По его словам, самое главное - зажечь глаза детей
Российский ученый Артем Оганов рассказал, как занимается с тремя детьми в домашних условиях, передает golos-naroda.kz.
«По выходным мы с детьми занимаемся. Я стимулирую в своих детей культуру почемучек, желание разбираться, почему вещи устроены так, а не этак», – сказал он, выступая на Nobel Fest.
По его словам, вещи интересны в той степени, в которой они связаны с другими вещами. «Например, понятие атома важно и физики, и для химии, и для биологии и так далее. В-третьих, я всего лишь человек, я могу многого не знать. Умнейший человек человечества Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». И я не стесняюсь признаться своим детям, что я ничего не знаю. Я пытаюсь в этом разобраться и дать ответ детям», – говорит он о своем подходе в детском образовании.
Ученый подчеркнул, что является ученым-теоретиком и точно знает, что самое ценное знание передается через эксперименты, поэтому с детьми проводит опыты – вместе с отцом они выплавляют свинец, делают спички, бенгальские огни и многие другие вещи.
«Я подумал, что самое важное зажечь глаза детей. Как? Самое простое, когда у вас нет оборудования, приборов и реактивов, начните с истории», – говорит он.
Через исторического героя дети узнали о географии, о многих исторических фактах. Изучение бронзового века привело к химии.
«Я сказал: ребята, пойдемте в гараж, я покажу вам, что такое бронза. Мы выплавили первые металлы, сначала свинец, потом и бронзу. Я показал свойство камня и металла. И вот у нас пошла химиия, но парралельно идет и физика, и я подключаю биологию. А еще мы по ночам смотрим в телескоп звезды», – говорит он.
Спикер признался, что больше всего от этих уроков получает он сам, как ученый, потому что отвечая на детские вопросы, он стал задавать вопросы себе, и ответы на них переросли в научные публикации.
Артем Оганов рассказал о том, как дома они проводят опыты. Например, Архимед каким-то непонятным образом жег римские корабли в море. «Как же он мог это сделать, но рецепт может быть только один. И Архимед его знал – это параболическое зеркало. Я заказал на AliExpress это зеркало, и мы проделали опыт», – говорит он. Параллельно дети узнали, почему эти зеркала параболические и где их применяют.
В конце своего выступления спикер призвал аудиторию придумать, что она может дать своим детям, ведь вложения в них приносят многократный результат.
Также на фестивале у него спросили, с какого возраста можно обучать детей. По мнению Артема Оганова, делать это можно с первого года жизни, даже, когда ребенок еще не говорит, потому что в подсознании эти вещи остаются, даже, если он не вспомнит. Это сформирует их культуру и кругозор. Поначалу учить будет очень трудно. Поэтому историю лучше взять, как исходную точку. А далее складывать картину из кусочков, и поначалу они не будут склеиваться. Постепенно пазл будет собран, и дети начнут все понимать. В этом деле понадобится терпение и стремление заинтересовать ребенка, поскольку абстрактные вещи могут вызвать скуку и не запомнятся.
Артем Оганов - теоретик-кристаллографер, минеролог, химик, физик и ученый науки о материалах. Обосновал (2011) и возглавил (2011-2017) комиссию по кристаллографии материалов (Международное объединение кристаллографии). Призер университета Латсис (2006), получил медаль европейского сообщества минерологов исследователей (2007), вошел в список 1000 талантливых профессоров (2012, Китай)