Казахстанцам рекомендуют шагать по штанам, вкладываться в мозги и не надеяться на государство
Инфляция в Казахстане в октябре составила 1,6%, а в годовом выражении уже достигла 18,8%, сообщило на этой неделе Бюро нацстатистики. За календарный год рост цен на продовольственные товары составил 23,1%, на непродовольственные - 17,9%, на платные услуги - 13,5 %.
А еще раньше Нацбанк Казахстана на фоне значительного ускорения инфляции принял решение повысить базовую ставку с 14,5 до 16% годовых.
К чему готовиться казахстанцам, как выжить в условиях стабильно растущих цен и нестабильности во всем остальном? Kazakh.24 info узнал у экспертов.
Готовности нетФинансист Расул Рысмамбетов ожидает, что следующий год будет сложнее нынешнего.
- Скорее всего, 2023-й пройдет под эгидой войны и глобального противостояния. Для Казахстана это грозит сужением логистических цепочек с Европой и затруднением торговли с Россией. В режиме мобилизационной экономики россияне будут сокращать экспорт многих товаров, в том числе зерна, мяса. А мы - большой покупатель российской продукции.
В случае с Европой, если мы хотим и дальше с ней торговать, нужно диверсифицировать товарооборот в обход российских логистических цепочек. Из-за этого будет удорожание некоторых товаров, рост инфляции продолжится, – говорит эксперт.
Собеседник отмечает: по итогам 2022 года крупные западные компании на своих российских производствах увидят убытки, и по корпоративному протоколу они должны будут сокращать инвестиции либо вообще выводить их.
- Они будут искать близлежащие рынки. А инфраструктура Казахстана пока не готова принять даже треть, а то и четверть этих производств. И ноябрь-декабрь для нашей страны должны пройти под эгидой подготовки инфраструктуры к этой ситуации. Хотя начинать надо было раньше. У нас всегда проблема с инфраструктурой (водой, электричеством и газом) и землей - есть крупные латифундисты, которые никого не пускают. Эти проблемы мы не решали, хотя уже в июле можно было понять, что американские и европейские компании не останутся в России. Может, у нас как-то секретно готовятся к принятию перенесенных производств, но я этого не вижу, - продолжает собеседник.
На фоне всего происходящего возможна некоторая растерянность Левого берега Астаны.
- Планы здесь слишком долгосрочные, а людям хочется моментального сиюминутного эффекта. И в этот момент возрастают риски экономического популизма со стороны Астаны, попытки раздать всем деньги. Хотя, может, это и есть контрциклическая экономика.
Президент Касым-Жомарт Токаев предлагает хорошие вещи по строительству новых проектов, но у меня вопрос, как правительство собирается это реализовывать. Ранее кабмин не смог осуществить «экономику простых вещей», наращивание производства мяса.
И Шукеев, и Мамытбеков (экс-министры сельского хозяйства) говорили, что нарастят экспорт мяса в Россию до 60 тыс. тонн. Но сейчас мы ввозим похожие объемы импорта мяса из России и Белорусии. Ту же курицу мы производим на 60%, остальное - ножки Буша. Сухое молоко покупаем в России, хотя у нас все есть для его производства, - говорит финансист.
Иными словами, чтобы себя прокормить, одной воды и земли мало, подчёркивает Рысмамбетов.
Землю – крестьянам!- Нужны мозги, во-первых, во-вторых невмешательство правительства в частный сектор. Да, субсидии нужны, но в наших реалиях они связаны с коррупцией. Другая проблема – забюрократизированность, превалирование телефонного права. Правительство «запеленало» себя кучей законов, которые сами едва исполняют, и эти законы мешают развитию. Я погружен в ряд проектов, по которым члены кабмина говорят: «Мы не можем этого сделать - надо согласовывать». Пока идет процедура согласования, инвестор (речь о наших, а не только иностранных) теряет интерес и уходит, - отмечает финансист.
В следующем году Рысмамбетов предлагает кабмину заняться рядом важных, на его взгляд, вещей:
- Во-первых, нужно вернуть землю крестьянам. Земельный кадастр уже открыли, и есть крупные игроки, которых просто не переломишь. Во-вторых, надо обязательно разбираться с водой - ее не хватает уже сейчас, еще несколько лет - и у нас будет большая засуха. Даже в столице, насколько я знаю, не хватает воды, не говоря о традиционно засушливых регионах – Кызылординской, Туркестанской, Мангстауской областях.
Что делать казахстанцам в этих условиях? Самое главное, по мнению Расула, - не надеяться на правительство и государство.
- Нужно сократить расходы до того, как за вас это сделает жизнь. Шагать по штанам и даже чуть уже. Рекомендую отложить покупку крупных вещей типа дома. Если же вы скопили нужную сумму и намерены обзавестись собственной крышей, то советую сделать это очень быстро.
Если хотите приобрести машину, то здесь важно учитывать, для чего вы ее берете: для альтернативного заработка, перепродажи или вами движет желание обновить модель. В последнем случае нужно понимать, нужна ли вам машина, которую вы не сможете обсуживать. Вероятнее всего, лучше обойтись скромной машиной, заодно и потаксуете.
И откладывайте тенге, а потом значительную часть - больше половины – переводите в твердую валюту: доллар, франк, евро, - призывает финансист.
Всепожирающая инфляцияФинансовый консультант Арман Батаев также призывает казахстанцев в текущих условиях сохранять деньги и правильно инвестировать.
- Депозиты под 16-17% годовых будут хорошо сохранять покупательский спрос. Также общепринято, что в такие кризисы при высокой инфляции хорошо делать инвестиции в фонды недвижимости, в акции компаний, производящих товары массового потребления, - говорит собеседник.
Комментируя недавнее решение Нацбанка, эксперт отметил, что при нормальной экономике при базовой ставке в 16% в стране должны происходить существенные сдвиги: цены на активы (ценные бумаги, бизнес, недвижимость и т.д.) должны значительно падать, особенно на недвижимость, так как людям выгоднее продать ее, положить деньги на депозит, и зарабатывать на проценте с минимальными рисками.
- Например, 2-х комнатная кв. в Астане при стоимости в 35 млн. тенге сдается за 200 тыс. тенге (доходность - 6,8% в год), тогда как 35 млн. тенге при текущих ставках депозита в 17,5% приносит ежемесячно 510 тыс. тенге. Аналогичная логика - для любого бизнеса с доходностью ниже 20% в год. Зачем нести риски бизнеса, если такие же деньги можно зарабатывать, разделив деньги, вырученные за бизнес, на депозиты в надежных банках?! Поэтому бизнесы должны были бы продаваться, пока доходность не станет выше 20% (т.е. точка входа снижается для нового покупателя, который может цену на услуги/товары также снижать), - говорит Батаев.
Однако в Казахстане ключевая/базовая ставка играет последнюю роль, так как все на ручном управлении, говорит финансист.
- Кредиты для бизнеса у нас по 6-8% и субсидируются через «Даму» и т.д. Автокредиты раздаются по 4%, создавая ажиотаж. Ипотеки для населения по 5-7% субсидируются госпрограммами «7-20-25», «5-10-20», «Отбасы банк» и т.д. Но все эти госпрограммы, льготные кредиты/ипотеки, постоянные вливания денег из Нацфонда приводят к гиперинфляции.
Правой рукой правительство запускает госпрограммы и затыкает проблемы/рты деньгами, а левой рукой Нацбанк борется с инфляцией (с последствием раздачи), поднимая ключевую ставку сразу на 150 б.п. (базисный пункт - сотая часть процентного пункта). Из-за этого абсурда мы все заплатим своими сбережениями, которые будут пожираться этой инфляцией, - считает финансист.
Удар по экономикеФинансовый аналитик Арман Бейсембаев полагает, что Нацбанку придется повышать базовую ставку и дальше.
- Думаю, она будет в районе от 16,5 до 17-18% годовых. Это нанесет серьезный удар по экономике, потребительскому спросу, бизнесу, деловой активности и, боюсь, на следующий год нам придется забыть про экономический рост, - говорит эксперт.
Прогнозировать рост цен на продукты собеседник не берется.
- За год продовольственная инфляция уже составляет от 23 до 30%. И в следующем году имеет смысл ждать не меньшего, чем в текущем году, роста цен, потому что пока слома инфляции я не вижу. Впереди Новый год, и мы еще получим традиционный скачок цен, -говорит Бейсембаев.
- По ГСМ, коммуналке многое будет зависеть от политики государства. Но если смотреть цену бензина на мировых рынках, то она в два раза выше, чем в Казахстане. Если цену отпустить, то мы получим двукратный скачок по бензину хоть завтра. Комуслуги попадают под антимонопольное регулирование, и, если его убрать, цены тоже взлетят – в 3-4 раза.
Свободное ценообразованиеФинаналитик заостряет внимание на том, что спустя почти год после январских событий мы возвращаемся к вопросу о ценах на газ.
- И чтобы не допустить повторения, необходимо создать условия для появления биржевого рынка газа, отстраивать инфраструктуру, создавать площадки, разработать стратегический план по этому вопросу хотя бы на 5 лет.
Нужно одновременно формировать этот свободный рынок и свободное ценообразование, чтобы люди успевали адаптироваться к пониманию, что теперь будет так. А когда вы за одну ночь отпускаете цену на газ и получаете шоковый 2-кратный прирост, получаете январь. Сам процесс повышения цены на газ необходимо растягивать на 7-10 лет, чтобы эта тема проходила фоном, и государство отступало по полшага назад, потихоньку отдавая вопрос в рынок. На сегодня же адекватного рыночного механизма регулирования цены на газ нет, - подчёркивает финансовый аналитик.
А нашим читателям собеседник советует вкладываться в собственное развитие.
- У меня нет оптимизма в плане экономических прогнозов. А вы не можете до седин заниматься тем, чем занимались 10 лет назад с тем же самым уровнем знаний. Инвестируйте в себя и свои мозги, больше читайте, пытайтесь заниматься предпринимательством, - призывает аудиторию Арман.
Им всё простят?В завершение эксперт поделился мнением о том, что в стране необходимо менять текущую экономическую и политическую конструкцию.
- Для этого Казахстан придется провести через жесточайший кризис, который, возможно, будет сопоставим с 90-ми. Хотя сейчас мы на другом историческом этапе. Хаоса 90-х, скорее всего, уже не будет, но глубина падения будет такой же. Национальная экономика может просесть на 20-30%.
Но у государства есть возможность провести радикальные реформы, потому что в такое время вам прощается всё. Кризис - это время, когда сгорают лишние капиталы, мощности, лишние долги, банкротятся предприятия, цены складываются в 2-3 раза. И произойдёт дефляция - цены упадут.
Под это дело можно поменять денежно-кредитную, монетарную, фискальную политику, может произойти полностью смена элит.
Кризис способен провести к таким процессам, особенно если он глубокий, структурный, трансформационный. Такие кризисы длятся до 2 лет, после -постепенно начинается восстановление, и в горизонте 5 лет вы выходите на траекторию роста, но уже качественно другой страны, - резюмирует финансовый аналитик.