Станет ли согым в Казахстане альтернативой доллару?

Финансисты рассказали, стоит ли вкладываться в малкойн

Назгуль Абжекенова

Казахи всегда знали, что самая твердая «валюта» во все времена – это качественное мясо. Фермер Жанибек Кенжебаев решил эти знания «подружить» с новыми технологиями и занялся разработкой малкойна – некоего синтеза криптоинвестиций и животноводства. Насколько идея жизнеспособна? И почему инвестор в малкойны может прогореть? Об этом «Голос народа» побеседовал с финансистами.

Кэшбек в виде согыма

Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов идею внедрения малкойна поддерживает.

«Это такой актив: покупаете жеребенка и с ростом животного получаете cash out на согыме. Риски, конечно, есть: джут, засуха, волки, болезни, а в целом идея отличная. Есть STO-токены под залог конкретного физического актива, а любой скот - это биологический актив, и он растет, с инвестициями и без. Другими словами, это почти фьючерсная продажа, не форвардные продажи», - считает Расул.

Возникает вопрос стоимости 1 малкойна. По примерным подсчетам эксперта, он может стоить от 150 тысяч тенге.

«В эту сумму войдет покупка жеребенка, содержание, уход и так далее. На зарплату пяти чабанам, а одного для выпаса, понятно, недостаточно, за год уйдет миллион тенге в месяц (при ежемесячной зарплате в 200 тысяч тенге). Итого затраты на двухлетнюю лошадь только по этому пункту составят 24 миллиона тенге. Плюс расходы на выращивание корма, витамины, прививки», - размышляет Рысмамбетов.

Поле для роста

Сама идея введения малкойна позволит стандартизовать процедуры типа содержания, кормления и т.д., полагает он.

«Условно, вы купили жеребенка за 50 тысяч тенге, чтобы дорастить его до лошади/согыма стоимостью 1,5-2 тысячи долларов, необходима стандартизированная процедура. Когда ты продаешь 1 тысячу лошадей, то уже все стандартизируешь. У тебя получается настоящая индустрия. К слову, большая часть скота у нас находится в ЛПХ, а там стандарты не применяют – как бог на душу положит, так и выращивают, ту же морковку дают лошадям, а потом казы получается серый некрасивый», - говорит собеседник.

Он сравнивает малкойн с историей известной американской сети фастфуда, которая ввела стандарты и позволила другим участникам рынка перенять этот опыт и понимать, сколько затрат предстоит нести.

«Думаю, со временем малкойн сможет выйти на уровень франшизы. В любом случае такие инновации - это всегда хорошо. У нас часто сельхозка страдает, именно потому что не прописаны процедуры. У меня знакомый фермер-айтишник уехал на море и забыл о поливе урожая на 2 тыс гектарах, работники тоже забыли. Возможно, первый блин может оказаться комом, но потом дело пойдет, думаю, и бизнес-процессы стандартизуют: сколько давать корма лошадям и делать другие процедуры, чтобы малкойн рос в цене», - прогнозирует финансовый аналитик и добавляет, что и сам бы вложился в новую «лошадиную» валюту.

Долговой актив с рисками

Преподаватель по финансовой грамотности Оркен Динасилов настроен более скептически.

«У нас молодежь креативная, но зачем называть деньгами, валютой долговой актив фермера? Я далек от мысли, что кто-то пытается кого-то обмануть, но вижу манипуляцию названиями.

На мой взгляд, придумать что-то новое почти невозможно. И насколько будет работать долговой актив в лошадях и баранах? Если бы животноводство было безопасным вложением денег, все бы занимались им и богатели. Но здесь постоянные риски, как, например, засуха несколько лет назад в Казахстане, вследствие которой погибло много скота. Как и чем будет отвечать фермер перед криптовкладчиками, - имуществом? А если его нет? Много вопросов», - говорит Оркен.

При этом, подчеркивает он, в отличие от других криптовалют, в малкойн заложена внутренняя стоимость активов в виде барана, лошади и т.п.

«По академическому определению актив должен генерировать прибыль за счет пользы, которую приносит обществу. Скот приносит ту самую пользу, имея внутреннюю ценность. Как способ финансирования бизнеса фермеров малкойн, наверное, хорошо. Но при введении малкойна нет диверсификации рисков. Вы можете у 50 фермеров купить лошадей, а если завтра джут, и все разом пострадают? И - соответственно - с вашими деньгами будут проблемы», - говорит собеседник.

Казахи инвестируют в скот и без малкойна

Не видит перспектив у малкойна и финансовый аналитик Андрей Чеботарёв.

«Это хайповая тема, которой пару лет назад заморачивались США, Европа. Сегодня мы проходим криптозиму, когда ценность криптовалют падает, более-менее растет только пятерка самых высших, а более 60% криптовалют за полгода потеряли 100% стоимости, потому что кризис, сокращаются инвестиции», - говорит Андрей.

«Если малкойн поможет фермерам больше продавать молока и мяса, это хорошо, но, на мой взгляд, это маркетинговый ход для увеличения стоимости продукции. Токенизированное мясо, возможно, будет стоить гораздо дороже обычного, ведь на скот, который его дал, будет выпущен целый токен».

Собеседник напоминает, что крупнейшая строительная компания страны пыталась продавать квартиры за биткоины.

«Это тоже была маркетинговая фишка, но зато они рекламу запустили,  в мировые СМИ попали. У нас уже запущен стейблкоин (общее название криптовалют) на тенге, выпущено несколько миллионов монет, и практически любой казахстанец может их выкупить. Если бы ребята занялись блокчейн-оценкой каждой коровы, чтобы у каждой буренки был свой токен, и при продаже можно было посмотреть путь каждого животного от рождения до скотобойни: сколько ходило, как питалось, это было бы интересно с точки зрения фермерства. Но без заигрывания с криптовалютой», - считает Чеботарёв.

И сейчас, по его мнению, ничего не мешает пойти договориться с фермером без токенов.

«Если я хочу вырастить под себя животное, я приеду к фермеру и сделаю заказ. Каждую зиму покупаю согым, смотрю на стадо и выбираю байтал, тай и других. Большинство поступают ровно так же. То есть все инструменты есть, а малкойн - это создание лишних сущностей», - полагает аналитик.

Напомним, «Голос народа» писал о том, что казахстанский фермер решил разработать малкойн.

На специальной платформе разместятся тысячи фермерских хозяйств. Инвестор сможет купить на этой платформе права на скот. И его вложения будут расти вместе с животным. А фермеры смогут на эти инвестиции увеличивать свое стадо и расширять производство.

Реклама
Реклама
Новости партнеров