Юрист проанализировал законодательство Казахстана
В начале ноября в сети появилась новость о том, что в Казахстане можно будет выпускать автомобили без подушек безопасности, без систем ABS и ESP, а также пониженных экологических классов вплоть до Евро-0. Это заявление вызвало бурю негодования среди экспертов и общественных деятелей, в результате чего мининдустрии пришлось дважды оправдываться. Но то ли случайно, то ли нарочно, однако лазейку в законодательстве, разрешающую выпуск опасных авто оставили. Заместитель председателя Союза независимого бизнеса Казахстана Шынгыс Темир специально для golos-naroda.kz проанализировал законодательную базу автопрома страны.
За военной агрессией России в Украине последовал шквал экономических санкций в отношении российских предприятий. Сильно пострадал автопром – выяснилось, что высокотехнологичные импортные комплектующие в России заменить нечем, поэтому производимые у нашего северного соседа автомобили лишились подушек безопасности, систем ABS и ESP. Упали и экологические стандарты к выпускаемым авто.
29 июня уже у нас – на портале открытых НПА – появился проект постановления правительства Казахстана о возможности вслед за Россией выпускать «менее безопасные» автомобили. Министр Ускенбаев в пояснительной записке, во-первых, указывал на отсутствие каких-либо последствий от принятия этого постановления, а во-вторых, черным по белому признался, что этот документ «позволит обеспечить бесперебойное стабильное производство колесных транспортных средств в условиях существенного дефицита отдельных компонентов, производимых в третьих странах». Проще говоря, признался, что без такого рода послаблений, казахстанским автосборщикам, которые сотрудничают с нашими северными соседями и выпускают «лады» и УАЗы, скоро будет сложнее работать.
Эксперты и общественные деятели официально выразили свое несогласие с этой инициативой: автомобили без систем безопасности и с примитивными двигателями - это не только откат назад в производстве и вред экологии, но и повышенная опасность травматизма для водителя и пассажиров в случае ДТП.
Тем не менее, 22 октября постановление правительства было принято и уже 4 ноября опубликовано. Сразу после этого начались активные обсуждения и споры.
Так, 15 ноября актив общественного движения #НЕТУТИЛЬСБОРУ провел пресс-конференцию в городе Алматы, на которой решительно осудил потворство мининдустрии российскому автопрому и сделал официальное заявление с требованием отменить нормы принятого постановления, снижающие требования к безопасности.
В ответ последовали два противоречивых релиза профильного ведомства.
16 ноября на сайте мининдустрии появилась публикация «В Казахстане не могут выпускаться автомобили, не соответствующие нормам безопасности».
МИИР пояснил: «Для получения разрешения на выпуск автомобилей, не оснащенных указанными системами (ABS, ESP, подушками безопасности и со сниженным экологическим классом – авт.), производитель обязан провести отдельную сертификацию модели, которая, несмотря на отсутствие определенных комплектующих, должна быть безопасна», – каким образом модель без основных комплектующих, отвечающих за безопасность, может быть безопасна – в ведомстве не уточнили.
Далее: «Таким образом, на сегодняшний день ни одна модель не может производиться в Казахстане без соответствия требованиям безопасности. Поэтому производители продолжают полностью соблюдать технический регламент ТС «О безопасности колесных транспортных средств», – хитрость тезиса в том, что в данном техрегламенте как раз и прописано, что до февраля 2023 года можно изменить требования к автомобилям.
17 ноября мининдустрии опубликовало новый релиз: «Автомобили без ABS и подушек безопасности в Казахстане не выпускаются». Учитывая, что эта публикация появилась спустя всего два дня после введения в действие постановления правительства, легализовавшего выпуск «упрощенных» авто, вполне вероятно, что пока такие машины в Казахстане и впрямь не выпускаются.
В заключение нас снова уверяют в том, что казахстанские производители продолжат выпускать автомобили в соответствии со всеми требованиями технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств».
Между тем, постановление правительства № 843 по-прежнему действует. Оно по-прежнему позволяет выпускать в Казахстане автомобили с пониженными стандартами безопасности – как минимум до февраля 2023 года. А учитывая текущую геополитическую ситуацию в мире, нет абсолютно никаких гарантий, что действие постановления не продлят.
Шынгыс Темир, управляющий партнер Юридической фирмы ARBIS, заместитель председателя Союза независимого бизнеса Казахстана