот некачественный момент в базе философии госпрограмм, которые принимаются в отношении села многие годы», - считает Гульмира Илеуова.  

«Поэтому очередная Концепция вызывает скепсис, потому что в ней нет механизмов вовлечения самих сельчан в реализацию этих госпрограмм. А когда программа остается на дальних подступах где-то на периферии, и простой человек не знает, как этим воспользоваться, то можно сразу предполагать ее провал».

«Построим, откроем, модернизируем»

Также социолог отмечает отсутствие показателей эффективности программ по развитию села, новой Концепции в том числе.

«Президент дал поручение построить 600 ФАПов. Хорошо, они появятся, но есть люди, которые будут предоставлять помощь, будет ли налажена система информационного обмена между медучреждениями, дистанционное лечение? Эти вещи в документах отсутствуют. Зато пишут: построить, открыть, модернизировать без дальнейшего плана», - акцентирует социолог.

В качестве примера она приводит такое важное для развития села направление, как туризм.

«В сельских населенных пунктах находится много курортных зон. Но отсутствие специалистов из числа сельских жителей как раз не дает возможности туризму развиваться. Потому что сельчане рассматривают туризм как неизвестную для себя отрасль и где-то даже брезгуют, не хотят прислуживать. Так что даже психологию поменять в этом вопросе будет трудно.

В целом необходимо решить массу задач для развития села, и только после комплексного представления о том, что действительно нужно селу и как это воплотить, что-то может получиться. А Концепция - скорее всего, очередной распил денег.

Я понимаю, что недоверие - это плохо, но, не видя индикаторов, по которым мы могли бы оценить хотя бы промежуточные этапы госпрограмм, понять, в правильном ли направлении мы движемся, нужна ли корректировка, дополнительное межведомственное взаимодействие, пребывать в ином состоянии невозможно», - говорит глава «Стратегии».

В долгах как в шелках

Гульмира Илеуова рассказывает: однажды на интервью она озвучила городской стереотип о том, что у сельчан хорошие накопления – деньги ведь им якобы некуда тратить.  

«После этого интервью на меня вышел мужчина из аула и спросил, известно ли мне, сколько стоят лекарства на селе. «К нам ничего не привозят, а если и привозят, то по очень завышенным ценам». ФАПов нет – люди занимаются самолечением. Много расходов на сельхозтехнику и прочие нужды. После разговора я взяла свои слова обратно.

А на днях я писала статью по сберегательным практикам казахстанцев в городе и селе в этом году в сравнении с 2009-м. Сельское население вообще не ведет накоплений, и на вопрос, что они сделают, если у них появятся лишние 2 тысячи долларов, большинство сельчан ответило - отдадут долги.

Их финансовая модель – погашение займов, а это всегда стрессовая ситуация, ориентированная на усеченное потребление. Эта история потом продолжается и в городе, куда многие селяне переезжают в поисках лучшей жизни.

Потребности и ценности, сформированные в условиях дефицита, влияют на предпочтения новоявленных горожан, на их культуру и другие аспекты. Все эти вещи тесно связаны», - отмечает социолог, добавляя, что ни разу власти не привлекали ее команду для оценки предыдущих госпрограмм по развитию села.

Порочный круг

35-летний фермер, работающий пятый год в Амангельдинском районе Костанайской области, Жанибек Кенжебаев, говорит: ничего нового Концепция развития сельских территорий не содержит.

«Это очередная бесплодная попытка поднять село без привлечения крупного бизнеса. На мой взгляд, село способен поднять только крупный бизнес, который начнет инвестировать в села, создавать производства, осваивать земли сельхозназначения, открывать фермы и так далее», - говорит собеседник.

Для решения проблем села нужны системные подходы, преемственность госпрограмм, уверен он.

«Если озвучили программу, надо ее придерживаться до конца, при необходимости – корректировать. Стратегпланы развития городов и сел, отраслей меняются в связи с внешними и внутренними факторами, но в основе своей они должны быть постоянными. И каждый руководитель госоргана, ответственный за разработку и реализацию таких программ, должен придерживаться принципа преемственности.

У нас же программу примут, накидают пресс-релизы в СМИ, проходит время - программа начинает глохнуть, про нее забывают, год-два-три она пылится на полке, потом приходит новый руководитель и говорит: будем разрабатывать новую. И этот порочный замкнутый круг не прекращается», - с сожалением отмечает Жанибек.

Командировать в аул

Чтобы документы работали в полной мере, а не оставались исполненными только на бумаге, он предлагает отправлять разработчиков госпрограмм на 5 лет в сельскую глушь

«Офисы разработчиков госпрограмм нужно с Левого берега столицы перенести в села, глушь, депрессивные регионы, которые являются ярким примером того, что их нужно спасать. Пусть белые воротнички поживут в частных домах, отапливаемых углем, ходят на улицу в туалет в 30-градусный мороз, моются в бане 1 раз в неделю, потому что горячей воды нет.

Пусть поживут пять лет и в течение этого времени разрабатывают программы. Именно в таких условиях они начнут понимать, как живут сельчане, имеющие просрочки по кредитам и заблокированные счета, покупающие продукты как минимум на 30% дороже, чем в областном центре, не имеющие доступа к основным благам – качественной воде, медицине, образованию, дороге, досугу.

 Только так появится рабочая программа, а не очередной проект с левобережья. Я сам работал на госслужбе и в квазигоссекторе, мы сидели в кабинетах, фантазировали за других и разрабатывали нерабочие программы», - признается Жанибек Кенжебаев.

 

Новости партнеров

Вам будет интересно