Сможет ли Улытау прокормить страну?
Новость вчерашнего дня: бюджетникам трех новых областей все же выплатят зарплаты через три месяца задержки. Как заверил министр национальной экономики Алибек Куантыров, деньги есть. Вопрос лишь в бюрократии. Между тем, очевидно, что основные притоки денег в новые области – субвенции из республиканского бюджета. И в ближайшие годы, если посмотреть бюджет страны так и будет. Однако, судя по всему, в правительстве не теряют надежды, что когда-нибудь каждая «бедная» область даст экономике неплохой доход. За счет чего и когда – в материале golos-naroda.kz.
Уже много лет аналитики, сравнивая поступления в бюджет и трансферты из него, говорят о том, что «регионы с населением в 4-5 млн. кормят всех остальных». Это, конечно, грубое преувеличение. Пусть Казахстан и не самодостаточная страна, но можно полагать ее цельным организмом, где нет «ненужных» органов, то есть, регионов. Более того, поступления в бюджет от доноров значительно меньше субвенций в остальные регионы.
К примеру, законодателями в 2019 году было установлено изъятие от регионов доноров на 2021 год в размере 451 млрд тг, тогда как субвенции акцепторам – 2,1 трлн. тг.
До конца этого года Мангистауская область, наряду с Атырауской, Алматы и Астаной, входила в пул доноров. На следующие три года она выбыла из этого списка. В последние девять месяцев этот регион значительно отстал по суммам поступлений в республиканский бюджет, тогда как Алматинская область выходит в число лидеров.
Справедливости ради отметим, что список доноров Нацфонда отличается, и основные плательщики – как раз богатые ресурсами регионы, такие как Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская, Актюбинская и Кызылординская области.
За девять месяцев 2022 года бюджет Казахстана получил 11 триллионов тенге. При этом данные КГД МФ РК продемонстрировали интересную картинку. Указ Президента Казахстана от 4 мая об образовании новых регионов страны официально вступил в силу с 8 июня.
И, казалось бы, от региональных налоговых органов ожидать адекватных данных за столь небольшой период не приходится. И действительно, ни Улытауская, ни Абайская области никакой внятной статистики пока не дают.
А вот Жетысуская сумела выделиться. Статистика поступлений налогов и платежей оттуда ведется аж с января текущего года. И она впечатляет.
Область выделили из Алматинской, которая в прошлом году собрала более 773 млрд тенге. А вот за нынешний отчетный период уже обе области в сумме показали 960 млрд. Соответственно, новый регион хоть и не в лидерах, но и не в самом «хвосте».
В июне министр национальной экономики Алибек Куантыров на пресс-конференции в СЦК сообщил, что по итогам 2022 года ожидается увеличение объема валового регионального продукта по Абайской области до 2 трлн тенге, Жетысуской области – до 1,1 трлн тенге, а в Улытауской области – 1,3 трлн тенге. При этом ВРП на душу населения в 2022 году по Абайской области прогнозируется на уровне 3,1 млн тенге, по Жетысуской области – 1,6 млн тенге, а Улытауской области данный показатель прогнозируется на уровне 2021 года и составит 5,5 млн тенге, что почти на 30% больше, чем ВВП на душу населения за 2021 год.
И, не смотря на то, что Алматинская область теперь стала меньше, в министерстве предположили, что она, пусть и с минимальными объемами изъятий, в перспективе может стать донором республиканского бюджета.
Во вновь образованных регионах ожидают увеличения объема промышленного производства, в том числе по Абайской области – до 1 трлн тенге, Жетысуской области – 275 млрд тенге, Улытауской – 855 млрд тенге.
Однако с лета и в Улытауской, и в Жетысуской областях наблюдался спад промпроизводства.
Но министры полны оптимизма.
Улытауская область в течение трех лет получит почти 205 млрд тг на социально-экономическое развитие. Источники финансирования - республиканский и местный бюджеты, а также внебюджетные средства. Цель - открыть новые производства, увеличить количество рабочих мест и развивать инфраструктуру региона.
Вообще же на краткосрочную перспективу экономика области будет сохранять зависимость от крупнейших предприятий корпорации «Казахмыс», базирующихся в регионе.
Абайская область, в отличие от Жетысуской и Улытауской – регион с не самой понятной экономической картиной. В последние годы Восточно-Казахстанская область, от которой отделили теперь Абайскую, была лидером по объемам субвенций (после приоритетной Туркестанской). При этом, по итогам прошлого года и девяти месяцев 2022, налоговые поступления в ВКО на уровне областей-середнячков. И в определенные месяцы область демонстрировала «отрицательные» суммы поступлений. А на прошлой неделе в своем запросе на имя премьер-министра РК Алихана Смаилова депутат сената парламента Айнур Аргынбекова заявила, что регион испытывает недостаток собственных средств в размере 4,7 млрд тг.
Отметим, что в Абайской области сосредоточены два крупнейших промышленных гиганта – меднорудное предприятие KazMinerals Актогай и золоторудное Бакырчик (российский «Полиметалл»). В 2021 году в Семее с нуля запущен маслоэкстракционный завод по производству растительных масел мощностью 300 тыс. тонн сырья в год. Стоимость проекта – 7,9 млрд тенге.
Экономисты Абайского облакимата уверены, что «основным фактором роста экономики региона является промышленное производство, занимающее основную долю в структуре валового регионального продукта».
Также, отпуская Семейский регион в «свободное плавание», аким ВКО Даниал Ахметов недавно отметил, что в регионе запланирована реализация еще 25 крупных проектов на сумму 1,1 трлн тенге. Социальный эффект — создание около 7 тыс. рабочих мест.
Вообще, каждый аким области, от которой отрезали новые регионы, ведет себя как отец засидевшейся невесты: делает ей промоушен в меру своих умений. Но вот ситуация получается двоякая, поскольку все прелести сватуемой мы привычно делим на два. И этому есть причины.
В августе Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета опубликовал аудиторское заключение с оценкой эффективности программ и проектов индустриализации.
И тут выяснилось, что Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан не обладает сведениями о количестве закрытых, приостановленных и не работающих на полную мощность проектах в масштабах страны. Выяснилось отсутствие четкого учета количества реализуемых проектов в регионах. Как оказалось, не существует органа, который бы координировал и мониторил проекты Карты индустриализации и карты поддержки предпринимательства регионов. При этом, не смотря на то, что отбор проектов в Карты осуществляется согласно приоритетам ГПИИР на 2020-2025 годы, в самой госпрограмме не определены конкретные приоритетные виды деятельности обрабатывающей промышленности. В канцелярию премьер-министра предоставляется неактуальная информация по проектам.
В качестве результата строительства «потемкинских деревень» приводится такой факт. Исключение из Карты поддержки предпринимательства Карагандинской области проектов по причине финансовой несостоятельности, убыточности, повлияло на социально-экономические показатели региона. Не были созданы 1 229 рабочих мест, часть инвестиций не были освоена. В итоге Карагандинская область существенно потеряла как в налоговых поступлениях, так и в экспортной выручке.
В Туркестанской области за семь лет из региональной карты исключено 49 проектов по причине их финансовой несостоятельности, убыточности или отказа от реализации.
А в Шымкенте к приоритетам ГПИИР отнесли предприятия по переработке шерсти и производству стремянок.
Аудитор делает вывод: «Таким образом, в связи с отсутствием достоверных данных мониторинга Комитета и расхождением данных от госорганов с данными местных исполнительных органов, фактически не представляется возможным определить реальную эффективность от реализации проектов Карт (социально-экономический эффект) в виде полученных налогов, созданных рабочих мест, объема экспорта и т.д.».
Отметим, что и обещанных проектов в Абайской области не 25, а немного меньше. В списке на странице акимата их 21, при этом один уже введен в эксплуатацию – китайская ветроэлектростанция на 10 МВт. Что из оставшихся в списке 20 будет реально воплощено в жизнь – большой вопрос.
Вячеслав Щекунских