Как в Казахстане готовятся к грядущей нехватке воды в водоемах
Спасение Балхаша, Каспия и Арала, а также питающих их рек обещает стать приоритетной задачей Нового Казахстана. Практически ни одно публичное выступление президента РК Касым-Жомарта Токаева не обходится без озвучивания той или иной водной проблемы. Оно и понятно, без воды нам не выжить, а ситуация близка к критической. golos-naroda.kz подробно рассказывает об очагах экологического бедствия, а также о том, что с ними собираются делать чиновники.
О проблеме Арала знают, пожалуй, все. Он стал первым водоемом, который Казахстан начал системно спасать, вбухивая в это как бюджетные средства, так и гранты различных международных организаций. Наверное, самый масштабный проект по спасению древнего моря – принятый на заре Независимости «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря». В результате его реализации уровень воды в Малом Арале за 5 лет поднялся с 39 до 42,2 метров и море приблизилось к Аральску на расстояние 25 километров. Пропускная способность русла реки Сырдарьи увеличилась от 350 до 700 м3/с; сохранена северная часть Аральского моря в качестве географического и климатообразующего объекта: осушенное дно моря покрылось зеркалом воды на площади 870 км2 (с 2414 до 3288 км2); объем воды в море увеличился на 11,5 км3 (с 15,6 до 27,1 км3); снизилась минерализация воды с 23 до 17 г/л. Было восстановлено биологическое разнообразие, вновь появились 14 из 38 видов ранее исчезнувших рыб. Из 70 высохших озер 30 вновь наполнились водой.
На протяжении последних трех лет тема Балхаша стала своего рода средством давления на руководства страны и создания некоторой политической напряженности в Казахстане.
Первое и главное – создается некоторый вектор напряженности в отношениях с Китаем, поскольку река Или, обеспечивающая основную долю водного баланса в озере, берет начало в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), в Центральном Тянь-Шане. В связи с политическим решением руководства КНР этот регион в последние десятилетия активно развивается, идет активный разбор воды, построен канал к западной части Таримской впадины, водохранилища и гидроэнергетические установки.
Второе – затянувшийся процесс с определением площадки для казахстанской атомной электростанции, которую могут построить в Алматинской области на берегу Балхаша.
Мнения о текущей ситуации с водообеспечением озера сильно расходятся. Экологические организации и активисты говорят об обмелении, местные жители выкладывают в соцсетях видео о росте береговой линии. В сентябре 2020 года экологический активист Айжан Усеналиева создала на одном из интернет-ресурсов петицию, в которой сделан акцент на проблеме высыхания озера Балхаш. Судя по ее интервью, одна из целей данного начинания – препятствовать строительству АЭС на берегу озера.
В начале декабря 2021 года депутат сената парламента Рыскали Абдикеров озвучил проблему обмеления озера Балхаш. По его словам, норма стока реки Или должна составлять 400-500 кубометров в секунду. Сейчас этот показатель составляет лишь 306 кубометров в секунду. Также депутат уверен, что за последние 14 лет комплексных исследований по изучению озера почти не было, а значит, нет статистики об изменениях уровня воды.
В свою очередь представители Минэкологии говорят, что многие годы сток стабильно обеспечивается выше критического минимума, а в некоторые жаркие периоды тающие ледники дают еще больший приток воды. В августе прошлого года министерство организовало «круглый стол», посвященный теме экологии озера, где был озвучен тезис: в настоящее время в Иле-Балхашском регионе проходит относительно стабилизированный период, в связи с чем угрозы повторения Балхашом судьбы Аральского моря нет.
Однако перспективы на среднесрочный период не самые позитивные. Год назад в ведомстве провели моделирование уровней озера с учетом водозаборов в Китае. Результаты показали, что при нынешнем уровне водопотребления и его возможном увеличении в будущем до трех кубических километров, особенно в случае интенсивной деградации горного оледенения, уровень озера Балхаш снизится ниже критической отметки 341 метр. В последние 5-6 лет этот показатель составляет 342,5 метра. Специалисты «Казгидромета» на постоянной основе проводят мониторинг бассейна озера Балхаш с помощью четырех постовых станций.
В свою очередь в Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности изучили снимки из космоса, на которых зафиксировано снижение площади водного зеркала на 1,8 % за последние 27 лет.
Балхаш уже «худел» в 1970-х годах, пока наполнялось построенное выше по течению Или Капшагайское водохранилище, созданное в комплексе с гидроэлектростанцией. Восстановился баланс озера к 2005 году.
Кстати, в 2014 году сообщалось о завершении в Алматинской области строительства канала от реки Каратал к Балхашу. Из-за размыва русла, река Каратал терялась в прибалхашских песках, заболачивая местность и грозя затопить близлежащие поселки. Большой ущерб за десятки лет был нанесен и всей экосистеме. Прежние объемы рыбы были сокращены в разы. По данным представителей местных властей, теперь в озеро по руслу ежедневно поступает 90 кубов воды в секунду.
Та же проблема пока не решена с другими реками Семиречья, питающими озеро. Той же Или, Лепсы, Аягоз, Аксу.
Мелеет и Каспийское море.
В основном - из-за активного водопользования, и опять встает вопрос трансграничных взаимоотношенй. По информации Минэкологии, уровень водоема снижается с 2005 года. Согласно анализу, с 2005 по 2020 годы падение составило 133 сантиметра, а в прогнозе за 2021 год - уже больше 140 сантиметров. Прежде всего причина обмеления связана с верификацией водно-балансовых характеристик как самого Каспийского моря, так и его бассейна. Изменение климата в этом бассейне приводит к уменьшению стока. Другая причина - антропогенное влияние, так как основные реки, питающие Каспий - Волга, Жайык (Урал), Кавказские реки.
Между тем в ноябре 2020 года депутат сената парламента РК Ляззат Рысбекова подняла тему обмеления и загрязнения Урала, которому, по ее словам, международная геодезическая организация присвоила реке пятый, самый последний, уровень загрязнения В свою очередь Минэкологии тогда же разработало программу по оздоровлению реки Урал. Программу казахстанско-российского сотрудничества по сохранению экосистемы бассейна трансграничной реки Жайык (Урал) на 2021-2024 годы планировали подписать на Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России. Однако масштабное мероприятие перенесли из-за пандемии COVID-19.
Сейчас работа возобновилась, но проблем, очевидно, гораздо больше. В апреле депутат мажилиса Файзолла Каменов обратил внимание на сильнейшую зависимость Казахстана от водопотребления соседних стран. Он напомнил, что для улучшения водоснабжения Оренбурга Россия запланировала строительство новой плотины на Урале.
«С 2010 года вода в реке опустилась на 2,5 метра. На Урале уже имеется 12 плотин, объем каждой из 12 существующих плотин составляет 10 миллионов кубометров. Уже сейчас Западно - Казахстанская область находится в зависимости от Саратовской и Волгоградской областей. Ежегодно ЗКО получает 54 млн кубов воды из Саратова, 28 млн кубов – из Волгограда. Но этой воды недостаточно. Для полноценного водоснабжения Западного Казахстана требуется еще 131 млн кубометров воды. Казахстан покупает у Российской Федерации один кубометр воды за 4,6 рубля», - сказал депутат.
За решение водных вопросов Казахстан брался не единожды. Было принято несколько соответствующих госпрограмм, постановлений и проектов. Но все они «грешили» одним и тем же – отсутствием четких целевых индикаторов и ответственных лиц. А раз так – то и претензий предъявить некому.
В прошлом году было решено вернуться к водным вопросам на самом высшем уровне. В нацпроекте «Жасыл Қазақстан» запланирована вторая фаза проекта «Регулирование русла реки Сырдарья и сохранение северной части Аральского моря». Предусмотрены также мероприятия по увеличению водности и пропускной способности рек, находящихся в бассейне озера Балхаш.
В проекте предусмотрены целевые показатели – обеспечение притока в Балхаш не менее 12 куб.км в год, увеличение объема Северного Арала на 35 % (20 до 27 куб.км) и восстановление четырех озер в Акмолинской и Актюбинской областях. Предполагается дноуглубление и очистка 12 водных объектов озера Балхаш, строительство Кербулакской ГЭС в качестве контррегулятора Капшагайского водохранилища, а также ремонт водохранилищ и каналов в Алматинской области. Для понимания размаха: мероприятия по Аралу оценили в более чем 41 млрд. тенге, а на очистку четырех озер – более 28 млрд. тенге.
Что касается Аральского моря, продолжится реконструкция гидротехнических сооружений по орошению долины Сырдарьи, будет создана новая дренажная система для возвращения в реку поверхностных вод.
Предполагается также наращивание на шесть метров Кокаральской плотины, что позволит поднять уровень воды в Северном Арале до 48 метров и приблизить море к некогда портовому городу Аральску, к которому будет прорыт судоходный канал.
Предусмотрены также инвестиции в создание и развитие различных новых научных проектов по сохранению основных казахстанских водоемов. В том числе – переброска воды из Иртыша в Балхаш, изучение фактической потребности Коксарайского водохранилища, ликвидация болот вокруг Сырдарьи и многое другое.
В этот раз, кажется, учтены основные причины провала предыдущих программ и прописаны четкие цели, определены ответственные. Ну а насколько эффективно все будет сделано – оценим уже, скорее всего не мы, а наши потомки.
Ради них, собственно, все и затевается.
Вячеслав Щекунских