А правозащитники заявляют о необходимости ввести уголовную ответственность за многоженство
Эти разговоры активизировались после того, как в Казахстане о токалках стали открыто говорить не только жаждущие легализации адюльтера мужчины, но и женщины.Недавно публичная персона в интервью заявила, что была готова принять вторую жену, поскольку семье «нужен ұрпақ» (наследники), и даже сама выбрала ее из числа бедных родственниц. Закончилась история тем, что муж сам ушел к молодой избраннице, а жена подала на развод. Оставив в стороне весь хайп и хейт, связанные с этой темой, golos-naroda.kz решил изучить вопрос более глубоко и рассмотреть институт токализма с разных точек зрения.
Ассоциированный профессор антропологии Назарбаев Университета Алима Бисенова считает: с исторической точки зрения не нужно экзотизировать многоженство как чисто казахскую культурную особенность.
- Многоженство было важным элементом в эволюции человека и имело распространенность в истории многих культур на Западе и Востоке, в Африке и России.
У древних славян и других европейских народов до принятия христианства было многоженство. Это исторический факт. Христианство в Западной Европе не сразу искоренило это явление, а католическая церковь запретила его только в начале XIII века, - делает экскурс в историю исследовательница.
Уже в современное время антропологи составили глобальный атлас семейной организации (атлас Джорджа Мёрдока 1967 года) и обнаружили: абсолютное большинство обществ в мире в той или иной мере практикуют полигинию (многоженство), меньшинство практикует моногамию или серийную моногамию (которая может выглядеть как серийная полигамия, причём мужчины после развода женятся чаще, чем женщины) и очень редко кто практикует полиандрию (многомужество), хотя такие общества тоже встречаются.
Обычно многоженцами были успешные, богатые, наделённые властью мужчины.
- Бедные мужчины не могли себе такого позволить. Но даже в бедных слоях населения моногамия на всю жизнь не было нормой, просто потому, что люди часто умирали - и мужчины, и женщины. И заново выходили замуж, заново женились, меняли партнеров по ходу жизни.
Моногамия как жизнь и «любовь до гроба» с одним человеком как идеал укоренилась и стала нормой только в викторианской Англии, - говорит собеседница.
Что касается полигинии у казахов, то здесь богатство традиций – и собственных тюрко-монгольских, и исламских. Среди мусульманских обществ Центральной Азии, возможно, именно у казахов полигиния была распространена больше, чем у других, предполагает исследовательница.
- Например, есть известная пословица «Қазақ байыса, қатын алады, сарт («өзбек) байыса, үй салады» (Казах, когда богатеет, берет жену, узбек – строит дом). Скорее всего, это было связано с кочевым образом жизни, который требовал постоянного воспроизводства как скота, так и наследников, которые бы могли за этим умножающимся скотом ухаживать. У сартов/узбеков/таджиков не было такой демографической необходимости в многоженстве, - отмечает антрополог.
Естественно и закономерно, что многоженство было распространено прежде всего среди элиты – ханов и баев.
- Многие исторические персонажи, которых мы сегодня считаем примером активных в политической и общественной жизни женщин – жена Абулхайыра Бопай Ханым, жена Уалихана Айганым, жена Жангир хана Фатима - были «активистками» именно в ситуации многоженства.
Они не были единственными женами своих супругов, но это не мешало им, благодаря личным качествам, иметь влияние, - отмечает Бисенова.
Легальный запрет на многоженство был введён советской властью вместе с запретом на калым в 1922 году, но мы должны понимать, что это стало возможно через насильственную ломку всего образа жизни. Женщин освобождали, но их освобождали в том числе и для «социалистического труда» в колхозах, на хлопковых полях и прочее, акцентирует исследовательница.
- В то же время даже советская власть не смогла полностью искоренить многоженство как практику. Многоженство встречалось как среди элит, так и среди простых людей (особенно после Великой Отечественной Войны), - продолжает антрополог.
Что касается многоженства сегодня, запретить его, по мнению Бисеновой, вряд ли получится:
- Люди живут, скажем так, в гражданском браке (интересно, что у нас смываются границы между гражданским и религиозным браком). Криминализация многоженства сегодня будет выглядеть как криминализация адюльтера. То есть мы, борясь с одним средневековьем, попадём в другое средневековье и тоталитаризм, - говорит профессор.
По ее мнению, нужно выводить многоженство из серой зоны.
- По этому поводу у меня есть несколько рекомендаций. Во-первых, нужно прекратить моральную панику по этому поводу в медиа, потому что это мешает пониманию реальной ситуации.
Допустим, сегодня вместо того, чтобы брать комментарий у меня, вы должны были бы поговорить с реальными людьми, живущими в ситуации многоженства. Но никто не будет на эту тему говорить, потому что именно в медиа сложилась стигма.
Во-вторых, нужно посмотреть на эту ситуацию с точки зрения интересов женщины и ребёнка. В этом плане я считаю, что лучше быть богатой и здоровой, чем бедной и больной. Если сама женщина считает, что лучше иметь отца, даже разделённого на две семьи, чем быть матерью-одиночкой, то у нее должно быть такое право.
В-третьих, у меня есть дикая мысль законодательно разрешить как многоженство, так и многомужество. Потому что главный аргумент против легализации многоженства упирается в то, что это нарушает равноправие. Мужчины могут брать несколько жен, а женщины - нет. Я предлагаю разрешить всем. А практика или жизнь дальше покажут, какие формы семьи более удобны в наших условиях, - говорит Алима Бисенова.
Известный историк Жаксылык Сабитов в свою очередь отмечает, что в прошлом у токал были те же права, что у старшей жены.
- Конечно, более престижным считалось быть байбише, чем токал, но в правах они были уравнены. Хотя случаи были разные, недаром ведь появилось выражение: тоқалдан туған бала (ребенок, рожденный от токал). Бывало, дети старшей жены после смерти отца обижали детей токал.
Современный так называемый токализм как социальная практика появился в Казахстане в 90-е, когда у успешных в финансовом и социальном плане мужчин появились вторые жены.
Активизировалось явление с переносом столицы в Астану, когда многие семьи не захотели переезжать из Алматы, и чиновники на месте начали заводить новых молодых жен. В нулевых даже появилось понятие «токал джип» - Toyota Rav 4.
Считалось, что токалкам покупают именно эту машину, - рассказывает историк.
В Казахстане нет исследований относительно этого явления.
- А без них говорить о том, на какой стадии находится институт, изживет ли себя или укоренится, сложно.
Токализм есть во всем мире, например, sugar daddy (богатый покровитель, «папик») в Африке и в других странах. В условиях капиталистического общества такая практика будет существовать.
Тем более, когда есть заинтересованность с обеих сторон, каждая из которых преследует свои интересы, - отмечает Сабитов.
Родолог Алия Сагимбаева рассказывает, что к ней приходили жертвы института многоженства.
- Приходили девушки, ставшие токал по настоянию мам, бабушек, которым были нужны деньги. И сейчас эта молодая женщина не знает, кто она.
С точки зрения психогенетики устойчивые модели поведения прослеживаются на протяжении 3-4 поколений.
Я консультировала семьи, где прадед имел 4 жены. Или где девочка, отданная (проданная) богатому женатому мужчине в качестве токал, спасла свою семью от голода, и род выжил. И эта модель поведения может оставаться в генной памяти,- рассказывает родолог, добавляя, что и в советское время мужчины умудрялись иметь и байбише, и токал.
Среди таких клиентов Алия Сагимбаева еще не видела счастливых семей.
- Мужчина, живущий на две семьи, постоянно испытывает сильное психологическое напряжение, что отражается на его здоровье. Испытывает проблемы и обманутая супруга, и незаконная жена. И всем им нужен специалист, который поможет выкарабкаться из этой ситуации.
Самое страшное - всегда есть дети, получающие травмы в таких семьях. Узнав тайну, что у отца на стороне есть семья, они уходят в ненависть, злобу, осуждение, что негативно отражается на их жизни. У детей, рожденных от младших жен, фиксируется очень высокая потребность в признании. А хорошие отношения между двумя семьями – редкость, - говорит родолог.
Также она отметила еще одну закономерность: когда мужчины заводили вторую семью или женщину на стороне, через какое-то время у них начинались серьезные проблемы в бизнесе.
- Потому что за нарушение любых законов – юридических, моральных и иных - всегда нужно чем-то платить.
В Кыргызстане, Узбекистане, во всех постсоветских тюркских странах существует такое явление, как токализм. Это цивилизационные вызовы, которые нужно решать совместно с социологами, политологами, обществом.
Обычаи обычаями, но некоторые из них должны остаться в прошлом.
Времена изменились. Если мужчин разлюбил жену, нужно открыто решать вопрос, а в двойственном положении всегда остается непроговоренность, и любая тайна разрушающе действует на психику всех участников ситуации, - подчеркивает Алия Сагимбаева.
- Тем более у нас светское государство, а многоженство запрещено по закону. Хотя некоторые лица пытались протащить через парламент снятие этого запрета.
Юрист по правам человека, доктор права PhD Халида Ажигулова объясняет: с точки зрения прав человека токализм – это форма сексуальной эксплуатации женщины.
- Так было и в средние века, так остается и сейчас. Хотя причины и предпосылки токализма разные. В средневековом Казахстане была очень высокая смертность – детская, материнская, мужская. В целом продолжительность жизнь была невысокая, люди умирали от болезней, голода.
Кроме того, на наши территории нападали враги, и мужчинам приходилось защищать землю.
Вследствие чего была большая потребность рожать «запасных» детей и использовался институт токализма. Брали как можно больше женщин детородного возраста, которые выступали как инкубатор, - напоминает собеседница.
В современном обществе, в нашей стране - тем более, необходимости рожать «запасных» детей нет.
- У нас достаточно хорошее здравоохранение, развита система соцзащиты, есть поддержка от государства и одиноким женщинам, и многодетным. Конечно, всегда можно требовать ее улучшения. Но, в любом случае, токализм в Казахстане сегодня - это архаика.
И токал – это проституированная женщина. Есть мужчина - клиент, который хочет пользоваться секс-услугами конкретной женщины, при этом не хочет, чтобы она оказывала те же услуги другим мужчинам. Идет манипуляция, романтизация этой формы эксплуатации. А по сути отношения строятся вокруг секса, - констатирует правозащитница и добавляет, что ни разу не видела, чтобы в качестве токал брали пожилую или женщину с инвалидностью.
- Налицо подмена понятий. А если мужчина так хочет помочь бедной девушке, пусть даст ей денег на обучение и другие цели, - говорит Ажигулова.
Что токализм, что проституция находятся в серой зоне. Женщины, которых проституируют мужчины, не платят налогов, не имеют официальной профессии, это серая экономика. Они подвергаются насилию со стороны клиентов.
- Так же происходит с токал: по законодательству религиозные браки в Казахстане не признаются, не порождают юридических прав и обязанностей. Женщина в статусе токал законом никак не защищена. Мужчина в любой момент может бросить ее и детей, отказаться платить алименты.
Эксперт напоминает: регистрировать неке (мусульманское религиозное бракосочетание), если у пары нет официальной регистрации в органах РАГС, официально запрещено.
- Если вам стало известно о нарушении закона, надо писать заявление в Комитет по делам религий МИОР и в ДУМК, - призывает правозащитница.
Второй важный аспект, на котором заостряет внимание Ажигулова, – институт токализма в Казахстане является частью и продолжением коррупции. Позволить себе токал и в целом содержать вторую семью могут только состоятельные люди. Нередко возникает вопрос законности происхождения их доходов.
Чиновникам, совершающим коррупционные преступления, выгодно иметь токал и незаконно рожденных детей, чтобы записывать на них наворованное и уходить от уголовной ответственности.
С официальными женами и детьми так не получится, ведь данные о записанном на их имена имуществе госслужащие обязаны представлять в декларациях о доходах, - акцентирует юрист.
Мужчины, которые берут токал, в целом имеют склонность к совершению правонарушений и преступлений, особо подчеркивает юрист:
- Порядочный мужчина не будет заводить токал при наличии официального брака. Он подаст на развод, предложит справедливый раздел имущества, поблагодарит супругу за годы совместной жизни и ведение совместного хозяйства, подпишет справедливое алиментное соглашение, договорится с первой женой о форме дальнейшего участия в жизни детей.
Более того, в Казахстане у мужчины, помимо собственной семьи, остаются обязательства перед старшими родственниками, родителями. И чисто с экономической позиции добропорядочный законопослушный человек физически не может иметь более одного брака одновременно. А если кто-то заявляет обратное, сразу должен возникать вопрос – и в первую очередь у проверяющих органов, откуда деньги, - говорит Халида Ажигулова.
Все незаконное порождает такие же незаконные отношения. Соответственно институт токализма находится вне закона, вновь подчеркивает правозащитница.
- До принятия новой редакции Уголовного кодекса РК в 1997 году многоженство, сожительство со второй женой было запрещено, была предусмотрена уголовная ответственность, которая до сих пор сохраняется во всех других странах Центральной Азии: Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане, – отмечает Халида Ажигулова.
А в Казахстане отмену наказания за многоженство эксперт напрямую связывает с коррупцией, чтобы чиновникам легче было ее совершать.
Нужно вернуть уголовную статью за многоженство, чтобы у мздоимцев не было такой возможности. А еще – ввести ответственность, как минимум - административную, для религиозных служителей, которые проводят неке без наличия документа об официальной регистрации брака, - уверена юрист.
В ее практике были кейсы, когда неке проводили с 14-16-летними девочками.
- А половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет, в РК карается законом.
Также нужно ввести уголовную статью за принуждение к браку, которая существовала в УК РК до 1997 года. Сделать это нужно для защиты девочек и девушек, которых сами родители принуждают становиться токал богатых женатых мужчин. То есть по сути выступают как сутенеры для дочерей.
Хочу предупредить всех девушек, женщин обо всех негативных последствиях токализма, который не принесет вам ничего хорошего. Выгоду в этих отношениях имеют только мужчины, - обратилась в завершение разговора правозащитница к женской аудитории.