Тариф на проезд в общественном транспорте столицы последний раз менялся 2014 году
В последнее время участились случаи задержки в графике движения автобусов.При этом в соцсетях компания, в чьем ведомстве находятся пассажирские перевозки, все чаще пишет о том, что многие катаются по городу «зайцами», а субсидии не спасают автобусные парки от многомиллионных долгов. Астанчане полагают, что все это – подготовка населения к новости о повышении стоимости проезда в автобусах. Насколько эти подозрения оправданы – корреспондент golos-naroda.kz решила спросить в ТОО «City Transportation Systems».
С наступлением холодов жители чаще испытывать неудобства из-за позднего прибытия общественных транспортных средств. Более того, автобусы приезжают переполненными, и людям порой приходится стоять на остановке по часу.
«На улице морозы, а автобус ходят плохо, люди мёрзнут на остановках. По карте показывает, что проехало 4 автобуса №3, а фактически ни одного за 1,5 часа. В обратном направлении проехало шесть автобусов №3. Люди, объединившись и не выдержав ожидания из-за холода, ловили попутки и такси, чтобы доехать до дома. А остальные ждали автобус. Почему такое плохое обслуживание? Когда будет порядок? Почему как морозы так у Вас техника выходит из строя или сходит с маршрута, город растет, население растет, а для жителей города ничего не меняется», - говорит жительница Астаны Дина Ораз.
Проблему переполненных автобусов и задержку по графику периодически наблюдает и директор департамента координации транспорта ТОО «City Transportation Systems» Мади Сарбасов.
«Я буквально на прошлой неделе ездил, и на этой неделе я ездил. Нет такого, чтобы мы не пользовались. Даже на объезды по проблемным местам и на маршруты наши специалисты выезжают именно на автобусах. Я замечаю все. Например, не попадаю в первый автобус, потому что автобус забитый. Попадаю в автобус на третий раз. В час пик сложно», - сказал он.
По словам спикера, проблема связана как с дефицитом автобусов, так и водителей. Чтобы обеспечить пассажиров, необходимо около 400 единиц транспорта, а также 1000 водителей.
«Нужно обновление наладить на ежегодной основе. В последний раз автобусный парк обновляли в 2019-2020 году. В 2021 и в 2022 году тишина. В 2019 году купили, они пришли к нам по факту в 2020 году. Если бы автобусы приходили ежегодно, то нагрузка бы распределилась», - сказал М.Сарбасов.
В целом, представитель компании отмечает, что пассажирские перевозки – это убыточный бизнес. Прибыль перевозчики получают только в часы пик – утром и вечером, в остальное время автобусы ездят практически пустые.
«У перевозчика нет полной уверенности в том, что завра он не обанкротится. Накопились большие долги. И из-за этого финансовая отчетность перевозчиков ухудшилась, поэтому банки не могут предоставить в лизинг автобусы, кредит на обновление. Из-за этого пошла просадка. В последние 4 года появились субсидии, перевозчики начали расплачиваться с долгами, появилась возможность обновления. В этом году было закуплено 35 автобусов частным перевозчиком, из них 15 уже курсируют на линии, а остальные 20 связи с антиковидными мероприятиями в Китае поставка приостановилась, на границе с Китаем поставка задерживаются, обещают до конца года. В дальнейшем имеются планы по обновлению автобусов еще порядка 300 машин. Этот процесс уже запущен, единственная проблема – в недостаточном объеме», - признаете представитель компании.
Еще одна причина, по которой столичные перевозчики не могу в полной мере развивать свой бизнес – это низкая стоимость оплаты за проезд в размере 90 тенге, которая не менялась с 2014 года.
«Если сравнить затраты, сколько на дизель вырос значительно, в три раза. Зарплата работников автобусного парка выросла, она должна индексироваться, чтобы людей не потерять. Запчасти все идут из-за рубежа, привязка к доллару – выросли в цене. Затраты растут, тариф не растет. Отсюда и складывается, что деятельность убыточная», - сказал Мади Сарбасов.
В то же время он подчеркивает, что вопрос о повышении тарифа не поднимался. И в ближайшее время точно не стоит опасаться роста стоимости проезда.
«Необходимо принимать решения без последствий для пассажиров», - заключил он.