Но оно все равно стремительно дорожает
Продавцы говорят, что видят существенное снижение потребительского спроса на мясо, хотя дефицита продукции нет. Связано это, по их словам, с ростом цен на говядину. Но с чего вдруг стратегический для нашей нации продукт так подорожал? Корреспондент golos-naroda.kz разбирался в ситуации.
По данным бюро национальной статистики, меньше чем за год, с января этого года по октябрь, говядина подорожала на 200 тенге или на 10%. Официальные цены на красное мясо - 2073 тенге в начале года и 2273 - на октябрь, по стране. Курятина также выросла в цене с 975 до 1212 тенге или на 25%.
Стоит отметить, что бюро собирает данные о лопаточной части говядины и о бедренной части кур. Мы, казахи, называем такое мясо «үкіметтін еті», то есть, государственное мясо, не самая лучшая продукция.
Качественное мясо, разумеется, стоит дороже. По данным сайтов супермаркетов страны, в мегаполисах говядина стоит 3000-3200 тенге, в регионах - 2600-2800 тенге. Это самое обычное хорошее мясо с костью, не филе и не вырезка. Курица стоит в крупных городах - 1800-2000 тенге, в регионах - 1500-1700 тенге за кило, в зависимости от части туши.
Предприниматель Еркебулан Кенесбек занимается мясом: у него три торговые розничные точки в мясных павильонах, где продают конину, говядину и баранину. Свининой и птицей мужчина не занимается. По словам коммерсанта, люди стали жаловаться на дороговизну мяса.
«Люди на нас ругаются, говорят - дорого торгуете. А я что могу сделать? Поставщики мне привозят по такой цене, я не могу торговать себе в убыток. Мы сами покупаем мясо у перекупщиков, у фермеров напрямую сейчас сложно купить мясо. На мой взгляд, если на кого и жаловаться, так на этих перекупов, из-за них в цене мяса «сидят» лишние 5-10%», - категорично заявляет бизнесмен.
У фермеров есть свои предположения о том, из-за чего дорожает мясо. Они тоже жалуются на перекупщиков, но признают: цены поднялись и на откормочных площадках. В этом году существенно подорожали корма и импортные ветпрепараты, а без них скот не вырастишь. Тот же фактор повлиял и на рост стоимости курятины.
В итоге, как отмечают продавцы, покупатели стали сокращать свой рацион.
«В целом, покупательская способность снизилась, на мой взгляд. Я в этом бизнесе с 2008 года и четко остлеживаю покупательский спрос по своим постоянным клиентам. Например, одна семья с двумя детьми, где мама парикмахер, папа таксист, раньше приходили раз в неделю. Уходили - с 2 килограммами фарша и грудинкой на 1,5-2 кило. Сейчас эти же клиенты покупают только фарш, говорят - мы берем куринный фарш и смешиваем с говяжьим, потому что чисто говяжий - это уже дорого. Для бульона берут супнабор, - говорит Еркебулан Кенесбек.
В Казахстане неплохо развито животноводство. По данным бюро национальной статистики,постоянно растет количество выращиваемого в стране скота. Одних рогатых в сентябре 2020 года было менее 8,2 миллионов голов, по данным за сентябрь 2022 года – почти 9 миллионов. При этом такой показатель как валовой выпуск продукции животноводства в прошлом году составил 3,1 млрд тенге, а всего четыре года назад - 2,4 млрд тенге. Часть мяса - даже вывозится зарубеж, по данным минторговли, объемы экспорта также растут. Скажем, в 2019 году мяса вывезли на 58 млн долларов, в 2021 - на 79 млн , а за полгода 2022 года - уже на 70 млн. Мясо вывозится в Узбекистан, Кыргызстан, Россию и ОАЭ.
В этом, как уверен Еркебулана Кенесбек, и кроется причина того, что фермеры увеличивают цену на свою продукцию.
«Проблема в перекупщиках и рекрутах. Никто не хочет на это обращать внимание. Рекруты ездят по поселкам, по фермерам и покупают у них оптом мясо и отправляют на экспорт. Конечно, продать мясо за валюту им выгодней, чем продать в тенге. А фермеру без разницы куда продавать, лишь бы продавать. Почему государство не ставит запрет на экспорт, не думает о своих людях - мне непонятно, - говорит владелец магазина.
Еще одной причиной роста цены на мясо он называет рост курса рубля к тенге.
«Да, наше казахстанское мясо по вкусовым и энергетическим качествам отличное, так как животные на вольном выпасе, запас трав хороший. Но есть минус - у нас мало породистой скотины. У нас не занимаются сельхознаукой, как это было в КазССР. А в России это хоть немного, но осталось. Для примера, туша местной коровы будет весить 250-300 кг, а туша российской породистой - 450 кг. Понимаете, кроме мяса ведь есть сбой и внутренности, и для нас лучше, чтобы было меньше этого сбоя, а мяса - больше. Соответственно, порой закупаем российское мясо», - рассказываетЕркебулан Кенесбек.
Доктор экономических наук Алла Гизатова пояснила, что происходит с казахстанским рынком мяса. По ее мнению, у людей действительно снизился платежный спрос, в связи с чем они покупают меньше мяса.
«Взять например, среднюю зарплату учителя в Казахстане - 150 тысяч тенге. На нее он сможет купить 57,6 килограмм мяса, по 2600 тенге за килограмм. Но, нужно учитывать, что есть другие продукты, которые также выросли в цене, есть квартплата, одежда и кроме того, все мы - глубоко в кредитах. Поэтому приходится экономить и налегать на курятину. Одновременно с этим, есть фермер - товаропроизводитель и ему нужно сбыть свою продукцию. Если внутри своей страны мясо не покупают, он будет продавать его за границу - это закон рынка от которого не убежать. И хорошо, что за границей покупают казахстанское мясо, потому что если бы не покупали, тогда фермер бы разорился», - говорит Алла Гизатова.
По словам экономиста, запрет на вывоз мяса из страны ничего не решит: мясо не станет дешевле, а его экспорт превратиться в «серый».
«То есть фермеры через посредников начнут вывозить неучтенное мясо в другие страны по своим каналам. Без налогов и пошлин, без прибыли для государства и без знака качества «казахстанское мясо». Любой запрет порождает контрабанду. Что же касается перекупщиков и рекрутеров из-за которых увеличивается цена на мясо. Вот здесь конкретный прокол государства. Почему фермер не хочет сам ехать на оптовый рынок и сдавать свое мясо, почему он не хочет открыть свой фирменный магазинчик? Ответ прост: бюрократия и коррупция. Ему надо идти к ветеринару, в лабораторию, ехать мимо дорожной полиции и много-много других опасных и сложных для него моментов. Проще отдать перекупщику, как правило, это молодые парни, которые хотят быстро заработать. А магазин не открывает, потому что также это требует вложений и сложностей - санитарный контроль, пожарный контроль, оплата работы рубщикам, продавцам», - перечисляет Алла Гизатова.
Также экономист считает, что субсидии, выделяемые фермерам по линии министерства сельского хоязйства для удешевления мяса, не сильно влияют на конечную цену.
«Суммы выделяемых субсидий, казалось бы, растут. Но нужно понимать, что тенге - не самостоятельная валюта, мы привязаны к доллару, евро и рублю и поэтому увеличение денежной массы еще не говорит о том, что помощь оказывается в большем объеме. Еще нужно понимать, что выделить деньги - это одно, а получить их - другое. Какой процент из этих субсидий реально доходит до фермеров? Сколько в Казахстане случаев, когда деньги уходят «своим» фермерам. Сколько случаев, что фермеры просто отказываются от субсидий, потому что не хотят марать руки и давать «откаты» чиновникам. Все это тоже влияет на конечную цену продукции: субсидия не доходит фермеру, увеличивается себестомость выращенного скота и фермер сдает мясо по более высокой цене. Казахстанскому покупателю нужно понимать, что покупая килограмм мяса, он определенный процент платит за коррупцию и бюрократию, а потом уже за себестоимость продукции», - отметила Алла Гизатова.
Напомним, ранее мы писали о том, что цены на продукты в Казахстане в 2022 году выросли сильнее, чем во многих других странах СНГ. И этот рост чувствуют все – жители городов жалуются, что зарплат едва хватает на самое необходимое.
Ислам Жангельды