поиск
×
Аналитика

Переход от угля к чистой энергетике может быть очень болезненным для казахстанцев

По самым скромным подсчетам на это нам нужно 96 млрд долларов США

Назгуль Абжекенова
25 ноября 2022 года в 09:25

Переход от угля к чистой энергетике может быть очень болезненным для казахстанцев
Коллаж: golos-naroda.kz

Все прекрасно понимают, что в бюджете нужного для полноценной зеленой энергетике количества денег нет, а инвесторы в эту отрасль не торопятся. Стало быть, платить за экологию придется всем, в том числе – потребителям. Проблем это может спровоцировать так много, что эксперты пока предпочитают тему декарбонизации на публичное обсуждение не выносить. Однако корреспондент golos-naroda.kz смог поприсутствовать на одном из экспертных заседаний по теме. 

Факторы статус-кво

Как сделать переход от угля к чистой энергетике максимально комфортным для всех участников экономики, в Астане обсудили участники сессии «Декарбонизация и сотрудничество – как повысить устойчивость экономики» в рамках круглого стола, организованного КИСИ.

Старший специалист по рынку энергетики и чистой энергии USAID PCA Даулет Ахметов отметил, что если в макроэкономике вначале эксперты обсуждают различные проблем, потом в результате или вопреки возникают кризисы, то в энергетике вначале возникают кризисы, потом государство принимает решения, и лишь после эксперты собираются для обсуждения, что делать дальше.

«Вся энергетика зациклена на топливных ресурсах – угле и нефти. У многих стран есть желание решить эту проблему. Наш проект нацелен на то, чтобы помочь региону в декарбонизации. Пятилетняя программа рассчитана на 5 стран, бюджет - 39 млн долларов. Для Казахстана приоритетным в том числе определено такое направление, как развитие конкурентного рынка», - сообщил Ахметов.

Трансформация энергетики – затратное дело, констатировал эксперт.

«По последним данным Всемирного банка, Казахстану требуется 96 млрд долларов США, чтобы из староугольной перейти на новую зеленую энергетику. Это большая сумма, которую наш бюджет не осилит - нужны частные инвестиции. А для этого нужно создавать конкурентный рынок электроэнергетики», - отметил спикер.

Чтобы частный инвестор пришел в энергетику, Казахстану необходимо повышать тарифы. Но как это выдержат простые потребители и крупные производства?

«Многие наши технологии энергически неэффективны, и резкое повышение тарифов на электроэнергию приведет к закрытию большинства секторов экономики страны. Мы понимаем, что это и политический аспект.Нам известны политические кризисы, связанные с резкой либерализацией цен на тарифы без создания необходимых механизмов, которые бы демпфировали и поддерживали социально уязвимые группы населения», - напомнил Даулет Ахметов.  

Открытые вопросы

По его словам, в стране есть понимание необходимости реформ в энергетическом секторе.

«Нам нужна помощь регулятора и государственных органов в работе по совершенствованию регулирования розничного рынка электроэнергии. Необходима тарифная реформа в распределительных компаниях. Есть и вопросы инфраструктуры, которые касаются не только электроэнергетики, но и в целом развития экономики. Без должной инфраструктуры не стоит ожидать экономического роста и модернизации», - акцентировал спикер.

Также эксперты заявляют о необходимости создании независимого регулятора.

«Когда мы говорим о развитии чистой энергетики, это подразумевает значительный рост возобновляемых источников энергии.

По всем документам, принятым Казахстаном, к 2050 году мы должны достичь доли ВИЭ плюс альтернативных источников (атомная энергетика) в 50%. Это очень амбициозная задача. Еще сложнее будет достичь к 2060 году карбоновой нейтральности. И здесь развитие ВИЭ играет важную роль не только в части создания соответствующих зон ВИЭ, но и в адаптации страной новых технологий, в частности, применение технологии накопления энергии», - отметил эксперт.

Имеют значение и инновации в энергетике, но, по словам Ахметова, пока в Казахстане никто над этим активно не работает.

«Есть вопросы и по управлению спросом – страна не использует соответствующие механизм, хотя потенциал есть. Мы проводили исследования и установили, что даже предприятия с непрерывной технологией имеют возможность сократить спрос и тем самым снизить нагрузку на электросистему», – привел пример спикер.

Это, по его мнению, помогло бы и снизить зависимость отечественной энергосистемы от российской. Ведь не секрет, что сейчас именно РФ покрывает все дисбалансы Казахстана.

Нужно решать вопросы и в части использования солнечных панелей.

«Например, Алматы является солнечным городом, но здесь мало элементов использования крышных солнечных панелей. В этой области много регуляторных проблем, хотя необходимые механизмы в рамках законодательства установлены (например, нетто-потребители). Но есть административные проблемы в подзаконных актах, которые препятствуют приходу частных инвесторов в сектор», - сказал специалист.

Также он упомянул необходимости цифровизации, интеллектуального учета, который помог бы Казахстану трансформировать нынешнюю энергосистему и сократить потери, которые у нас остаются на высоком уровне.

Ахметов также выделил малую роль в переходе на чистую энергию корпоративного сектора.

«Вот, я вижу, в зале сидят послы ЕС. Донорские программы рассчитаны на разработку программ высокого уровня – доктрин, стратегий. Но в Казахстане настало время думать о разработке бизнес-моделей для компаний, потому что в итоге декарбонизацию будут реализовывать бизнес-компании. Без бизнес-моделей все документы – простые декларации»,- резонно заметил Ахметов, подчеркнув еще раз, что в вопросах декарбонизации уже пора переходить от слов к действиям.

Нас мало, а мусора - много

Директор Центра прикладных исследований «TALAP» Рахим Ошакбаев солидарен с Ахметовым.

«Говорится много правильных слов. Лет 5 назад Азиатский банк развития с донорами взялся за стратегию низкоуглеродного развития для Астаны. Однажды во время публичной дискуссии на вопрос, почему в столице настолько неадекватно грязный воздух, и госорганы, и акимат попросили подождать два-три года, когда они разработают стратегию низкоуглеродного развития Астаны. Можно вернуться к этому вопросу - что заложено в эту стратегию, насколько она имплементирована. Но, по сути, мы потеряли время вместо того, чтобы направить фокус усилий к конкретным вещам», - считает Ошакбаев.

«Нам нужно переходить к практическим вещам.

Составить топ-10 компаний по выбросам и наводить на них прожекторы публичного общественного внимания и спросить: «Коллеги, что вы делаете в рамках ESG (экологическая, социальная и корпоративное управление) и климатической ответственности?».

Глава Центра прикладных исследований напомнил, что Казахстан на сегодня является крупным источником выбросов парниковых газов в мире.

«Мы занимаем 21 место по выбросам CO2, 13 место по выбросам CO2 на душу населения, 7 место по углеродоемкости ВВП. Это абсолютно нерелевантно объему экономики, населению Казахстана. Актуальность климатической ответственности серьезно недооценивается внутри страны. Ключевые стейкхолдеры в этом вопросе - горно-металлургические и нефтедобывающие компании - пока не настроены на поддержку этой работы и воспринимают ее настороженно, если не враждебно», - сказал экономист.

В поисках решений

Ошакбаев напомнил, что в проекте Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстана к 2060 году выделено три направления декарбонизации. Это декарбонизация выбросов, связанных и не связанных с использованием энергии, а также поглощение и компенсационные мероприятия.

«Сейчас мы тестируем недооцененную, на наш взгляд, сферу карбонового (углеродного) земледелия, которое может сыграть серьезную роль в поглощении CO2. Его суть – увеличить способность в поглощении углерода земель сельхозназначения и заброшенных.

В стране 37% земель сельхозназначения деградируют, 60% земель подвержены опустыниванию. При этом, по разным источникам, более половины территории Казахстана относятся к перспективным для хранения углерода», - рассказал Ошакбаев, добавив, что ряд сорняковых трав могут поглощать углерод больше, чем леса, и поэтому нужно глубже изучать эту тему.  

«Предположу, что переход к зеленой энергетике и концентрация только на снижении выбросов может быть болезненным в первую очередь для домохозяйств, населения Казахстана. 

Высокая доступность энергоресурсов является частью существующего общественного договора. Власти сейчас имеют очень ограниченные возможности изменять тарифную политику в отношении стоимости электроэнергии и стимулирования перехода к более климатически ответственному потреблению», - резюмировал эксперт.

Новости партнеров

Вам будет интересно