Поднебесная задумалась о переустройстве всей архитектуры международных отношений
И Казахстану нужно встраиваться в инициативы Поднебесной с учетом своих интересов. Об этом в разговоре с аналитиком «Голоса народа» заявил китаевед Антон Бугаенко. Сейчас казахстанский эксперт находится в Шанхае, где как раз работает над докторской диссертацией по данной теме.
По итогам визита президента Токаева в КНР мы спросили Антона и его коллег о том, что же все-таки нужно нашему крупнейшему соседу от нас.
«Во-первых, Китай заинтересован в стабильности в регионе, и это не пустые слова, а то, что нужно на его западных границах, особенно в свете нарастающей конфронтации с США.
Америка исходит из стратегии сдерживания Китая, а для этого лучше всего походят сопредельные страны. Соответственно разыгрывать антикитайскую карту в Центральной Азии США было бы выгодно. Я не знаю, насколько это может произойти, но в КНР такое беспокойство есть», - сказал эксперт.
В свете конфронтации с Западом Поднебесная заинтересована в создании пояса дружественных стран, в которых она сможет реализовывать свои инвестпроекты, продолжил собеседник.
«У КНР накопилось достаточно ресурсов, чтобы продолжать инвестировать, но уже на новом уровне - более масштабно. И для сохранения собственного развития, поскольку этот поток уже переливается за границы Китая, нужно вкладывать инвестиции, иначе страна захлебнется.
То ест КНР необходимо загружать собственные предприятия производством, компании – контрактами. И для этого ему нужны Казахстан и Центральная Азия как часть большого пояса стабильности», - отметил Бугаенко.
Не нервы трепать, а углублять партнерствоИз этого исходит другое большое следствие - Китай задумался о переустройстве всей архитектуры международных отношений.
«В Поднебесной все больше думают о глобальном управлении и как администрировать этот мир. Раньше Китай использовал систему мирового порядка, созданного США и основанного на либеральной идеологии. Сейчас, Америка разрушает созданный ею же мировой порядок, потому что КНР от него больше профита имеет», - констатирует китаевед.
«Сам Китай, оставаясь реалистом, точнее, неореалистом в своей внешней политике, продолжает смотреть на то, что базис, на котором он рос, рушится. Сначала Поднебесная пыталась поддерживать этот миропорядок, сохранять его. В предпандемийные годы и в начале пандемии в КНР говорили, что нужно сохранять порядок, и вообще все инициативы были в духе либерализма: открытые границы, открытая торговля и открытые инвестиции. Но после был запущен процесс разрушения».
Тогда-то КНР стала задумываться о создании собственного мирового порядка.
«В рамках этого процесса, учитывая, что Китай понимает – он не является единственной сильной большой державой, и поэтому готов слушать другие великие державы. В контексте постсоветского пространства это Россия. Но и страны поменьше в фокусе внимания Китая, ведь в случае деструктивных вещей они могут сильно потрепать ему нервы», - подчеркнул эксперт.
И в данный момент Казахстан должен использовать эту возможность – не потрепать нервы, уточняет Бугаенко, а выстраивать дальнейший диалог с КНР.
А что нужно нам?«Чтобы выбить себе лучшие условия в этой структуре, которую Китай возводит вокруг себя. Мы должны эффективно входить в эти инициативы с учетом наших национальных интересов. Пока Китай может обеспечить их соблюдение в рамках создающейся им системы», - акцентировал китаевед.
В части экономического взаимодействия главный плюс партнерства с соседом – модернизация нашей экономики, считает эксперт.
«КНР приносит нам технологии, все заводы, что он строит у нас, все месторождения, которые разрабатывает, он делает с помощью новых технологий.
Во-вторых, это создание более углубленной переработки – мы перерабатываем и создаем продукты более высокого передела, таким образом усложняем нашу экономику. Соответственно, растет стоимость продукции», - отметил собеседник.
И эти направления отличаются от первого этапа того же Пояса и Пути – китайских инициатив.
«Сейчас в текущих соглашениях мы видим большую приоритизацию по нашим преимуществам и необходимостям. Например, в технологиях появляются сборочные производства, зеленые технологии постепенно будут у нас внедряться, потому что китайцы в этом вопросе преуспели.
Второе – это использование наших преимуществ, наших ресурсов, применение нашей нефти в переработке. А это очень важно: мы берем наше сырье и перерабатываем, и здесь же металлургия стоит», - продолжил китаевед.
Третье - КНР открывает для нас рынок сельского хозяйства.
«Это имеет больше социальное значение для Казахстана. В ВВП доля сельхозки не так велика, но она обеспечивает сельское население работой, дает возможности сельхозпроизводителям зарабатывать. В настоящее время перед ними открываются китайские рынки», - сказал Антон Бугаенко.
При этом самым главным риском для страны он назвал то, что мы являемся реципиентом китайских инициатив.
«Но не создаем собственные. Тот же «Нурлы жол» был ответом на китайский «Пояс». И мы только сейчас начинаем задумываться, а что нам нужно для нашей экономики.
Вы спросили, что Китаю нужно от Казахстана. Я бы вопрос со стороны наших дипломатов, людей, которые делают внешнюю политику, поставил так: что мы можем дать Китаю, что нам нужно от него.
И пока Китай демонстрирует, что заинтересован в создании дружелюбного окружения, пока складываются принципы работы нового мирового порядка и работы у нас, в Центральной Азии, нам надо формировать свои инициативы с учетом наших интересов», - отметил китаевед.
Миллиардные товарооборотыПолитолог Марат Шибутов уверен: в первую очередь Поднебесной от нас нужен рынок.
«Большинство товаров КНР экспортирует в США и Европу, наш рынок для него маленький, но все равно важный. У самого Казахстана достаточно большие объемы покупок из Китая, плюс мы перепродаем их товары в Россию. То есть емкость рынка значительная. В цифрах это 70 млрд долларов товарооборота», - сказал собеседник.
Второе – вопрос стабильности на границах наших стран.
«Мы - соседи, граничим с тем же СУАР. И Китаю нужно, чтобы у нас все было хорошо. Вот две основные вещи, которые нужны ему от нас», - сказал Шибутов.
К слову, в ходе визита Токаева в Китай среди прочего достигнута договоренность о поставках нашей водной продукции
«Весной как раз была первая поставка рыбы из Зайсана в КНР. Видимо, продукция очень понравилась, и дальше будет продаваться, в том числе из Балхаша, Арала, Каспия», - сказал Шибутов.
Касательно открытия Китаем предприятий на нашей территории и страхов части казахстанцев, что у них отнимут рынок труда, политолог заметил:
«То, что Китай к нам заходит в виде новых производств, это хорошо. Но люди не понимают, что у китайцев зарплата выше, чем у нас. И оттуда к нам не прибудут потоки работников – скорее от нас поедут граждане гастарбайтерами. И еще - Китаю легче все купить, чем кого-то завоевывать.
Люди не понимают, насколько КНР развита, живут стереотипами, вложенными еще Хрущевым, пропагандой Среднеазиатского военного округа».
Поможет в модернизацииЭкономист Аскар Кысыков считает: не нужно вести речь о том, что Китаю нужно от нас.
«Все-таки Казахстан тоже нуждается в экономическом сотрудничестве с КНР. В первую очередь это взаимная торговля. У Поднебесной большой рынок для нас. Уже была новость, что мы можем экспортировать в КНР до 20 млн тонн нефти. Это очень хорошо, потому что нам нужно диверсифицировать маршруты поставок нефти», - отметил Кысыков.
«Далее - Казахстан сейчас проводит экономическую модернизацию, и есть большая потребность в инвестициях в энергетику, транспортную сферу, обрабатывающую промышленность. И здесь Китай может стать серьезным источником инвестиций для нас, помочь реализовать проекты. Пул совместных проектов на более чем 20 млрд долларов уже определен».
Также была новость о том, что Азиатский Банк инфраструктурного развития, созданный по инициативе Китая, увеличит лимит для Казахстана.
«Надо понять, насколько это дешевые доступные деньги, которые могут быть использованы на перестройку нашей инфраструктуры, особенно в сфере энергетики, требующей больших инвестиций. И одним из источников могут быть внешние инвестиции, в том числе китайские», - сказал экономист.
Напомним, 17-19 мая президент Казахстана посетил с государственным визитом КНР. Касым-Жомарт Токаев принял участие в саммите «Центральная Азия – Китай». Ранее состоялись переговоры казахстанского лидера с китайским коллегой, в ходе которых были обсуждены вопросы дальнейшего укрепления стратегического партнерства в торгово-экономической, транспортно-логистической, инвестиционной и нефтяной сферах, энергетик и других секторах. Также Токаев встретился с руководителями крупнейших китайских компаний, принял участие в церемонии запуска строительства логистического центра РК в сухом порту Сианя и открытии генконсульства РК в этом городе.