поиск
×
Аналитика

Эксперты доказали: женщины во власти лучше мужчин

Они реже берут взятки

Назгуль Абжекенова
30 ноября 2022 года в 09:12

Эксперты доказали: женщины во власти лучше мужчин
Коллаж: golos-naroda.kz

Мировая экономика теряет от 17 до 30 триллионов долларов в год из-за недостаточной представленности в ней женщин. Сколько по этой же причине теряет казахстанская экономика, в открытых источниках golos-naroda.kz не нашел. Но, смеем предположить, что счет идет на миллиарды.

Женщины взяток не берут

Почему казахстанские женщины важны не только для экономики, но и для все других сфер, в том числе для борьбы с коррупцией, рассказали эксперты на презентации исследования «Гендер и казахское общество», проведенного при поддержке Фонда им. Фридриха Эберта (FES) в Казахстане.

В сфере гендерного равенства наша страна подписала несколько международных договоров, у нас есть Национальная комиссия по делам женщин и семьи, приняты стратеги гендерного равенства, концепция семейной и гендерной политики и другие документы. Растет количество организаций из неправительственного сектора, которые занимаются защитой прав женщин. Но статус-кво с соблюдение гендерного равенства не улучается. Если в 2006 году Казахстан в мировом рейтинге гендерного равенства занимал 32 место, то в 2021-м опустился до 80 места среди 146 стран.

Один из авторов исследования FES, бывший госслужащий Данияр Смагулов вместе с супругой Диной Джузбаевой изучили тему коррупции в контексте гендерных показателей. Они взяли уголовную статистику по соответствующим делам за последние 10 лет и выяснили, что мужчины чаще берут мзду.

«90% приговоров по делам о взятках в стране выносится в отношении мужчин. При этом в госслужбу вовлечено 55% женщин, то есть за 10 лет 45% мужчин умудрились составить львиную долю приговоров. Вместе с тем вовлечение женщин на уровне исполнителей никак не влияет на вопрос противодействия коррупции - важно участие женщин именно на политическом уровне, уровне принятии решений», - отметил Смагулов.

Исследователи нашли прямую взаимосвязь между гендерным равенством и коррупцией: чем больше женщин во власти, тем меньше в стране различных «мутных» схем и коопераций.

«Я вам, как бывший госслужащий, расскажу, что за 7 лет работы, в том числе на руководящих постах, с неблагопристойными предложениями ко мне обращались мужчины и лишь один раз – женщина, просившая помочь  «отмазать» сына от армии. Мужчины же считают, что мы изначально состоим в некоем братстве, что есть некая мужская корпоративная этика, которая позволяет обратиться и попросить благо для себя», - заметил экс-чиновник.

Или им просто никто не предлагает?

Скептики оппонируют тем, что мол, из-за гендерного неравенства женщины просто не имеют возможности реализовывать серьезные коррупционные схемы, и, как только смогут конкурировать с мужчинами на политической арене на равных, станут полноценными участниками коррупционной деятельности.

Данияр Смагулов частично соглашается с этой точкой зрения. Тем более что красноречивые подтверждения в мировой практике имеются: в Перу для снижения коррупции на дорогах создали исключительно женские батальоны. В первый период показатель коррупции действительно снизился, но потом вновь повысился.

«Одно лишь участие женщин в политике, госуправлении от коррупции не избавляет. Но примеры новых лиц по противодействию коррупции за последние 10 лет - Лаура Ковеши (Румыния), Сардана Авксентьева (РФ) Майя Санду (Молдова), Зузана Чапутова (Словакия) – показывают, что именно женщины, занимая высокие посты, поднимали повестку противодействия этому злу в свои странах на качественно новый уровень.  В 90% случаев в государстве, где обеспечено гендерное равенство, антикоррупционная борьба качественно лучше», - все же настаивает он.

Вторая смена

Исследовательница Айгуль Беймишева посвятила работу «второй смене» - неравенству обязанностей в структуре домашних хозяйств.

Известно, что женщины в Казахстане и во всей Центральной Азии представляют большинство среди бедных и безработных, сталкиваются с гендерной дискриминацией на рынке труда и большей трудовой нагрузкой в домохозяйстве. В обычное время женщины выполняют порядка 75% всего неоплачиваемого труда по дому.

      «При примерно равной занятости на основной работе женщины в 3,5 раза больше времени тратят на приготовление еды для себя и всех членов семьи.   Женщины затрачивают не менее 10 часов в неделю на уход за пожилыми родственниками, проживающими с ними. Это в 1,6 раза больше, чем мужчины. 14 часов наши дамы посвящают уходу за детьми и их воспитанию. В то время как мужчины – только 5-6 часов», - привела показательные данные автор.

      Немного о зарплатах

Ощущается гендерное неравенство и в статистике зарплат. 73% специалистов-профессионалов в стране составляют именно женщины, однак получают они меньше, чем мужчины.

В прошлом году средняя медианная зарплата женщин в стране была равна 154 663 тенге, а мужчин – 161 477 тенге.

        Сейчас разница в размерах зарплат в мегаполисах у мужчин и женщин примерно 19%. Тем не менее, в среднем по стране их  зарплата по стране значительно ниже мужской – 255 тысяч тенге против 328 тысяч тенге. Причем такая картина – практически по всем специальностям. Административные служащие-женщины получают 176 тысяч тенге, их коллеги мужчины – 221 тысячу. В топ-менеджменте и вовсе: 371 тысяча тенге в среднем у мужчин и лишь 330 тысяч тенге у женщин. И это при том, что среди руководителей всего 41% женщин!

И даже улиц с женскими именами меньше

Кандидат филологических наук Жазира Агабекова исследовала вопросы гендера и ономастики. Итоги работы казахстанского автора подтвердили труды зарубежных коллег – несмотря на то, что мужчин на планете больше всего на 100 человек, их имена возвеличивают чаще, чем женские.

«Так, в Астане насчитывается около тысячи улиц, из которых лишь 33 названы именами женщин. Многие из них являются представительницами творческих профессий, героинями казахских мифов и легенд и агиотопонимическими антропонимами (носят имена святых). Например, Айша биби, Айганым, Кыз Жибек, Баян Сулу, Дина Куйши, Куляш Байсеитова, Умай ана, Алия Молдагулова. Улицы, носящие имена великих казахских женщин, - Умай ана, Акын Сара, Тумар ханым, Жубан ана и другие, являются не основными, а второстепенными. В Алматы из 2 265 улиц только 68 названы женскими именами, то есть в 17 раз меньше», – сообщила автор.

Из 177 улиц Кокшетау 134 являются антропонимами,125 названы мужскими именами, 9 – женскими. Среди них – имена знаменитой танцовщицы Шары Жиенкуловой, актрисы Хадишы Букеевой, первой женщины-врача Казахстана Аккагаз Досжановой.

«Кто-то может считать, что названия улиц не имеют особого значения, никто не озабочен гендерным равенством в этом вопросе. Но названия улиц являются отражением истории городов и сел, поэтому имена людей, как мужчин, так и женщин, внесших вклад в их развитие, в развитие государства, должны быть увековечены и таким образом», - уверена Агабекова.

Новости партнеров

Вам будет интересно